Луврский дворец: история и фото
Луврский дворец (Франция) представляет собой музейно-архитектурный комплекс в центре Парижа, формировавшийся многие столетия. Первоначально здесь размещалась массивная крепость, позднее перестроенная в элегантную королевскую резиденцию. Сегодня это величайший музей мира с богатой коллекцией произведений искусств.
Описание
Крупнейший исторический особняк Европы, переделанный в музей, расположен на правом берегу Сены. За 800 лет комплекс перестраивался многократно. В архитектурном плане Лувр впитал элементы стилей ренессанса, барокко, неоклассицизма и эклектики. Отдельные здания, пристроенные друг к другу, в целом образуют мощное строение, возведенное по плану удлиненного прямоугольника. Безусловно, одной из самых важных достопримечательностей Парижа является Луврский дворец.
План комплекса включает:
- основное здание, состоящее из трех соединенных галереями частей;
- подземную экспозицию, видимой частью которой является стеклянная пирамида во дворе Наполеона;
- триумфальная арка Карузель и сад Тюильри.
В комплексе зданий общей площадью 60 600 м2 размещается музей с более чем 35 000 произведений искусства. Мировое наследство представлено картинами, скульптурами, украшениями, предметами быта, элементами архитектуры, охватывающими период от древних времен до середины девятнадцатого века. Среди наиболее ценных экспонатов – стела с кодексом Хаммурапи, скульптура Ники Самофракийской, картина «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи и другие шедевры.
Раннее средневековье
Луврский дворец, история создания которого восходит к XII веку, первоначально выполнял сугубо оборонительные функции. Во время правления Филиппа-Августа II за пределами Парижа была построена тридцатиметровая оборонительная башня - донжон. Вокруг нее возвели 10 башен поменьше, соединенных стеной.
В те неспокойные времена основная опасность исходила с северо-запада: в любой момент могли атаковать викинги или претенденты на французский трон из рода Плантагенетов и Капетингов. Кроме того, в союзе с королем Англии было герцогство Нормандия, расположенное по соседству.
Крепость выполняла дозорно-оборонительную функцию. Отдельные части башни можно увидеть в подвале. Они относятся к экспозиции, посвященной истории Лувра, и объявлены археологическим заповедником. Не исключено, что король построил цитадель на фундаменте более ранней оборонительной системы. Кстати, слово «лувр» на языке франков означает «сторожевая башня».
Позднее средневековье
Во второй половине четырнадцатого века Луврский дворец претерпел кардинальные изменения. К тому времени Париж значительно расширился. Были возведены новые городские стены, и старая цитадель оказалась внутри городской черты. Стратегическое значение оборонительного сооружения нивелировалось. Карл V Мудрый перестроил крепость в представительный замок и перенес сюда свою штаб-квартиру.
Донжон был кардинально перестроен. Внутреннюю планировку приспособили под жилые нужды, появилась крыша с пинаклями. Вокруг четырехугольного двора построили жилые и хозяйственные постройки одинаковой высоты. Над главными воротами возвышались две небольших элегантных башенки, что придавало сооружению определенную изящность.
Нижняя часть стен частично сохранилась до наших дней. Остатки зданий занимают четверть восточного крыла нынешнего Лувра. В частности – четырехугольник вокруг квадратного двора.
Эпоха Возрождения
В шестнадцатом веке Франциск I решил заново перестроить Луврский дворец. Архитектор Пьер Леско предложил реконструировать замок в стиле французского Ренессанса. Работа началась в 1546 году и продолжилась при Генрихе II.
Новое здание первоначально должно было иметь прямоугольную форму с большим внутренним двором (Кур Каре), но в конечном счете форму изменили на квадратную. При жизни Пьера Леско была построена только часть западного крыла на южной стороне. Это самые старые полностью сохранившиеся постройки нынешнего Лувра.
Зодчий широко применял в архитектуре классические формы, сочетая их с французской традиционной школой (высокие крыши с мансардами). Здание характеризуется гармоничной артикуляцией фасада с тремя зонами разрывов в виде прямоугольных окон, увенчанных треугольными фронтонами, разделенными пилястрами и аркадами на первом этаже. Фасад дополнили большим количеством скульптурных композиций. Луврский дворец внутри представлял не менее впечатляющее зрелище. Леско вместе со скульптором Жаном Гужоном построили Большой Зал со статуей Артемиды.
Расширение замка
В годы правления Екатерины Медичи рядом был построен дворец Тюильри и разработана концепция пристройки к нему существующих зданий Лувра. Реализовывать проект пришлось Генриху IV.
Сначала Луврский дворец очистили от остатков старого замка и расширили внутренний двор. Затем архитекторы Луи Метезо и Жак Андруэ завершили возведение галереи Petite и начали работу над Большой галереей (Grand Gallerie), которая соединила Лувр и Тюильри.
