Понятие мышления как процесса. Мышление, его формы и виды

Информация, которую получает человек из окружающего мира, позволяет ему формировать представление не только о внешнем, но и о внутреннем аспекте предмета. Он может воображать объект, предполагать его изменение во времени. Все это позволяет делать человеческое мышление. Понятие, процессы, которые его составляют, изучаются в рамках такой дисциплины, как психология.

Терминология

Понятие мышления обладает рядом специфических черт. В первую очередь оно представляет собой познавательную деятельность человека, которая характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности. Явления и предметы реального мира имеют такие свойства и взаимосвязи, которые индивид может изучить непосредственно. Понятие мышления тесно связано со способностями человека воспринимать реальность, ощущать ее. Познание осуществляется посредством изучения цвета, формы, звуков, особенностей перемещения и размещения объектов в пространстве.

Признаки

Раскрывая понятие мышления, необходимо в первую очередь пояснить его опосредованный характер. Все, что человеку не удается познать прямо, изучается косвенно. Недоступные для непосредственного исследования свойства анализируются через другие характеристики – доступные. Опосредованность – один из ключевых признаков, включенных в понятие о мышлении. Операции мышления всегда базируются на чувственном опыте: ощущениях, представления, восприятиях. Кроме этого, базу составляют приобретенные ранее теоретические знания. Рассматривая понятие мышления, аналитики указывают на еще один важный признак – обобщенность. Познание общего в реальных объектах осуществляется потому, что все их характеристики имеют связь друг с другом.

Характеристика

Выражение обобщений производится с помощью языка. При этом словесное обозначение может относиться не только к одному отдельно взятому предмету, но и целой группе объектов. Обобщенность характерна для образов, выраженных в представлениях. Однако в них она ограничивается наглядностью. Слово позволяет безгранично обобщать все, что познает человек, используя мышление. Формирование понятий представляет собой отражение существенных свойств объекта. Человек воспринимает явления, анализирует их и обобщает признаки в определенные категории.

Мышление: понятие, суждение, умозаключение

Представление о предмете является высшим продуктом деятельности мозга. Суждением является такая форма мышления, которая отражает реальные объекты в их отношениях и связях. Проще говоря, оно представляет собой идею, мысль. Понятие "логическое мышление" предполагает создание определенных последовательностей, состоящих из выводов. Такие цепочки необходимы для решения какой-либо задачи, поиска ответа на вопрос. Такие последовательности именуются рассуждением. Оно обладает практическим значением только в том случае, когда приводит к какому-то конкретному выводу – умозаключению. Оно, в свою очередь, и будет являться ответом на вопрос. В понятие "логическое мышление" вывод входит в качестве составного и обязательного элемента. Он дает знание о явлениях и предметах, имеющих место в объективном мире. Выводы могут быть дедуктивные, индуктивные и по аналогии.

Чувственные компоненты

Рассматривая основные понятия мышления, нельзя не сказать о его основе. Она создается представлениями, восприятием, ощущениями. Информация в мозг поступает с помощью органов чувств. Они выступают в качестве единственных каналов связи человека с окружающим миром. Содержание сведений перерабатывается в мозге. К наиболее сложной форме обработки информации относят мышление. Решая в мозге задачи, человек выстраивает цепочки идей, приходит к какому-то выводу. Так он познает суть вещей и явлений, формулирует законы и их связи. На основании всего этого человек изменяет мир вокруг себя. Мышление формируется на основе восприятий и ощущений. Переход от чувственного к идейному предполагает определенные действия. Работа мозга состоит в выделении и обособлении объекта либо его признака, отвлечении от конкретного, установлении общего для множества предметов.

Коммуникативная составляющая

Несмотря на то что понятия мышления, сознания формируются на базе чувственного познания, наибольшее значение для человека имеет взаимосвязь с языком. Он позволяет сформулировать и передать свои выводы. Современные психологи не считают, что внутренняя речь обладает такими же функциями и структурой, как внешняя. Под первой подразумевается переходное звено между замыслом и словом. Механизм, посредством которого становится возможной перекодировка общего смысла в высказывание, является подготовительной стадией.

Нюанс

Рассматривая понятие о мышлении, речи, необходимо отметить один важный момент. Выше было установлено, что между ними имеется тесная связь. Однако ее наличие не означает, что мышление всегда сводится исключительно к речи. Эти элементы относятся к разным категориям и имеют отличительные признаки. Мыслить – это не означает говорить про себя. Подтверждением этому может послужить возможность высказать одну и ту же идею различными словами. Более того, человек далеко не всегда может подобрать нужные термины, чтобы выразить свои выводы.

