Классификация предметов - методика Рубинштейна

Достаточно простую, но при этом крайне эффективную систему оценки психологического состояния человека, используемую как в России, так и за рубежом, предложил наш соотечественник – ученый Сергей Леонидович Рубинштейн. Методика «классификация предметов», созданная в конце прошлого века, сохраняет статус одной из самых востребованных в современной психологии.

Личность создателя

Сергей Леонидович Рубинштейн - один из самых выдающихся отечественных ученых ХХ века в области философии и психологии. Основываясь на системе философских воззрений на психологическую природу человека, Рубинштейну удалось создать философско-психологическую концепцию человека. В ней обобщались деятельностная, поведенческая, сознательная, духовная и психологическая жизнь индивидуума.

Исследования Рубинштейна и составленные на их основе труды создали фундамент для развития психологии как в России, так и в мире. К примеру, методика «Классификация предметов» используется для оценки психологического состояния человека и в настоящее время.

К сожалению, Сергей Леонидович был вынужден преждевременно прервать свою научную деятельность – разразившаяся война против «космополитов» стала причиной его увольнения.

Одним из итогов скрупулёзной работы С. Л.Рубинштейна является система выявления психологических отклонений, под названием «Классификация предметов» - методика, позволяющая путем несложных тестов провести анализ психологического состояния человека. Система была предложена К. Гольдштейном, а развита Л. С. Выготским, Б. В. Зейгарник и С. Л.Рубинштейном.

Развитие патопсихологии

Выделить патопсихологию в отдельную отрасль науки обязали события середины ХХ столетия. Кровопролитные войны и возникающие у участников боевых действия болезни, проявляющиеся в нарушении функций мышления, привели к необходимости поиска новых механизмов борьбы с психологическими расстройствами.

Известнейшие ученые-психологи, в том числе С. Л. Рубинштейн, помогали реабилитироваться больным в военных госпиталях. Их опытные исследования внесли неоценимый вклад в отечественную психологическую науку, а также в процесс достижения победы.

Именно в годы ВОВ были накоплены бесценные эмпирические данные, заложенные в основу патопсихологической науки, сформированной как обособленный институт знания лишь к 80-м годам, а также разработана «Классификация предметов» - методика, позволяющая путем несложного анализа выявить психологические болезни у испытуемого.

Принципы патопсихологии

Патопсихологией является дифференцированное направление клинической психологии.

  • Предмет изучения – психические отклонения и расстройства.
  • Задача – выявление причин возникновения болезни, степень ее прогрессирования и поиск способов излечения от данного недуга.
  • Методы – психологический анализ и тесты, позволяющие провести анализ психологического состояния человека, выявить навыки дифференциации, идентификации предметов, мышление.

Одной из самых распространенных среди них является «Классификация предметов» - методика, составленная С. Л. Рубинштейном для выявления психологических расстройств у человека, в частности, проблемы с логикой и умозаключениями.

Способ анализа – эксперимент. В отличие от классических инструментов психологии – тестов, эксперимент не имеет временных ограничений. Наоборот, такой показатель, как время выполнения задания, позволяет, в зависимости от степени сложности поставленной задачи, сделать достоверные выводы о психологическом состоянии испытуемого.

Значение методики «Классификация предметов»

«Классификация предметов» - методика, предназначенная для анализа концентрации внимания испытуемого, а также для оценки его общей работоспособности. В отличие от иной методики – "Исключение предметов", где акцент направлен на анализ логического мышления человека, изучение обоснованности предложенных им обобщений, т. е. путем индукции, метод классификации подразумевает дедуктивный анализ. Процедура «классификации» предметов является более трудоемкой, нежели их «исключения». В связи с этим от испытуемого требуется высокая работоспособность.

Методическое сопровождение

Сегодня в каждом первом учреждении здравоохранения, а также в детских садах и школах для изучения психологического состояния людей используется методика «Классификация предметов». Стимульный материал, применяемый для анализа – колода карт с изображениями, соответствующими психологическому состоянию и настроению больного. По разным источникам, колода должна состоять из 68-70 карт. В связи с тем, что методика регулярно усовершенствуется, вполне возможно, что их число будет постепенно возрастать или уменьшаться.

