Вальтер Беньямин - одинокий бунтарь

Имя немецкого философа, марксиста, эстетика, критика и переводчика Вальтера Беньямина все чаще вспоминают нынешние культурологи. Цитировать его нынче стало модным. Так же, как и многих его современников, таких как Ортега-и-Гассет или Бертольт Брехт. Всех их объединяло трагическое ощущение мира, беспокойство о судьбах искусства и пессимизм в отношении человечества. Видимо, все это оказалось очень созвучно нашей эпохе, именующей себя «постмодернизмом». Эта статья — попытка пролить хотя бы слабый свет на то, каким человеком был Вальтер Беньямин.

Краткая история жизни

Будущий философ родился в 1892 году в благополучной еврейской семье в Берлине. По материнской линии Вальтер Беньямин состоял в родстве с Генрихом Гейне. Отец занимался торговлей антиквариатом. Впоследствии банкротство семейного дела побудило философа отправиться в Москву. Это было в 1926-1927 годах. Он много работал в архивах, встречался с Владимиром Маяковским. От этой поездки у него остались в основном негативные воспоминания, которые он и зафиксировал в своем «Московском дневнике». В 1933 году еврей и антифашист Вальтер Беньямин вынужден был эмигрировать из Германии. Он уехал во Францию, откуда в 1940 году попытался попасть в США через Испанию.

Трагический конец

В пересечении границы испанцы отказали писателю, так как у него не было визы. По закону его должны были отправить обратно во Францию, где уже хозяйничали нацисты. Ему разрешили переночевать в местном отеле, где он совершил самоубийство в ночь с 26 на 27 сентября. Его смерть помогла остальной группе беженцев перейти границу — испанцы, под впечатлением от трагедии, пропустили всех безоговорочно. В этой группе была Ханна Арендт, бывшая большой поклонницей идей Беньямина. Она перевезла с собой один из черновиков его статьи «О понятии истории» и опубликовала ее в США под заголовком «Тезисы по философии истории».

Философские взгляды

Вальтер Беньямин, как и многие его современники, испытывал сильное влияние марксизма. Он весьма своеобразно сочетал его с еврейским мистицизмом и психоанализом. Будучи переводчиком, являлся распространителем французской культуры. Благодаря ему романы Марселя Пруста и Шарля Бодлера выходили в Германии. Вальтер Беньямин предвосхитил исторический подход второй половины 20 века. Свои взгляды на философию истории он и изложил в посмертном труде, который перевезла в США Арендт. Но самая известная работа, которую написал Вальтер Беньямин? - «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости». В ней он сформулировал теорию, ставшую очень популярной в наше время: об ауре, которую теряет объект искусства, подвергшийся бесконечному тиражированию.

Судьба учения

Только после его смерти, во второй половине 20 века, идеи Вальтера Беньямина стали приобретать известность. Большую роль в этом сыграли его друзья и коллеги - Теодор Адорно и Гершом Шолем. Адорно создал целый архив философа, собрав все его записи, заметки, отрывки текстов и черновики в одном месте. Он не разделял работы Беньямина на значимые и проходящие. Этот архив и лег в основу многолетнего труда Адорно, посвященного наследию Вальтера Беньямина. Он много сделал для популяризации трудов писателя, однако сосредоточился исключительно на его философских работах. Долгое время никто не подозревал о наличии у Беньямина исследований по истории фотографии, например.

Вальтер Беньямин: цитаты, ставшие наиболее известными

Язык Вальтера Беньямина весьма специфичен. Писатель отличался способностью видеть большое в малом, делать глубокие выводы из обыденнных вещей. Поэтому неожиданные повороты его речи часто вызывают удивление, но не могут не восхищать. К примеру, в «Берлинских хрониках» он выводит свою будущую мятежность и склонность к саботажу из упрямого нежелания идти рядом с кем-либо, которое было свойственно ему в детстве.

Поэтизация повседневного — вот отличительная черта стиля Беньямина. В работе «Улица с односторонним движением» он связывает зарождение детектива с эпохой буржуазии. Весь этот пышный, темный и немного пыльный интерьер, которым окружали себя разбогатевшие торговцы, как нальзя лучше подходит для усопших тел. «На этой софе тетя могла быть только убита», - пишет философ.

Возможно, Вальтер Беньямин становится все популярнее, потому что нынешнее поколение, судорожно оборачиваясь вокруг себя, не находит никаких точек опоры и вынуждено искать их в прошлом. Он воспринимается теперь как пример идейного сопротивления устоявшимся традициям, бунтарского духа неверия в очевидное и отрицания поклонения науке как единственному ответу на все вопросы. Его работы написаны изысканным, правильным немецким языком и стилистически совершенны. Их обязательно стоит прочесть каждому, кто интересуется вопросами, связанными с исторической перспективой.

Комментарии