Международные межправительственные организации
Большинство современных государств в XXI веке взаимодействуют друг с другом при решении определенных вопросов. При этом международная деятельность касается сегодня многих внутринациональных вопросов. К примеру, торговля, политика, медицина и другие подобные сферы все больше переходят на всемирный уровень. Конечно, глобализация, а именно так и называется данный процесс, является позитивным фактором. Она позволяет задействовать больше людей при разработке какой-либо проблематики. К тому же глобализация влияет на процесс взаимного обмена информацией и культурными особенностями между различными государствами. При этом нужно отметить, что международная сфера регулируется одноименной правовой отраслью. Последняя имеет свою специфику и определенных субъектов, которые вступают в правоотношения.
Наиболее специфическими субъектами международного права являются межправительственные организации. По их поводу не существует на сегодняшний день единого правового мнения среди ученых. Поэтому юридический статус международных межправительственных организаций характеризуется огромным количеством особенностей, которые существенно отличают данного субъекта от иных сторон в отношениях между странами.
Право международного характера
Конечно, любое юридическое явление необходимо рассматривать с позиции отрасли, которая его непосредственно регулирует. Межправительственные организации – это субъект одноименной отрасли. Они представляют собой совокупность юридических норм, которыми регулируются отношения между странами, организациями, общностями. При этом в подобных отношениях должен в обязательном порядке присутствовать иностранный элемент. Этот ключевой фактор выделяет международное право среди иных, более классических правовых отраслей, которые существуют в национальных юридических системах.
Субъектный состав
Одной специфической чертой международного права является состав лиц, которые могут принимать участие в отраслевых правоотношениях. В классической теории юриспруденции принято разделять субъектов той или иной сферы регулирования на юридических и физических лиц. В международном праве подобной градации нет, потому что люди не являются его субъектами, хотя многие ученые пытаются доказать противоположное. Тем не менее участвовать в отраслевых отношениях могут:
- непосредственно государства;
- ордена и союзы;
- организации, осуществляющие представительство какого-либо народа;
- изгнанные правительства;
- вольные города и субъекты политико-территориального устройства той или иной страны;
- межправительственные, неправительственные организации.
Таким образом, представленные субъекты являются прямыми участниками отношений между различными странами. При этом их список не является исчерпывающим. Ведь все международное право в большей своей части представляет совокупность договорных норм. Поэтому никто не может дать гарантию, что через определенный промежуток времени не будет выведен прецедент принадлежности иных лиц к институту субъектов упомянутой отрасли.
Понятие международных межправительственных организаций
Любое юридическое явление, институт, правило или же норма имеют собственно определение. Межправительственные организации также не исключаются из сферы действия этого правила. Понятие этого субъекта можно найти как в специальных договорах, так и на уровне доктрины. Наиболее общее понятие гласит о том, что международной межправительственной организацией является фактическое объединение нескольких независимых, суверенных государств. В данном случае большое значение имеет цель создания подобного субъекта. В большинстве случаев межправительственные организации создаются для достижения каких-либо экономических, политических, социальных, научно-технических результатов. Юридической основой их «рождения» становится не что иное, как договор многостороннего характера.
История появления субъекта
Конечно, межгосударственные межправительственные организации существовали далеко не всегда. Более того, само понятие этих субъектов появилось в период между XIX и XXI веком. Суть в том, что такого рода организации стали формой многосторонней дипломатии. Но лишь в середине XX века в резолюции Экономического и Социального Совета ООН было дано официальное определение подобного субъекта. С этого момента межправительственные организации стали полноправными участниками международных отношений. Нормативная закрепленность дала толчок к разработке правил, форм деятельности и признаков подобных субъектов. Поэтому в XXI веке существование и деятельность упомянутых субъектов не вызывает ни у кого вопросов.
Межправительственные и неправительственные международные организации: отличия
Сегодня можно встретить множество схожих между собой юридических категорий. К числу таковых можно причислить неправительственные и международные межправительственные организации. Субъекты международного права двух представленных типов существенно отличаются между собой. Главным разграничивающим фактором является момент непосредственного создания. Неправительственные организации учреждаются частными лицами. Помимо этого, в их деятельности не присутствует коммерческий интерес.
Существует три основных критерия, которым подобные субъекты должны отвечать.
