Влас Дорошевич, русский журналист, публицист: биография, творчество

Влас Дорошевич - известный российский публицист и журналист, один из популярнейших фельетонистов конца XIX - начала XX веков. Также известен как глубокий и яркий театральный критик.

Биография фельетониста

Влас Дорошевич родился в Москве в 1865 году. Его отец был журналистом Сергеем Соколовым, однако рано умер от тяжелой болезни. Его мать также была связана с литературой, получила классическое образование в Смольном институте, активно публиковалась в столичных периодических изданиях.

Своей фамилией Влас Михайлович Дорошевич обязан приемному отцу, который усыновил его в полугодовалом возрасте. Мать бросила сына в гостинице, не будучи готовой воспитывать его одной, без мужа.

Одумалась мать Дорошевича только через 10 лет. Однако, несмотря на ее безрассудный поступок, суд встал на сторону женщины и вернул ей брошеного ребенка. Этот эпизод оставил отпечаток на всей судьбе Дорошевича. К теме законных, но несчастных детей он с тех пор обращался регулярно.

В 7-летнем возрасте Влас Дорошевич поступает в московскую гимназию № 4. За последующие несколько лет меняет несколько учебных заведений. Чаще всего причиной для отчисления становится его плохое поведение, а также неуважительное отношение к старшим и начальству. В конечном счете гимназию он оканчивает экстерном.

Еще гимназистом Влас Дорошевич начинает сотрудничать со столичными газетами. Первые публикации выходят в "Московском листке" и "Петербургской газете".

К Дорошевичу приходит слава

Настоящую популярность произведения Дорошевича приобрели в самом конце XIX века, когда начал печататься в одесской периодике, в основном с юмористическими произведениями.

С 1902 года до самой Октябрьской революции он работает редактором газеты "Русское слово", принадлежавшей известному издателю Сытину. За короткий период Дорошевич сделал это издание самым популярным в стране, тиражи "Русского слова" превосходили по численности все остальные газеты и журналы.

В 1918 году перебрался в Севастополь Влас Дорошевич, биография его в последние годы жизни напрямую была связана с Крымом. Он не стал поддерживать контрреволюционное движение и ушел на время из общественной жизни и журналистики. В конце Гражданской войны, будучи тяжело больным, заявил о признании советской власти. Вернулся в Петроград в 1921 году, где вскоре умер от развившегося еще в Крыму туберкулеза.

Юмористические произведения

В отечественную публицистику Дорошевич вошел, начав печатать юмористические рассказы. Эти произведения с 1881 году он публикует в "Московском листке". Поначалу анонимно.

Первый известный нам рассказ Дорошевича назывался "Отомстила". Он вышел в свет в столичном журнале "Волна". Его автором значился Дядя Влас. В этом же периодическом издании он начинает авторскую рубрику "Дневник профана". По сути, она высмеивала "Записки профана" литературного критика Николая Михайловского. Правда, рубрику сразу закрыли, в первой же публикации Дорошевич раскритиковал связи российской журналистики с капиталом, прямо обвинив в создании заказных материалов.

Так Дорошевич заявил о своем стремлении к независимости и неприемлемости продажной журналистики. В этих же публикациях уже проявляются острые критические нотки, живое слово и тонкий сарказм, которые сопровождают его дальнейшие юмористические рассказы и другие публикации.

Фельетоны Дорошевича

Большую роль в развитии российской журналистики сыграл Влас Дорошевич. Фельетоны, написанные им, до сих пор считаются образцом для подражания в этом жанре. За это его даже прозвали "королем фельетонов".

Он умело компилировал самые разные жанры - политический памфлет, документальную повесть, сатирический монолог и многие другие. Он сформировал собственный стиль "короткой строки", благодаря которому произведения получались лаконичным, точными и энергичными. Он ушел он популярного в то время многословия, оказав влияние не только на журналистов того времени, но и на писателей.

Во времена Дорошевича газетная проза становится в один ряд с большой русской литературой благодаря тщательной и скрупулезной работе со словом. Большой пласт фельетонов Дорошевича посвящены театру. В них он отстаивал принципы реализма в искусстве, резко критикуя декадентство, которое в то время проникало во все слои общества.

Одесский период

В 1893 году Дорошевич перебирается в Одессу. Здесь он становится фельетонистом в крупной провинциальной газеты "Одесский листок". За дело он берется с первой же публикации, подвергая резкой критике главу города. Резонанс был настолько сильным, что Дорошевичу пришлось даже на некоторое время покинуть Одессу и вернуться в Петербург.

Через 6 месяцев он возвращается и уже беспрерывно печатает свои одесские фельетоны вплоть до 1899 года. Главные темы, которым он уделял внимание, это бюрократия властей на местах, мещанские традиции, неумное стремление предпринимателей и торговцев заработать на всем. При этом он выступает защитником интересов беднейших слоев населения, передовых и прогрессивных деятелей.

Именно здесь привлек к себе внимание демократической интеллигенции Влас Дорошевич. Одесский язык, активно используемый им в фельетонах, получил высокую оценку от Горького. Правда, в то же время многие современные писатели критиковали Дорошевича за развязный стиль.

