Основная задача и цель науки

Наука представляет собой систему знаний, находящуюся в непрерывном развитии. Она исследует объективные законы природы, мышления, формирования и деятельности общества. Знания превращаются в непосредственные производственные ресурсы.

Подходы к характеристике

Наука может рассматриваться в различных аспектах. Она может характеризоваться как:

  1. Специфическая форма общественного сознания, в основе которой лежит система знаний.
  2. Процесс познания законов объективного мира.
  3. Определенный тип разделения труда в обществе.
  4. Один из ключевых факторов социального развития.
  5. Процесс выработки знаний и их применения на практике.

Наука: предмет, задачи, цели

Знания, полученные в ходе простых наблюдений, несомненно, имеют большое значение для человека. Однако оно не будет раскрывать суть явлений, связей между ними, позволяющих объяснить причины возникновения того или иного феномена, с определенной степенью вероятности предсказать последующее его развитие. Правильность научного познания определена не только логикой. В качестве обязательного условия выступает проверка его на практике. Какова цель науки? Она состоит в исследовании закономерностей природы и общества. Полученные результаты используются для воздействия на окружающую среду для получения полезных благ. Каждое исследование имеет свой предмет. Цель науки – изучение феноменов для поиска ответов на поставленные вопросы. Проблемы, которые формулирует исследователь, определяются темой познания. Цели и задачи науки реализуются поэтапно. Исследование начинается со сбора фактов, их анализа и систематизации. Информация обобщается, раскрываются отдельные закономерности. Полученные результаты исследований позволяют выстроить логически упорядоченную систему знаний. На ее основе объясняются те или иные факты, предсказываются новые. Основная цель науки, таким образом, состоит в получении информации для описания существующей действительности, построения моделей перспективного ее развития.

Процесс познания

Цель науки достигается через переход от живого наблюдения к абстрактному мышлению и далее – к практике. Процесс познания предполагает, кроме прочего, накопление фактов. При этом они должны систематизироваться, обобщаться, логически осмысляться. Без этих действий не может реализовываться цель науки. Систематизация и обобщение фактов осуществляется при помощи простых абстракций. Они представляют собой понятия, выступающие ключевыми элементами науки. Определения, имеющие более широкое содержание, именуются категориями. К ним, например, относят понятия о содержании и форме явлений.

Элементы

Реализуя цель науки, любой ученый использует аксиомы, принципы, постулаты. Под ними понимают исходные положения определенного направления познания. Они считаются базовой формой систематизации. В качестве важнейшего звена в системе выступают законы. Они отражают самые устойчивые, существенные, объективные повторяющиеся связи в тех или иных явлениях (природных, общественных и пр.). Как правило, законы представлены в виде определенного соотношения категорий и понятий. Одной из высших форм обобщения и систематизации информации выступает теория. Под ней понимают научные методы и принципы, позволяющие логически осмыслить и познать процессы, проанализировать влияние на них различных факторов, предложить варианты их использования на практике.

Методы

Они представляют собой способы теоретического исследования либо практической реализации определенного явления или процесса. Метод является ключевым инструментом, позволяющим достичь цель науки – открыть и обосновать объективные законы реальности. Любая теория, в рамках которой объясняется характер каких-либо процессов, всегда связана с конкретным частным способом исследования. Основываясь на общих и специальных методах, ученый получает ответы на исходные вопросы: с чего начать изучение, как следует относиться к фактам, каким образом их обобщать, как прийти к выводам. Сегодня все важнее становится роль количественного способа исследование процессов и явлений. Это обуславливается стремительным развитием ЭВМ, вычислительной математики, кибернетики.

Гипотезы

Они используются в случае, когда у ученого недостаточно материала для достижения конечной цели исследования. Гипотеза представляет собой обоснованное предположение. Оно формулируется для объяснения феномена и может быть после проверки подтверждено или опровергнуто. Гипотезой зачастую является первоначальное описание, "черновой вариант" закона.

Связь с производством

Развитие науки, реализация ее задач выступает в качестве отправной точки для революционирования практики. Полученные в ходе исследований результаты позволяют создавать новые отрасли производства. Наука сегодня выступает в качестве движущей силы общества. Это обуславливается следующими факторами. В первую очередь многие типы производств и технологических операций изначально зарождаются в научно-исследовательских институтах. Формирование химических технологий, атомной энергии, получение специфических материалов – далеко не полный перечень передовых достижений НИИ. Немаловажное значение имеет и сокращение сроков между непосредственно открытием и внедрением его в производство. Сравнительно недавно этот промежуток мог растягиваться на десятилетия. Сегодня, например, с открытия лазера и до его практического применения прошло несколько лет. Стоит также сказать и о том, что в самой производственной сфере достаточно успешно развиваются исследования, расширяется сеть научно-промышленных учреждений. Актуальным стало сегодня творческое сотрудничество ученых, рабочий, инженеров. Кроме этого, резко вырос профессиональный уровень персонала. Сотрудники предприятий широко применяют научные знания на практике.

Виды исследований

Научная деятельность в зависимости от целевого назначения может быть теоретической или прикладной. В первом случае исследования ориентированы на выработку и формулирование новых принципов. Как правило, их называют фундаментальными. Их цель состоит в расширении знания, которым обладает общество. Фундаментальные исследования способствуют более глубокому пониманию законов природы. Теоретические разработки используют преимущественно в дальнейшем развитии новых направлений познания. Прикладные исследования ориентированы на разработку новых методов создания оборудования, материалов, технологий и пр. Их цель – в удовлетворении нужд общества в развитии определенной производственной отрасли.

Прикладные разработки

Они бывают кратко- и долгосрочными, бюджетными и пр. Их цель состоит в преобразовании исследований в технические приложения. Конечным результатом выступает подготовка материала для практического применения. Как правило, этим занимаются специальные конструкторские бюро, опытные, проектные производства. При этом работа выполняется по определенной схеме. На начальном этапе формулируется тема. В качестве нее может выступать определенный научно-технический вопрос. Важным этапом в ходе разработки выступает обоснование темы. Завершающей стадией является внедрение результатов исследования и проверка их эффективности.

Комментарии