Пыльник шаровой опоры: обзор, устройство, схема

Шаровая опора в современных автомобилях – это один из элементов системы подвески управляемых колес. Благодаря этой опоре рычаги подвески жестко, но с некоторой подвижностью, закреплены на ступице колеса. Эта самая опора расположена на днище автомобиля и испытывает серьезные нагрузки. Чтобы защитить механизм от губительного воздействия пыли и грязи с дороги, используют пыльник шаровой опоры.

Функция

Данная деталь по своей конструкции представляет шарнир, с помощью которого колесная ступица закрепляется к рычагу подвески. Основная задача, которую решает элемент – это дать поворотному колесу свободу перемещаться в горизонтальных плоскостях, а вот движения в вертикальной плоскости – полностью исключить. Но шаровую деталь можно встретить не только в качестве опор ступицы. Их устанавливают и в развальных рычагах, рулевых трапециях.

Также данный шарнир встречается в некоторых газовых упорах капота. Раньше вместо шаровых опор применяли шкворневые шарниры. Это тяжелые механизмы, которым для идеальной работы требовалось значительное количество смазочных материалов. Самое главное – колесо получало свободу для поворота лишь в одной оси, что не самым лучшим образом отражалось на управляемости автомобиля в целом. Инженеры, которые создали шаровую опору, уже тогда понимали, что она будет испытывать неимоверные нагрузки. Любой удар от дорожного полотна будет отдаваться на этот шарнир. Также страдает пыльник шарнира равных угловых скоростей и амортизаторы. Все это негативно сказывается на исправности подвески и рулевого механизма.

Деталь не стали покрывать алмазным напылением, так как большого смысла в этом нет. А сам механизм превратился в расходный материал, который при необходимости можно легко заменить на новый. Пыльник шаровой опоры частично защищает механизм шарнира от износа вследствие абразивного действия грязи и пыли. Если бы этого защитного элемента не было, срок службы шарнира составлял несколько дней.

Как устроена опора

В самом начале данная деталь выглядела в виде корпуса, в котором был установлен шаровый палец, поджатый через металлическую пластину пружиной. Сверху был установлен пыльник шаровой опоры. Чтобы деталь работала более чем два-три дня, внутри заложено достаточное количество смазочных материалов. Те, кто обслуживают такие детали, знают, что за смазкой, а точнее ее количеством и качеством, необходимо регулярно следить. Но такая конструкция использовалась не всегда. Когда наступила эпоха пластика, из элемента убрали пружину. Часть пальца была заключена в деталь, напоминающую полусферу.

Она образовывалась за счет вкладышей из пластика. Больше конструкция не менялась, а единственное изменение – это замена пластика на нейлон, который имеет большую стойкость к износу. Производители сегодня производят обслуживаемые и необслуживаемые шарниры. Так, на обслуживаемых установлены специальные масленки. Их можно разобрать для замены смазки. Однако последние десять лет разборные конструкции не используются.

Сколько шаровых опор в автомобиле?

Количество этих шарниров сводится к тому, какой именно тип подвески установлен в авто. В самых простых системах типа "МакФерсон" используется два элемента. Они оба расположены внизу. С ростом рычагов, увеличивается и количество опор.

На двухрычажных системах подвески устанавливаются по две опоры с каждой из сторон – верхние и нижние. В наиболее сложных решениях может быть до пяти элементов.

Необходимость пыльника

Пыльник на шаровую опору устанавливался всегда и совсем не важно – разборный шарнир или нет, отдельный или интегрированный в рычаг. Как понятно из описания алгоритма действия и конструкции опоры, она постоянно находится в движении. Чтобы работа шарнира была максимально длительной, необходимо наличие смазки, а также чистота трущихся поверхностей. Если в смазочные материалы, или просто на трущиеся поверхности попадет песок, грязь или пыль, тогда эти вещества будут работать как абразив. Это приведет к интенсивному износу трущихся между собой деталей.

Каким должен быть пыльник?

Пыльник шаровой опоры предназначен для защиты механизма от грязи, песка и других загрязняющих веществ с дороги. Это чехол из резины, которые надевается на конкретный узел. Кроме того, что пыльник защищает деталь от грязи, он также позволяет предотвратить утечку смазки из шарнира. Пыльник плотно фиксируется на опоре. Чтобы элемент мог идеально выполнить свою защитную функцию, он имеет ряд определенных характеристик и свойств.

Деталь обязательно должна быть эластичной, так как шарнир является подвижным. Также изделие не теряет своих свойств в достаточно широком температурном диапазоне. Зимой, когда температура воздуха может опускаться достаточно низко, пыльник отличается эластичностью. Но он должен быть излишне мягким при воздействии высоких температур. Изделие изготавливается из такого материала, который не восприимчив к агрессивным средам или химическим веществам. Большинство узлов, что защищены пыльниками, и шаровая опора в том числе, расположены с внешней стороны. Есть определенный риск, что на их поверхность могут попасть химикаты или реагенты. Дополнительно пыльник устойчив к контакту с горюче-смазочными материалами. Внутри узла имеется смазка, а значит, что на внутренней поверхности изделия она будет тоже. Возможны и утечки смазки, и часть их оказывается на внешней стороне детали.

Как выглядит элемент?

Пыльник нижней шаровой опоры (или верхней) представляет собой чехол в форме «гриба». Широкая часть элемента надевается непосредственно на корпус. Палец проходит через более узкое отверстие. Данные изделия зачастую закрепляются лишь на корпусе. Для этого используется стопорное кольцо. На пальце фиксация не нужна. Защитный элемент держится за счет плотной посадки.

Замена пыльника шаровой опоры

В случае повреждения этой детали, заменить ее очень просто.

Достаточно отсоединить узел от ступицы колеса. Затем при помощи отвертки поддевают стопорное кольцо, и защитный элемент легко снимется с опоры. Теперь можно установить новый элемент, но предварительно перед установкой лучше промыть трущиеся поверхности опоры и смазать их. Если из строя вышла нижняя опора, тогда замене подлежат обе детали, даже если верхняя цела. Так же меняется и пыльник верхней шаровой опоры. Часто он идет в комплекте.

Резюме

Замена пыльника стоит недорого. Поэтому, в случае его повреждения, не нужно тянуть с покупкой. Эта деталь предотвращает выход шаровой опоры из строя. Любая диагностика ходовой части и подвески автомобиля начинается именно с проверки уплотнителей. Ведь если порвался пыльник, то вскоре износится и узел, который он защищал. Пыльник шаровой опоры ВАЗ можно купить за 200-300 рублей, но роль его в системе подвески довольно серьезная. Причин, по которым выходят из строя шаровые опоры, всего три. Первая - ударные нагрузки на систему подвески. Так бывает, если ездить через рельсы на высоких скоростях. Вторая причина – отсутствие смазки там, где она необходима. И, наконец, третья – разрушенный пыльник. Поэтому не стоит недооценивать функцию данных элементов. Своевременная замена пыльника предотвратит дорогостоящий ремонт шаровой опоры.

Комментарии