Характеристика деятельности: общая, профессиональная, экономическая. Виды деятельности, процесс и общая оценка
Все люди вместе, различные их группы, а также каждый человек в отдельности ежедневно взаимодействуют с окружающим миром. В результате некие образы воплощаются в материальные объекты, а определенные человеческие потребности удовлетворяются.
Деятельностью называют такое взаимодействие со средой, которое направлено на достижение целей, поставленных сознательно. Кроме того, в итоге нее должны создаваться ценности, значимые для общества, либо осваиваться социальный опыт.
Общая характеристика деятельности
Каждый человек, как и группа людей, проявляют в течение жизни разного рода активность. Однако не всякие ее проявления называются «деятельность». Характеристики и оценка ее должна быть:
- социально обусловленной, так как она является продуктом исторического развития общества в целом;
- целенаправленной, поскольку цель деятельности выбирается индивидом осознанно;
- субъектной, то есть обусловленной характеристиками личности;
- предметной, так как общество вырабатывает способы и нормы действий, которые люди направляют на предметы духовной и материальной культуры;
- плановой, ведь все ее элементы подчиняются четкой системе и продуманному порядку.
Деятельность реально существует в разнообразных формах, воплощается в культуре и отражается в искусстве.
Элементы, проявления и способы осуществления
Характеристика деятельности включает также понятия «поступок», «поведение», «операция».
Элементом деятельности является поступок. Это некое действие, имеющее выраженный социальный смысл.
Психическая деятельность внешне проявляется в поведение. Это либо определенная мимика и позы индивида, либо серия совершаемых поступков. Здесь далеко не всегда наблюдается наличие определенного плана или цели.
Операция - особый способ осуществления какого-то действия в неких условиях. С помощью них решаются основные задачи. В большинстве случаев операции носят автоматизированный, зачастую не осознаваемый характер.
Характеристика видов деятельности
Дифференцируя деятельность по видам, выделяют три основных.
Вид деятельности | Сущность процесса и характеристика деятельности | Результат деятельности |
Труд | Предметы природы, духовной и материальной культуры заметно изменяются. | Потребности удовлетворяются, создается продукт, признанный общественно значимым. |
Учение | Приобретение знаний. Навыки и умения могут быть получены в специально организованных учреждениях, попутно как побочный результат другой деятельности, в процессе самообразования. | Психологическое развитие индивида, освоение знаний и опыта, выработанного социумом. |
Игра | Вид с закрепленными в ходе истории типичными способами человеческих действий и взаимодействий. | Социализация личности, овладение всем опытом человечества, личностное, когнитивное и нравственное развитие детей. |
Разные этапы развития личности предполагают разную ведущую деятельность. Ведущим называется не тот вид деятельности, какому субъект посвящает наибольшее количество времени, а определяющий самые важные психические характеристики человека.
Трудовая деятельность – удел взрослых
Известные на сегодня формы разделения труда таковы:
- общая (все общественное производство состоит из разных сфер: промышленность, транспорт, связь, аграрный сектор и прочие);
- частная (появление относительно самостоятельных отраслей внутри сфер общего разделения труда);
- единичная (то, как разделяется труд на каждом конкретном предприятии).
Все три формы соединены крепкими связями. Как общая, так и единичная формы разделения труда могут влиять на частную. На все три воздействует технический прогресс, ставящий новые технологические и организационные задачи и изменяющий характеристики деятельности участников производственного процесса.
Это происходит, например, за счет автоматизации производства. Она высвобождает трудящихся, ведет к иному, чем прежде, разделению труда и меняет общую структуру работников.
Социальная деятельность
Человек производит и воспроизводит что-либо как существо общественное. Он целенаправленно и постоянно изменяет как природный, так и социальный мир путем социальной деятельности.
Она имеет два исходных элемента: деятельность актуальная и накопленная.
Характеристика социальной деятельности выделяет также две ее стороны, являющиеся основными. Это общественное сознание и непосредственно практика.
Кроме того, различают два фактора этого вида деятельности: социальную информацию и организацию.
