Ст. 24 Закона «О полиции»: Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции. Ст. 24 Закона «О полиции» с комментариями

Деятельность современного человека с каждым днем принимает все новые, более интересные и сложные формы. Однако существуют сферы, уровень актуальности которых не становится меньше вот уже несколько лет подряд. К числу подобных можно отнести правоохранительную деятельность. Её зарождение произошло в древние времена.

Известно, что в античных городах-государствах существовали специальные отряды, занимающиеся охраной полиса, то есть города. Представители этой сферы деятельности пользовались большим почетом и уважением в обществе, что обуславливало престиж правоохранительной деятельности.

Данная тенденция не изменилась и сегодня. Если взять, к примеру, полицейских Российской Федерации, то они пользуются не только исключительным уважением, но еще и рядом социальных льгот. К тому же государство обеспечивает этих служащих всеми необходимыми средствами, вещами и техникой. Однако правовой статус полицейских РФ не является совокупностью лишь социальных льгот. Служащие данного типа есть носителями специальных полномочий, делегированных им государством.

Одним из таковых является право на использование специальных средств и оружия. Учитывая специфику полицейских задач, ношение спецсредств и огнестрельного оружия обусловлено банальными правилами безопасности. При этом законодатель в специальных нормативных актах вводит институт гарантии личной безопасности полицейского, о чем пойдет речь далее в статье.

Что такое полиция?

Гарантии безопасности вооруженного полицейского закреплены в ст. 24 Закона «О полиции». Однако перед рассмотрением этой нормы необходимо разобраться в особенностях самого органа. Данное ведомство на территории нашего государства появилось давно. Уже во времена правления Петра I в России существовали полицейские подразделения. На сегодняшний день орган является составной частью Министерства внутренних дел Российской Федерации. В число его основных функций входит:

  • защита человеческой жизни и здоровья;
  • охрана человеческих свобод и законных прав;
  • борьба с преступностью;
  • охрана общественного порядка и т. д.

Как мы видим, задачи полиции являются довольно специфичными. Поэтому на представителей органа распространяются рамки особого юридического статуса. Эффективная реализация функций производится полицейскими благодаря структурированности данного органа.

Специальные полномочия

Тот факт, что полиция – это орган, который непосредственно реализует все аспекты политики борьбы с преступностью, дает его представителям право использования специальных средств и огнестрельного оружия. Подобного рода полномочия являются гарантией личной безопасности.

Что касается нормативного регулирования использования специальных средств и огнестрельного оружия, то подобный юридический механизм существует. Он закреплен в ст. 19, 24 Закона «О полиции». Согласно положениям нормативного акта, полицейские могут в исключительных случаях применять к определенным лицам меры физического воздействия, а также специальные предметы, одним из которых является оружие. При этом очень важно, чтобы реализация полномочий такого рода производилась в строгих нормативных рамках, иначе полицейский будет привлечен к юридической ответственности определенного характера. Чтобы более детально разобраться в особенностях законодательного регулирования использования оружия, специальных средств и физической силы, необходимо проанализировать отдельные статьи ФЗ «О Полиции».

Право на физическую силу

Закон «О Полиции», ст. 18, 24, показывает ключевые нормативные рамки, в которых происходит реализация специальных полномочий служащих органа. Если мы говорим конкретно о физической силе, то данный метод является нормативной реакцией сотрудника МВД на противоправные действия. К тому же применение подобной меры воздействия допускается в тех случаях, когда лицо препятствует выполнению законных требований полицейского. Но само использование физической силы не должно быть чрезмерным. Другими словами, полицейский обязан всячески минимизировать ущерб, который может быть причинен.

Юридические гарантии применения физической силы

Стоит отметить, что факт использования специального полномочия полицейским является изначально юридическим. Поэтому о подобных действиях сотрудник МВД должен незамедлительно извещать своего непосредственного начальника и, конечно же, прокурора. Информация к последнему субъекту должна быть доставлена не позднее 24 часов с момента применения физической силы.

