Новоорлеанский джаз: история, исполнители. Джазовая музыка
1917 год во всём мире стал поворотным и в какой-то мере эпохальным. Если для Российской империи он ознаменовался революционными событиями, то во Франции Феликсом д’Эреллем был открыт бактериофаг, а в Нью-Йорке в студии звукозаписи Victor была записана первая революционная джазовая пластинка. Это был новоорлеанский джаз, хотя исполнителями были белые музыканты, которые с детства слышали и страстно полюбили "музыку чёрных". Их пластинка Original Dixieland Jazz Band очень скоро распространилась по престижным и дорогостоящим ресторанам. Одним словом, новоорлеанский джаз, вышедший из низов, покорил высшее общество и постепенно стал считаться музыкой элиты. Впрочем, она считается таковой и по сей день.
Что такое джаз?
Этот музыкальный жанр сформировался на основе мелодий чернокожих рабов, которые были насильно доставлены на американский континент для служения белым плантаторам. Поэтому еще долгое время джазовая музыка считалась музыкой низшей расы. Даже после того, как она получила популярность в белом американском обществе, в нацистской Германии, например, она был запрещена, поскольку считалась проводником негритянско-еврейской диссонирующей какофонии. В СССР она также была долгое время запрещена, поскольку "верха" считали, что она является апологетом образа буржуазной жизни, а также агентом-проводником империализма.
Особенности
Традиционный джаз можно со всей ответственностью назвать революционной музыкой, поскольку этот стиль является "борцом" в своем роде. Никакой музыкальный жанр не видел на пути своего становления стольких препятствий и преград. Джазовые исполнители вели постоянную борьбу за право существования, за свое место под солнцем. В первое время они не имели возможности выступлений перед широкими аудиториями, им не предоставлялись большие концертные площадки и стадионы. Однако в этом и есть один, а может и больше плюсов. Среди поклонников этой музыки нет случайных людей. Истинные любители приняли джаз как образ мышления и жизни вообще. Джаз – это импровизация, это свобода! Человек с ограниченным мировоззрением, со стандартными представлениями о жизни не может понять, что представляет собой новоорлеанский джаз. Особенности его заключаются именно в том, что он имеет своего специфического слушателя. Это всегда яркие, интеллектуальные и духовно богатые люди, которые ценят качественную и смысловую музыку.
Новоорлеанский джаз: история
Этот музыкальный стиль зародился на стыке 19-го и 20-го веков, в результате слияния африканской и европейской музыки. Рабов, которых привозили на Американский континент из Африки, священники-миссионеры обращали в христианство, учили их петь церковные гимны. А те миксировали их со своими религиозными песнями "спиричуэлс". В этом музыкальном коктейле также присутствовали мотивы блюзов, которые были широко распространены во всех частях Нового Света. Для аккомпанемента помимо барабанов также использовались духовые инструменты и самодельные гармошки. Эта музыка постепенно завоевывала симпатии и белых музыкантов Нью-Орлеана, и в результате всего этого, как уже было отмечено, в 1917 году была сделана первая грампластинка с музыкой в стиле джаз.
Эпоха джаза
Этим периодом в истории музыки были названы 20-е годы 20-го века. Даже писателей этого периода сегодня мы называем писателями в стиле "новоорлеанский джаз". И к ним в первую очередь относится Френсис Скотт Фитцджеральд. Тем не менее в этот период столицей джаза считался не Нью-Орлеан, а Канзас-сити. Здесь это музыкальное направление распространялось с неимоверной быстротой, и этому способствовали многочисленные рестораны и кафе, где по вечерам звучала джазовая музыка. Получилось так, что главными ее слушателями стали гангстеры и мафиози, которые любили проводить вечера в ресторанах. Во многих из них стали появляться сцены и оркестровые ямы, в которых устраивался джазовый коллектив, состоящий из клавишника, ударника, духовых музыкантов и вокалистов. Они в своем большинстве играли блюз, причем не только медленный, классический, но и быстрый. Затем многие из музыкантов решили испытать удачу и подались в большие города – Чикаго и Нью-Йорк. Там и ресторанов было больше, и зрителей тоже.
Новоорлеанский джаз: исполнители
Жил в Канзасе темнокожий мальчишка по имени Чарли Паркер. По вечерам он любил гулять у открытых окон ресторанов и забегаловок и прислушивался к музыке, доносившейся из них. Потом он дни напролет свистел под нос и напевал полюбившиеся мелодии. Спустя годы именно он стал реформатором музыки в стиле джаз. Тем временем на восточном побережье появился великолепный чернокожий музыкант – трубач, клавишник и вокалист. Звали его Луи Армстронг. У него был необыкновенный тембр голоса, к тому же он сам себе аккомпанировал. Он постоянно гастролировал между Чикаго и Нью-Йорком и считал себя преемником великого музыканта-трубача из Нью-Орлеана Кинга Оливера. Вскоре в "Большое яблоко" прибыл еще один джазмен из колыбели жанра - Джелли Ролл Мортон. Он виртуозно играл на пианино, а также обладал потрясающим вокалом. На всех афишах он потребовал, чтобы было записано, что именно он является основоположником джаза. Многие так и думали. Тем временем в Нью-Йорке Флетчером Хендерсоном был создан чудесный оркестр. Вслед за этим сформировался и другой, который пользовался не меньшей популярностью. Его руководителем был молодой пианист Дюк Эллингтон. Свой оркерстр он стал называть биг-бэндом.
30-е
В тридцатые годы новоорлеанский джаз переформировался в новый музыкальный стиль – свинг. И его стали исполнять биг-бэнды, среди которых особенно выделялся именно оркестр Дюка Эллинтона. Этот музыкальный коллектив состоял из виртуозных музыкантов - мастеров импровизации. Каждый концерт не был похож на следующий. Здесь были сложные партитуры, переклички, ритмичные фразы, повторения и т.д. В оркестрах появилась новая должность - аранжировщик, который писал оркестровки, что и стало залогом успеха всего биг-бэнда. Однако главный акцент все же ставился на импровизаторе, который мог быть и клавишником, и саксофонистом, и трубачом. Единственное, он должен был соблюдать четкое количество “квадратов”. В состав оркестра Дюка Эллингтона входили такие музыканты, как Баббер Майли, Кути Уильямс, Рекс Стюарт, Бен Уэбстер, кларнетист Барни Бигард и др. Тем не менее "самой свинговой в мире" ритм-секцией являлись пианист Бейси, барабанщик Джо Джоунс, контрабасист Уолтер Пейдж и гитарист Фредди Грин.
Феномен "хрустального звука"
Ближе к 40-м годам среди поклонников музыки в стиле джаз стал пользоваться популярностью оркестр Гленна Миллера. Знатоки сразу же заметили некую особенность, которая отличала этот биг-бэнд от других. В его произведениях слышался какой-то характерный "хрустальный звук", к тому же чувствовалось, что у оркестра невероятно удачная аранжировка. Однако в их музыке уже не чувствовались ритмы новоорлеанского джаза. Это было чем-то особенным, но очень далеким от музыки негров.
Спад интереса
С началом Второй мировой войны вместо серьезной музыки стала процветать "развлекаловка". Это означало, что эра свинга ушла в тень. Джазовые музыканты пришли в уныние, им казалось, что они навсегда потеряли свои позиции и что их музыка больше никогда не сможет иметь такой же успех, как в лихие 30-е. Однако они ошибались, поскольку любители джаза были и есть и в конце 20-го, и в начале 21-го веков. Правда сегодня этот стиль не отличается массовостью, но является музыкой элиты во всем мире.