Дополнительно

В качестве объективной формы мышления выступает язык. Идея выражается через письменное или устное слово. В этой форме она может восприниматься не только автором, но и другими людьми. Язык обеспечивает сохранение мыслей. С его помощью идеи систематизируются, передаются будущим поколениям. Вместе с тем существуют и дополнительные средства. Их описание часто используется авторами, исследующими понятие "новое мышление". В современных условиях человеку приходится придумывать новые способы передачи данных для ускорения их познания и получения выводов. К наиболее распространенным средствам относят условные знаки, электрические импульсы, звуковые и световые сигналы.

Классификация

Виды мышления определяются в зависимости от места, которое занимает слово, действие, образ, их соотношения. По этому признаку выделяют три категории познания:

  1. Конкретно-действенное (практическое).
  2. Абстрактное.
  3. Конкретно-образное.

Указанные виды классифицируются также и по специфике поставленных задач.

Конкретно-действенное познание

Оно ориентировано на решение определенных задач в рамках конструктивной, производственной, организаторской либо другой практической деятельности человека. Такое мышление заключается в понимании технических аспектов предметов и явлений. К ключевым его признакам следует отнести:

  • ярко выраженную наблюдательность;
  • внимание к элементам;
  • умение использовать детали в конкретных ситуациях;
  • навыки работы с пространственными образами и моделями;
  • способность быстро переходить от размышлений к действиям и обратно.

Наглядно-образное познание

Как видно из наименования, такое мышление основывается на представлениях человека о предметах и явлениях. Этот вид познания называется еще художественным. Для него характерна отвлеченность мысли и обобщенность. Человек использует свои представления для создания наглядных образов.

Абстракция

Словесно-логическое мышление ориентировано преимущественно на поиск общих природных или социальных закономерностей. Абстрактное (теоретическое) познание позволяет отразить свойственные явлениям и предметам отношения и связи. В нем используются широкие категории и понятия. Образы и представления выполняют вспомогательные функции.

Эмпирический метод

Он дает первичную информацию. Познание осуществляется с помощью опытов. Обобщения формулируются на низшем уровне абстракции. По мнению психолога Теплова, многие авторы в качестве единственного образца рассматривают работу теоретика (ученого). Однако не меньших интеллектуальных сил требует практическая (опытная) деятельность. Умственная работа теоретика сконцентрирована главным образом на начальном этапе познания. Он предполагает отступление от практики. Интеллектуальная работа исследователя сосредотачивается в большей степени на переходе от абстракции к опыту. В практическом мышлении существенное значение имеет оптимальное соотношение воли и ума человека, его энергетических, регуляционных, познавательных возможностей. Эта форма познания связана с оперативным формулированием приоритетных задач, разработкой гибких программ и планов. В напряженных условиях своей деятельности практик должен обладать большим самообладанием.

Теоретическое познание

Оно способствует выявлению всеобщих отношений. Теоретическое мышление связано с исследованием объекта в системе отношений. В результате выстраиваются концептуальные модели, создаются теории, обобщается опыт, раскрываются закономерности развития явлений, информация о которых обеспечивает преобразовательную работу человека. Теоретическое познание имеет неразрывную связь с практическим. Однако при этом первое отличается относительной самостоятельностью результатов. Теоретическое мышление базируется на предыдущих знаниях и служит основой для получения новой информации.

Другие типы познания

В зависимости от нестандартности или стандартности поставленных задач и выполняемых процедур выделяют мышление творческое, эвристическое, дискурсивное, алгоритмическое. Последнее направлено на заранее определенные правила, общепризнанную последовательность конкретных действий, которые необходимо совершить для достижения цели. Дискурсивное мышление базируется на системе умозаключений, имеющих взаимосвязь. Эвристическое познание ориентировано на решение нестандартных задач. Творческим называют мышление, которое приводит к получению принципиально новых результатов. Кроме этого, выделяют также продуктивное и репродуктивное познание. Последнее предполагает воспроизведение результатов, которые были получены ранее. В таком случае происходит соединение мышления с памятью. Продуктивный метод прямо ему противоположен. Такое мышление приводит к получению совершенно новых познавательных результатов.

Комментарии