Двумя регуляторами здесь выступают социальное управление и в противовес ему - социальное дезуправление.
Отражение социальной деятельности в научной литературе
Наука изучает деятельность, считая ее одной из фундаментальных задач. Великие умы в области философии и социологии, глубоко проникшиеся естествознанием и обществознанием, бьются над этой проблемой.
Стремясь классифицировать социальную деятельность по ее характеристикам, ученые предлагают различные варианты.
Например, М. С. Кветной описывает деление по четырем элементам:
- интересы и потребности;
- цели и мотивы;
- средства и действия;
- продукты.
М. С. Каган основывается на трех основных элементах социальной деятельности, но в ином разрезе:
- субъект;
- объект;
- активность.
По мнению Б. А. Грушина, классификационных рядов нужно выделять тоже целых три.
- по характеру затрачиваемой энергии (мускульные, умственные, психические силы);
- по составу (предметная деятельность, информационная и «игра физических либо психических сил»);
- по общему характеру (производство, потребление, общение).
Профессиональная деятельность
Психология труда главным своим объектом считает профессиональную деятельность.
Она характеризуется внешне и внутренне.
- Внешне (через объект и субъект, предмет труда, средства для ведения деятельности и ее условия).
- Внутренне (описываются механизмы и процессы психического регулирования, сама структура, все содержание и операции, необходимые для реализации профессиональной деятельности).
Стоит уточнить значение некоторых понятий, связанных с внутренними характеристиками профессиональной деятельности.
Предметом труда называют те вещи, а также явления и процессы, с которыми вступает во взаимодействие трудящийся (как мысленно, так и практически).
Те орудия, что усиливают способности субъекта по распознаванию специфики предмета труда и изменению его, называют средствами труда.
Условия же труда складываются из четырех характеристик профессиональной деятельности:
- социальная;
- психологическая;
- санитарно-гигиеническая;
- физическая.
Экономическая оценка деятельности
Грамотно составленная экономическая характеристика деятельности предприятия включает несколько разделов.
Название раздела | Содержание раздела |
Общие сведения | В соответствии с каким законом создано, организационно-правовая форма, полное фирменное наименование, место нахождения, почтовый адрес. Оценивается уставный капитал, описываются учредители, сроки и цели деятельности, форма собственности, рассматривается устав. |
Структура управления предприятием | Дается на основе трех основных систем управления производством: линейной, функциональной и смешанной. Указывается, является ли предприятие юридическим лицом, описывается иерархия руководства. |
Характеристика трудовых ресурсов и оплаты труда | Общее количество сотрудников, производственно-техническая база. Обзор кадровой политики, качественный и количественный анализ персонала. |
Основные экономические показатели работы | Темпы роста объемов производства и реализации. Обзор производственных фондов, средств и предметов труда, изучение рациональности и экономности. Общее описание финансовых результатов деятельности предприятия. |
Обращая внимание на все указанные пункты, можно составить вполне подробный портрет любого предприятия, узнать его отличительные особенности и характеристику процесса деятельности.
Богатая пища для науки
Как содержание, так и строение деятельности достаточно сложные. Она имеет большое количество разновидностей и великое множество конкретных проявлений. Описывать их можно бесконечно.
С восьмидесятых годов прошлого века и по сей день деятельность не перестает глубоко изучаться представителями разных наук.
Деятельность изучают различными методами. Например, К. Левин предложил социопсихологическое исследование. Оно предполагает проникновение в самую суть проблемы, сначала произведя необходимые изменения, а после наблюдая его следствия. Данный метод считается эффективным в программах работы с заключенными или дискуссиях между жертвами расизма и людьми с расовыми предрассудками.
Деятельность изучают многие науки, например, география. Ведь человек не приспосабливается, словно животное к какой-нибудь среде обитания. Он сам приспосабливает ее под свои потребности. Трудится на этом поприще длительное время, чтобы улучшить условия и не допустить катаклизмов.
Психология изучает деятельность человека с точки зрения психического отражения в ней действительности.
В статье описаны лишь основные характеристики деятельности и рассмотрены некоторые ее виды.