Педагогика как наука, которой принадлежит будущее

Науки бывают разные. Среди них особое место отводится сегодня педагогике, которая после веры в Бога является той нишей, которая может спасти мир от нравственной гибели, так как педагогика как наука о воспитании, то есть превращении человека в настоящую личность, призвана созидать, а не разрушать.

Что понимается под понятием «воспитание»? Это не просто формирование человеческой личности. Под воздействием надлежащего воспитательного процесса личность становится управляемой в хорошем смысле этого слова. Качества и способности, заложенные в человеке природой в процессе воспитания, усовершенствуются. Происходит обязательный поступательный переход от низшего к высшему, более благородному и ценному. Все действия воспитанного человека направлены на привнесение в жизнь общества таких моментов, которые облегчают жизнь, а не усложняют ее. Это и есть та задача, которую выполняет профессиональная педагогика как наука.

Педагогика  как наука – это краеугольный камень для подготовки воспитателя, умеющего словом, примером или воспроизведением новых условий побудить воспитанника к положительным действиям, незаметно предотвращая нежелательные процессы. Причем то, что является целью педагога, воспитываемой личностью производится совершенно сознательно, исходя из внутренних чувств и побуждений. То есть внешний стимул, создаваемый воспитателем, становится двигателем внутренних потребностей и желаний, в осознанную необходимость совершения хороших поступков, формируемых в головном мозге. Ни о каком давлении в процессе воспитания и речи быть не может. И педагогика как наука о воспитании своими теоретическими положениями и практическими разработками призвана осуществлять становление сознательной личности.

Однако, профессиональная педагогика как наука не является сторонницей влияния на воспитанников только воспитывающих личностей в лице родителей или учителей. Прямые воздействия, оказываемые ими, конечно, неоценимы. Но нельзя не учитывать и косвенные влияния, которым подвергается личность в процессе воспитания. К ним относится воздействие коллектива и среды, в которой растет и развивается человек. К сожалению, это влияние не всегда несет в себе положительные моменты, в результате чего может вырасти и неуправляемая личность. Вот здесь в силу вступает тот процесс организации жизнедеятельности, которому педагогика как наука отводит особое место.

Взаимодействие взрослых и детей происходит в соприкосновении с различными ситуациями, возникающими в жизни. И от того, насколько умело педагог в этих условиях умеет «разрулить» проблему, насколько активно он воздействует на формирование правильных понятий у растущего человека и зависит уровень воспитанности новой личности.  

 Педагогика  как наука наряду с воспитанием важное место отводит обучению. Это понятие двустороннее. Учитель передает свои знания учащимся, а они, в свою очередь, должны их усвоить и затем применить в своей жизни. И главный упор умелый воспитатель делает на передаче тех знаний и опыта, которые накоплены человечеством не только в области науки и техники, но и нравственности и этике, политике и культуре. Таким образом, мы видим, что понятие обучения не может существовать отдельно от процесса воспитания.

 Педагогика  как наука понимает процессы воспитания и обучения как активную познавательную деятельность человека. Нельзя автоматически брать и использовать знания. Нужно понять их смысл, испытать их в своей практике и применять их в жизни там, где это уместно. То есть формирование мировоззрения личности, готовой приносить пользу обществу – это и есть основная задача такой науки, как педагогика.

Комментарии