Уже на этом этапе комплекс становится средоточием науки и культуры. Здесь размещалась типография, монетный двор. А впоследствии в одном из зданий разрешили селиться и работать скульпторам, художникам, ювелирам, часовщикам, оружейникам, резчикам, ткачам.
XVII век
Луврский дворец продолжил разрастаться и в семнадцатом веке. Людовик XIII подхватил эстафету своих предков. При нем Жак Лемерсье в 1624 году начал строительство павильона Часов, а севернее возводилось здание – копия галереи Пьера Леско.
Людовик XIV, питавший слабость к грандиозным проектам, приказал снести старые постройки и достроить помещения вокруг внутреннего двора. Все они были выдержаны в едином стиле. Но самой амбициозной задачей было возведение Восточной колоннады.
Так как эта часть дворца обращена к городу, ее решили сделать особенно эффектной. Были приглашены лучшие европейские архитекторы того времени. Самый смелый проект представил итальянец Джованни Бернини. Он предложил вообще снести дворец и возвести новый. Учитывая, с каким трудом и упорством комплекс строили предыдущие короли, идею отклонили. Клод Перро (старший брат сказочника Шарля Перро) разработал компромиссный вариант, от которого и стали отталкиваться.
Лицо Парижа
Восточная колоннада преобразила Луврский дворец. Описание 173-метрового сооружения специалисты характеризуют следующим образом – это наивысшее воплощение идей французского классицизма. Клод Перро отказался от доминировавшей в то время массивной римской архитектуры, элементами которой были полуколонны и пилястры. На смену пришли воздушные открытые колонны в коринфском стиле, подпирающие плоскую крышу (что также было новаторством).
Удивительно, что К. Перро (фактически являвшийся самоучкой) смог придать зданию величественность без вычурных скульптур и «украшательств», столь популярных в XVII веке. Его идеи гигантского стройного ордера, возвышающегося над массивным первым этажом, подхватили архитекторы по всей Европе. Подобные типы зданий встречаются и в Санкт-Петербурге. Идея размещать колонны попарно между окон, с одной стороны, позволила сохранить воздушность колоннады, с другой – увеличить количество света, поступающего в залы.
VXIII-XX века
В этот период Луврский дворец теряет статус королевской резиденции. В 1682 король Людовик со свитой переезжают в Версаль. Многие залы остались недостроенными. При Наполеоне Бонапарте строительство продолжилось. По проекту Висконти достроили северное крыло. Были возведены новые галереи – Фонтэн и Персье.
В XX веке (1985-1989 годы) знаменитый архитектор М. Пей предложил смелый и изящный проект подземной экспозиции музея. При этом дополнительный вход в Лувр осуществлялся через стеклянную пирамиду, одновременно являющуюся куполом подземного холла.
Формирование коллекций
Уникальные коллекции Лувра начали формироваться еще со времен короля Франциска I, восхищавшегося итальянским искусством. Он собрал в своей загородной резиденции Фонтенбло произведения эпохи Возрождения, перекочевавшие затем в Париж.
В собрании Франциска I были полотна Рафаэля, Микеланджело, коллекция драгоценностей. Кроме того, монарх приглашал с Апеннин лучших итальянских зодчих, живописцев, ювелиров, скульпторов. Самым знаменитым его гостем был Леонардо да Винчи, в наследство от которого Лувру досталась картина «Джоконда».
В период правления монарха Генриха IV Луврский дворец в Париже стал художественным центром Франции. В Большой галерее работали десятки известных мастеров, чьи творения стали основой будущего музея. Людовик XIV также любил все прекрасное. В его королевском кабинете насчитывалось полторы тысячи картин, французских, фламандских, итальянских, голландских художников.
Великая французская революция поспособствовала развитию музея и превращению его в публичное заведение. Коллекции королей, аристократов, церкви были национализированы и пополнили музей. Наполеоновские походы стали следующим источником пополнения экспозиций. После поражения Бонапарта были возвращены свыше 5 000 захваченных произведений прежним владельцам, но многие остались в Лувре.
Становление музея
Учредительное собрание 26.07.1791 распорядилось собрать в Луврском дворце «памятники искусств и наук». Для публики музей открыли 18.11.1793.
В XX веке Луврский дворец, фото которого поражает великолепием, претерпел изменения. Заново была построена подземная галлерея со стеклянной пирамидой, а коллекции музея разделили. Здесь остались только произведения, созданные до 1848 года. Более поздние картины импрессионистов переехали в музей Орсе и Импрессионизма. Те экспонаты, которые созданы после 1914 года, находятся в Национальном центре им. Жоржа Помпиду.