Швейцар - это... Профессия "швейцар": история, профессиональные функции и интересные факты
Более двухсот лет назад слово «швейцар» означало только одно – житель страны Швейцарии. Как же так случилось, что сегодня «швейцар» - это профессия? И кто такие портье и консьерж? В чем их отличие от швейцара?
Душа отеля с незапамятных времен
Зарождение профессии произошло в Древнем Востоке. К этому периоду относится и появление первых гостиниц. Это связано с тем, что резко увеличилось число паломников, торговцев и бродячих артистов. Поэтому на входе в заведения стали появляться служащие, которые приглашали войти и покушать, отдохнуть или заночевать.
Называли этих людей привратниками или преддверниками.
Этимология
В самой популярной версии рассказывается о том, что швейцар - это эмигрант. Восемнадцатое столетие выдалось очень тяжелым для Швейцарии, поэтому коренные жители этой страны искали лучшей жизни в Российской империи. Бежали целыми семьями. Из-за незнания языка устраивались на работу прислугой на постоялые дворы и в гостиницы. Все, что они произносили в ответ на любой вопрос, - «швейцариц». Русские быстро обнулили окончание, и уже к середине XIX века словом пользовались повсеместно.
Приверженцы второй версии на вопрос: «Что такое швейцар?» отвечают, что это элитная охрана. Слово пошло от гвардии, которая несет охрану резиденции в Ватикане Папы Римского. Ибо в нее вот уже несколько веков набирают только швейцарцев. В Италии и сегодня слово svizzero означает одновременно и жителя Швейцарии, и «папского солдата».
Жители пятой республики уверены в том, что швейцар - это портье. Слово имеет французские корни и в переводе означает «дверь».
Казус
В 1806 году впервые значение слова «швейцар» и его определение появились в словаре, что повлекло за собой еще большую путаницу. Простые люди в общении и даже газеты описывали этим словом и принадлежность человека к швейцарской нации, и должность. Поэтому ребром встал вопрос о том, как называть коренных жителей Швейцарии. Благодаря этому в русском языке появилось слово, которым стали нарекать только коренных жителей маленькой горной страны - «швейцарец». Тема была закрыта.
Профессиональные обязанности
Так чем же занимается швейцар? Смысл и значение слова и выражения сегодня четко говорят о том, что основная работа швейцара - это встреча посетителей отеля, гостиницы, ресторана и пр. В зависимости от класса или звездности заведения обязанности швейцара могут различаться. Но в общих чертах деятельность такого служащего заключается в следующем:
- открывать дверь входящим посетителям,
- вести наблюдение за входящими и выходящими гостями,
- знать номера телефонов экстренных служб (скорой и пожарной помощи, полиции и пр.)
- следить за правилами обслуживания или проживания,
- вызывать такси по просьбе гостя,
- знать и уметь четко рассказать о местоположении ближайших ресторанов, кафе, музеев, памятных мест,
- хорошо ориентироваться в городе,
- помочь донести вещи до машины или номера или пригласить носильщиков,
- знать места расположения сигнализации и средств противопожарной защиты, уметь пользоваться ими,
- предоставлять информацию о любом филиале или структурном подразделении заведения,
- следить за соблюдением чистоты на площади перед гостиницей (рестораном, отелем и пр.), в холле и вестибюле,
- чистить и протирать стены и стекла на вверенной ему территории, доводить до блеска металлические части дверей или окон,
- при неисправности входной двери докладывать дирекции или ремонтировать самостоятельно,
- наблюдать за тем, чтобы перед отелем (рестораном) не было скопления автомобилей,
- следить за сигнализацией и рекламными щитами (если они есть).
Швейцар имеет право на получение информации от любого работника заведения для исполнения своих профессиональных обязанностей.
Этот человек несет уголовную, гражданскую или административную ответственность за нарушения, возникшие в ходе его деятельности. А также он ответственен за невыполнение или халатное выполнение круга своих обязанностей, согласно должностной инструкции.
Назначается на должность и освобождается директором заведения. Подчиненных у него не бывает.
Швейцар как штатная единица
Внешний вид человека у дверей должен соответствовать стилю и классу заведения. Поэтому униформа швейцара - очень важная составляющая его работы. Ярким примером может служить одежда такого служащего в одесском отеле «Лондон». Здание, в котором он располагается, стилизовано под королевский дворец в Эдинбурге (Великобритания). Поэтому дизайнеры разработали ливрею, очень напоминающую гвардейскую форму королевского полка охраны Тауэра в Лондоне.
В небольших отелях должности швейцара и администратора обычно совмещаются. Поэтому здесь швейцар - это человек, в обязанности которого входит встреча гостей, ответственность за приходящую корреспонденцию, прием факсов и телефонных звонков. Иногда служащие ведут списки прибывших и убывших гостей.
Крупные отели или рестораны в своем штате имеют дневного швейцара и ночного.
И в швейцары я б пошёл - пусть меня научат...
Значение слова «швейцар» дает повод предположить, что эту профессию осваивают люди, которые очень любят общаться, которых не раздражает тысячу раз в день отвечать на одни и те же вопросы. Настоящему швейцару не составит труда выполнить мелкие просьбы незнакомых людей, ответить на интересующие их вопросы, помочь сориентироваться в неизвестном месте и улыбаться. Не зря же человек этой профессии является лицом заведения, будь то отель, ресторан, респектабельный жилой дом или офис крупной компании.
Дело не очень прибыльное
Несмотря на то что швейцар - это лицо дорогого отеля или ресторана, заработная плата у него невысокая. В заведениях низкого класса или небольшой звёздности плата за труд представителя этой профессии - всего $250, плюс стандартные чаевые не больше двух долларов. Причиной такого маленького оклада являются отсутствие особо серьезных требований к должности и получения специального образования. Необходимы лишь разговорный английский, неприятие вредных привычек, хорошая физическая форма, подходящий возраст.
Высоким окладом (свыше 500 долларов) могут похвастать швейцары столичных отелей (ресторанов, жилых комплексов и пр.). Но и требования здесь повыше: умение соблюдать корпоративные, сервисные и деловые стандарты; русский язык – в совершенстве: грамотная речь, владение навыками телефонного этикета и т. д.