Главное условие для методического материала - использование карточек установленного образца. Изображение, основные штрихи на рисунке, его цвет и вид, а также бумага должны быть выполнены в соответствии с разработанным лабораторией экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР шаблоном. Так как все указанные показатели имеют важное значение для эксперимента, итоги исследования, выполненного с использованием не соответствующих стандарту карточек, являются недействительными.

Типовые изображения карточек

Стоит отметить, что методика «Классификация изображений предметов» подвергалась модернизации – было предложено заменить изображения на карточки с соответствующими им словами. Как показал опыт, методика «Классификация слов» отличается легкостью обобщения, но трудностями в области концентрации внимания и памяти.

Список слов (примеры):

  • яблоня;

  • телевизор;
  • фонарь и др.

Порядок проведения

Одним из самых простых способов обнаружения психологических отклонений является методика «Классификация предметов». Инструкция к проведению исследования:

  • Этап 1. «Глухая инструкция» - испытуемому предлагают разложить карточки, предоставленные для проведения эксперимента, по группам. При этом испытатель не дает четких инструкций о том, по какому критерию следует объединять указанные на методических карточках понятия. Если испытуемый задает вопрос о том, как следует формировать группы, руководитель эксперимента должен порекомендовать ссылаться лишь на собственное мнение.
  • Этап 2. Перидическая оценка – руководитель эксперимента должен спросить у испытуемого о критериях группировки. Все высказывания необходимо регистрировать в контрольном бланке. Если формирование групп было проведено на основании правильных критериев, руководитель должен похвалить или подвергнуть критике работу испытуемого. Реакцию испытуемого также необходимо зафиксировать в контрольном бланке.
  • Этап 3. Руководитель предлагает объединить созданные группы карточек в более крупные. Критерий обобщения также остаётся за испытуемым.

Далее проводится оценка результатов работы.

Особенности детской патопсихологии

Для изучения психологического состояния детей также используется методика «Классификация предметов». «Детский» вариант порядка проведения исследования практически ничем не отличается от «взрослого». Исключение составляет лишь количество карт. Для работы с детьми, в зависимости от их возраста, необходимо удалить из колоды все карты с изображениями, неизвестными ребенку. В случае успешного прохождения испытания, в качестве эксперимента и для определения уровня его развития можно предложить добавить в каждую из групп по «взрослой» карточке, обязательно выяснив причину выбора той или иной совокупной группировки.

Однако, ввиду высоких психологических, умственных и временных затрат, указанная методика редко используется для анализа психологического состояния детей. Исключение составляют исследования для выявления шизофренических процессов. В подобных случаях добиться достоверных показателей возможно лишь путем использования данных методик в совокупности – классификации и последующего исключения предметов.

Анализ экспериментальных данных

Проблемы психологического развития с высокой степенью вероятности врачам демонстрирует методика «Классификация предметов». Интерпретация результатов свидетельствует о наличии того или иного заболевания и зависит от следующих факторов:

1. Правильность выделения классификационного признака.

2. Логичность формирования групп.

При этом стоит обратить особое внимание на обоснование выбора отнесения картинки к той или иной группировке. К примеру, некоторые испытуемые относили ложку к инструментам, так как с ее помощью женщины штопают колготки, а уборщицу - к медперсоналу, ссылаясь на стерильность.

Также следует уделить внимание упорству, с которым испытуемый доказывает свою точку зрения.

Соотнесение результатов психологических методик

Данные, полученные в результате проведения методики «Классификация предметов», принято анализировать сквозь призму данных методики «Исключение предметов», так как две указанные системы анализа психологического состояния человека направлены на изучение рациональности мышления. Полученная в результате их проведения информация демонстрирует полную патопсихологическую картину индивида.

Также использовать указанную методику возможно и с иными тестовыми и экспериментальными системами. Однако не стоит забывать, что при наличии у человека психологических заболеваний каждый из проведенных анализов потребует большого объема трудовых затрат, в связи с чем эффективность каждого последующего эксперимента будет снижаться.

Безусловно, проведение эксперимента и анализ его результатов требует соответствующих знаний и навыков. Однако если вы решили провести общий анализ психологического развития ребенка, можно также воспользоваться методикой «Классификация предметов». Безусловно, точные данные получить не удастся, но заполнить игровое время занимательными заданиями будет крайне полезно.

Комментарии