Кто такой затворник: это верующий фанатик или необычайной силы человек?
Жизнь затворников может показаться пустой и мрачной: томные дни, проведенные взаперти, невольно подталкивают на эту мысль. Однако верующий человек смотрит на это иначе. Он знает, что подобный подвиг нужен для того, чтобы остаться наедине с Богом, получить его благодать. Поэтому многие христиане с уважением относятся к выбору затворников, всем сердцем поддерживая его.
Кто такие затворники?
Начнем, пожалуй, с самого простого. Затворник – это человек, добровольно отказавшийся от общества других людей. Правда, в отличие от отшельников, они не уходят в безлюдные земли или пустыни. Вместо этого они закрываются в некоем помещении, которое полностью или частично ограждено от влияния окружающего мира.
Существует временный и пожизненный затвор. В первом случае верующий запирается на определенный срок, например на время действия поста или церковного праздника. Во втором монах обязуется провести остаток всей своей жизни в полной изоляции от материальной реальности.
Христианские затворники
В христианстве затворник – это монах, который ищет спасения души в уединении. Для этого он затворяется от всех в своей комнате, келье или пещере. Там верующего ждет испытание тишиной, которое раскрывает суть бытия и помогает найти путь к Богу.
На протяжении всего срока затворничества монах не покидает своей комнаты. Однако в случае крайней необходимости он может выйти оттуда, но после обязан вновь вернуться. Например, причиной тому может послужить экстренный сбор всех священнослужителей или стихийное бедствие, угрожающее монастырю.
Православные традиции: Феофан Затворник и Григорий Синаит
Православные монахи довольно часто практикуют затворничество. Главной целью этого действия является «исихия» - священное безмолвие. То есть человек-затворник стремится уединиться в полной тишине. Для большего эффекта православные монахи принимают обет молчания на период отрешенности. Таким образом, христианин остается наедине со своими мыслями: он молится, говорит с Богом и пытается осознать свое место в мире.
Следует заметить, что многие монахи не просто уединяются в своих комнатах, а перебираются жить в особые пещеры или кельи. Иногда проход к ним замуровывают, оставляя лишь небольшое окошко, куда их братья могут приносить еду и книги. Демонтируются эти стены лишь в том случае, если вода и еда остается нетронутой более четырех дней. Ведь это означает, что монах достиг своей цели – он воссоединился с Отцом на небесах.
Среди всех православных затворников наибольшую славу обрели Феофан Затворник и Григорий Синаит. Первый отказался от высокого духовного сана и ушел жить в келью, где написал множество книг и духовных переводов. А второй обобщил все правила и обряды, связанные с затворничеством.
В частности, Григорий Синаит написал: «Пребывая в келье, терпеливым будь: перебирай в голове все молитвы, ибо так завещал нам апостол Павел».
Затворничество в католической церкви
Католические монахи также придерживаются обряда затворничества. В их культуре этот ритуал называется «инклузи». Его корни тянутся к первым христианам, которые отказывались от всех земных благ и запирали себя в домах. Там они вели весьма скудный образ жизни, проводя большую часть времени в молитве.
Позже эту практику переняли католические монахи. А в IX веке вышла книга Regula Solitariorum, которая описывала все правила и нормы затворнической жизни. Ее влияние было настолько сильным, что даже сегодня многие католики придерживаются тех рекомендаций, что содержатся в ней.
Другие культуры
Однако затворник – это не обязательно христианский монах. Другие религии и культуры также могут похвастаться людьми с необычайной силой воли. Например, тибетские монахи часто ведут затворнический образ жизни, когда пытаются достичь гармонии с собой. Правда, в отличие от христианских монахов, азиатские братья никогда не принимают бессрочных обетов. Самые долгие практики проходят не более двух-трех лет, а самые короткие могут ограничиться десятью днями.
К тому же затворник – это не только верующий человек. Порой люди закрываются от всего света по личным причинам, не связанным с какой-либо религией. Причиной тому может послужить разочарование в других или попытка осознать внутреннее Я. В первом случае отрешенность скорее погубит психику человека, так как при проблемах не стоит запираться в себе. Во втором недолгое одиночество может помочь увидеть то, что человек раньше не замечал.