- Во-первых, их деятельность во всех случаях добровольна, в то время как межправительственные организации придерживаются определенной линии в своей работе.
- Во-вторых, цели подобных субъектов глобальны. Они направляются на достижение каких-либо международно-правовых интересов.
- В-третьих, учредительство организаций такого рода происходит на частной основе. К тому же они не являются образованиями территориального типа.
Таким образом, организации межправительственные и неправительственные – это два совершенно разных субъекта, юридическая основа которых существенно отличается.
Что такое признаки межправительственной организации?
Если мы говорим о каком-либо юридическом институте, то необходимо в обязательном порядке упомянуть его ключевые особенности. В теории права они называются признаками. Они представляют собой те особенности, которые выделяют юридическое явление из массы иных. Признаки межправительственной организации, как мы понимаем, также существуют в теории одноименной отрасли. При этом они играют важную практическую роль. Если организация не отвечает ряду определенных моментов, то её невозможно признать межправительственной. Таким образом, определение признаков – это важный аспект работы упомянутого в статье субъекта.
Особенности межправительственных организаций
Ученые выделяют множество ключевых моментов представленных субъектов. Однако самыми главными являются всего лишь шесть основных признаков.
- Прежде всего, субъекты межправительственных организаций – это в обязательном порядке суверенные государства.
- Вторым ключевым признаком является их договорная основа. Учредительный акт является основным юридическим фактом создания межправительственной организации. В подобном документе можно найти ведомости о принципах, формах и направлениях её деятельности, органах управления, структуре, участниках и их компетенции, а также другие подобные вопросы.
- Неотъемлемым признаком организации является наличие экономических, политических, культурных или иных целей.
- В обязательном порядке межправительственные организации, а точнее их деятельность, контролируется специальными, созданными на основе учредительного договора, органами.
- Юридическая основа и деятельность организации должна отвечать нормам и принципам международного права.
- Последним специфическим признаком подобного субъекта является его правосубъектность.
Таким образом, представленные признаки международной межправительственной организации характеризуют субъект как участника правоотношений определённого типа. Чтобы та или иная организация смогла вступать во взаимодействие на мировом уровне, она должна отвечать всем без исключения особенностям, указанным выше.
Особенности правосубъектности
Субъект каких-либо отношений должен обладать определенным юридическим статусом. Данную категорию можно охарактеризовать как правосубъектность. Она состоит из двух взаимосвязанных элементов: правоспособности и дееспособности. Правосубъектность межправительственных организаций характеризуется собственной спецификой, которая далеко не всегда отвечает классическим канонам права. Суть в том, что упомянутые в статье субъекты не являются тождественными обычным государствам. Конечно, они создаются на основе договора между странами, однако суверенитетом не обладают. То есть правоспособность и дееспособность межправительственных организаций возникает с момента их непосредственного создания. В процессе своей деятельности объединения являются официальными представителями сторон-участников. Его работа гарантирует исполнение целей, ради которых государства основали организацию. Таким образом, правосубъектность межправительственных объединений существенно ограничивается интересами его участников.
Процесс создания субъекта
Международные межправительственные организации создаются путем общего решения определенных стран. Для этого между будущими участниками объединения заключается учредительный договор.
Как уже указывалось ранее, в этом документе представлены ведомости о работе объединения, его органах управления, целях создания, членах и т. д. Субъекты создания в дальнейшем будут именоваться «государства-учредители». Именно они будут принимать решение о возможности включения иных держав в организацию. Обычно юридический статус государств-учредителей и принятых стран является абсолютно одинаковым. Тем не менее договором вполне могут предусматриваться ограничения для держав, которые были включены в объединение позже момента его создания.
Управленческие органы организации
Межправительственные объединения, а точнее, их деятельность должна чем-то регулироваться. Договор – это юридический аспект координирования работы субъекта, а органы управления – организационные. Как правило, управление делится на основное и дополнительное. Органы первого вида создаются на основе учредительного договора и занимаются решением наиболее важных вопросов деятельности межправительственной организации. Дополнительные или же вспомогательные органы имеют временный характер, а их создание происходит с целью регулирования конкретных процессов.
Заключение
Итак, в статье мы выявили ключевые признаки межправительственных международных организаций. Конечно, дальнейшая теоретико-правовая разработка подобных субъектов необходима, ведь они все чаще встречаются в мире сегодня.