С 1895 года Дорошевич начинает в "Одесском листке" публиковать отчеты о своих зарубежных путешествиях, делая издание еще популярнее. Он отправляется в Америку, откуда присылает многочисленные фельетоны и очерки о местных буржуазных нравах.

"Анекдотическое время"

Яркий пример мастерства фельетониста, которым славился Влас Дорошевич, - "Анекдотическое время". Это фельетон, написанный в 1905 году.

В нем автор рьяно критикует появившуюся тягу у всех и обо всем рассказывать анекдоты. На всевозможные темы и среди всевозможных слоев населения. Анекдот в России начала XX века, по мнению Дорошевича, заменяет высокосветскую интеллектуальную беседу, обсуждения современной ситуации в стране. Вместо этого все пытаются высмеять.

На литературных вечерах и приемах главными становятся не поэты со своими новыми произведениями или исполнение классических музыкальных произведений, а мастера рассказывать свежие анекдоты. "Вся жизнь превратилась в сплошной анекдот", - с грустью подмечает автор.

"Дело о людоедстве"

Еще один яркий фельетон, который написал Влас Дорошевич - "Дело о людоедстве". Действие происходит в городке Завихряйске. Все начинается с пропажи околоточного надзирателя Силуянова. Его долго не могут найти, а вскоре выясняется, что купец Семипудовый рассказывает, как ел пирог с пропавшим. Однако, что произошло дальше не помнит, так как был очень пьян. Его незамедлительно задерживают по подозрению в людоедстве.

При этом для читателя очевидно, что пирог герои ели вместе, а вовсе не готовил купец начинку для пирога из Силуянова. Однако никто из героев рассказа этого не понимает.

В этом произведении Дорошевич подвергает резкой критике работу правоохранительных органов, а также судов и прокуроров. Он демонстрирует их полную некомпетентность и безграмотность. Ярко продемонстрированы и нравы провинциального городка. Пропавший Силуянов в конце появляется, признавшись, что все это время беспробудно пил. А его самого лучше всего характеризует то, как он злился, увидев книгу у любого простолюдина. В этом фельетоне показаны многие стороны жизни общества того времени. В небольшом сатирическом произведении он охватывает проблемы культуры, образования и правоохранительной системы, останавливаясь на каждой болезненной проблеме каждой из этих сфер.

Главная же ценность этих фельетонов, что они написаны для читателей с любым уровнем образования, понять юмор и замысел автора несложно и писателю, и разнорабочему. В этом уникальная народность произведений Дорошевича.

"Каторга"

Отдельное внимание в своем творчестве Дорошевич уделяет поездке на Сахалин. Туда он отправился в 1897 году, работая в "Одесском листке". Вместе с ним ехали и каторжные рабочие. Итогом этого путешествия стал очерк, автором которого стал Дорошевич Влас, - "Каторга". В нем был правдиво описаны весь быт каторжных. А главное - жуть и безысходность, которые ждали их на Сахалине. Причем не только заключенных, но и свободных местных жителей.

Дорошевич рассказывает массу историй о преступлениях, за которыми в деталях проступают человеческие судьбы попавших сюда каторжан.

В 1903 году он собирает это в единую книгу очерков "Сахалин", который сыграл не последнюю роль в формировании революционных настроений накануне 1905 года. Книгу запрещали и изымали, но волна уже была запущена.

Дорошевич и "Русское слово"

Наибольшей популярности Дорошевич добился, работая в "Русском слове". В 1902 году он стал ее редактором, реформировав по западноевропейскому типу. Эта газета стала самым массовым периодическим изданием в России.

Секрет успеха был в невысокой цене, высокой оперативности и кадрах. Помимо Дорошевича в "Русское слово" писали Гиляровский, Немирович-Данченко и Амфитеатров.

Став редактором, Дорошевич назначил в каждый отдел отдельных сотрудников, как это было сделано в газетах Англии и Франции. Во главе каждого отдела поставил отдельного редактора. Каждый рабочий день начинался с утренних планерок, на которых обсуждались планы работы и резонанс, созданный последним номером.

Номер сдавали в печать около 22 часов, однако свежие новости вносили прямо в процессе выпуска до 4 часов утра. Именно так удавалось добиться небывалой в то время оперативности.

В планах Дорошевича было наладить корреспондентские пункты в крупнейших городах России.

Судьба Дорошевича после революции

В 1917 году Дорошевич жил в Петрограде. На тот момент он уже тяжело болел и лишь изредка выступал с лекциями об иностранных журналистах прошлых лет. Судьбу французской революции он видел трагической и на ее примере пытался предупредить современников, к чему могут привести события октябрьского переворота.

Поначалу он был против революции, выступив в печати с критикой идей большевиков и Ленина. Однако затем признал советскую власть, и в период СССР его даже активно печатали. Зато после развала Союза его произведения окончательно исчезли с книжных полок.

Влияние Дорошевича

Исследователи отмечают большое влияние, которое Дорошевич оказал на русскую литературу и журналистику. Он заключается в развитии многих публицистических жанров, новому подходу к ним. Особенно это относится к фельетону.

Его собственный стиль "короткой строки" стал образцом подражания для многих современников и потомков.

Комментарии