Такой подход обеспечивает законность и открытость деятельности правоохранительного органа, а также оперативное выяснение всех обстоятельств конкретной ситуации. В данном случае ст. 20, 24 Закона «О полиции» имеют схожие положения. В обоих случаях закрепляются ключевые юридические алгоритмы действия после применения указанных специальных мер.

Особенности применения специальных средств

Федеральное законодательство устанавливает рамки использования полицейскими специальных средств. К числу подобных предметов можно отнести специальные палки, газовые баллончики, наручники, светошоковые, акустические устройства, бронемашины, водометы и т. п. Порядок и рамки их использования являются такими же, как и в случае с физической силой. То есть применение специальных средств должно быть обоснованным и законным. Обеспечение последнего фактора производится путем уведомления служащего надзорного органа.

Огнестрельное оружие: понятие и риски

В деятельности полиции нередко используется один очень жесткий метод влияния на преступников. Таковым является огнестрельное оружие. Оно представляет собой предмет, которые приводит в движение пулю, посредством сгорания пороховых газов. В свою очередь, пуля при попадании в человека может вызвать его смерть.

Таким образом, использование огнестрельного оружия хоть и допускается в деятельности полиции России, но на практике допускается лишь в определенных случаях. При этом существуют очень жесткие юридические рамки действий подобного характера, которые закрепляет ст. 23 и ст. 24 Закона «О полиции». Таким образом, огнестрельное оружие, как метод воздействия, является одним из специальных полномочий полиции и характеризуется следующими особенностями, а именно:

  • его использование может вызвать смерть человека;
  • применить огнестрельное оружие можно лишь в определенных случаях, прямо предусмотренных законом;
  • неправомерное использование полицейским огнестрельного оружия является условием привлечения его к ответственности.

Однако законодателем разработаны определенные гарантии безопасности сотрудников полиции, которые вооружены. То есть мы говорим о существовании специальных юридических аспектов, при которых использование наиболее сурового метода воздействия является правомерным. Их детально описывает закон РФ «О полиции», статья 24. При этом институт гарантий имеет свои особенности.

Статья 24 Закона «О Полиции»: комментарии

Если проанализировать ст. 23 ФЗ, регламентирующего деятельность сотрудников МВД, то можно выделить ключевые, модельные ситуации, в рамках которых допускается использование огнестрельного оружия. Но применение этой суровой меры воздействия может быть реализовано при других объективных обстоятельствах, о чем нам говорит Закон «О полиции», глава 5. Статьи 24 и 23 в данном случае схожи, однако закрепляют разные правовые институты. Согласно гарантиям безопасности вооруженного полицейского, последний имеет право приводить свое оружие в боевую готовность, если в определенной обстановке есть предпосылки для его применения. В данном случае сотрудник МВД на основе субъективного восприятия действительности может делать выводы по поводу необходимости использования в будущем наивысшей меры воздействия.

Помимо этого, ст. 24 Закона «О полиции» содержит еще одну гарантию применения оружия. Во второй части нормы говорится о том, что сотрудник МВД имеет право применить оружие, если лицо, которое было задержано в условиях боевой готовности полицейского, начнет необоснованное приближение к последнему. Таким образом, ст. 24 Закона «О полиции» создает комплексный юридический режим защиты служащих правоохранительного органа в определенных ситуациях. Безусловно, данный подход является индикатором развитости полицейской системы и её эффективности.

Ответственность за несанкционированное применение

Стоит отметить тот факт, что неправомерное использование огнестрельного оружия, специальных средств или физической силы влечет применение к полицейскому мер юридической ответственности разного типа. Прежде всего сотрудник полиции будет привлечен к дисциплинарной ответственности. Если в его действиях присутствует состав преступления, то в силу вступят нормы уголовного законодательства. В любом случае использование огнестрельного оружия и других специальных полномочий должно быть законным и обдуманным.

Заключение

Итак, нами была рассмотрена статья 24 Закона «О полиции». Разбор и комментарии к норме показывают, что она является обязательным нормативным элементом в деятельности сотрудников МВД Российской Федерации. Ведь статья дает возможность полицейским реализовать свои задачи и бороться с преступностью максимально эффективно.

Комментарии