Образование в Казахстане: этапы обучения

Образование в Казахстане является постоянным воспитательным и обучающим процессом, который способствует развитию профессиональных и нравственных качеств граждан страны. В чем состоят особенности образования в стране, какие существуют гранты и стипендии и как осуществляется обучение иностранцев? На все вопросы мы ответим в этой публикации.

Особенности системы образования Казахстана

Система образования в Казахстане устроена таким образом, что учебные программы в республике принято делить на два типа: профессиональные и общие. Кроме того, есть несколько уровней. Так, образование бывает дошкольным, средним, высшим и последипломным, или, как его еще называют, послевузовским.

Среднее образование в республике (Казахстане)

Все граждане страны должны в обязательном порядке получить среднее образование. При этом также есть несколько уровней. В понятие среднего образования включают общее, начальное профессиональное и среднетехническое (или среднее профессиональное). В школу детей принимают с шести-семи лет. У среднего образования есть три ступени: начальная школа (с первого по четвертый класс), основная (с пятого по девятый класс) и старшая (десятый и одиннадцатый классы). Самые одаренные учащиеся могут учиться по специальным программам в учебных заведениях, рассчитанных на одаренных детей, где те могут наиболее полно раскрыть свой потенциал.

Что касается начального профессионального образования, то срок его получения длится, как правило, от двух до трех лет, а получают его молодые люди в профессиональном лицее или школе (уже на основе общего среднего). Колледжи и училища рассчитаны на три-четыре курса.

Высшее образование в Казахстане

Для получения высшего образования необходимо сначала окончить школу, колледж или училище. Поступают абитуриенты после сдачи выпускных и вступительных экзаменов в форме единого стандартизированного тестирования, которое получило название ЕНТ. Те, кто получил среднее образование до нововведения, могут написать другую работу. В их случае необходимо сдавать комплексное тестирование. Граждане республики могут получать после успешного прохождения конкурса международную стипендию под названием "Болашак", которая открывает возможность получить образование за границей. Когда студент оканчивает вуз, он становится бакалавром (бакалавриат подразумевает четыре года обучения), специалистом (пять лет) или же магистром (шесть лет). Второе высшее образование в Казахстане можно получить только на основе контракта. При этом обучение проходит в ускоренном темпе, за два-три года.

Ведущими вузами признаны Евразийский национальный университет, КазНУ им. Аль-Фараби, Карагандинский государственный университет и мн. др.

Последипломное образование

Для того чтобы получить профессиональную последипломную подготовку, казахстанцы должны быть специалистами или магистрами. Такое обучение принято разделять на аспирантуру, ассистентуру и докторантуру. Жителям страны может присуждаться после успешного прохождения конкурса международная стипендия, которую они могут потратить на получение образования за границей. Аспиранты учатся не больше 4 лет, ассистенты – не больше 3 лет, а докторантура длится, как правило, три года.

Стипендии и гранты

Согласно законодательству Казахстана, все граждане могут получить среднее и начальное профессиональное образование бесплатно, а уже по прохождении конкурса – гранты на бесплатное среднее профессиональное, высшее и последипломное образование (в том случае, если это первое образование). Также существует система государственных кредитов. Такие образовательные займы выдаются также на основе конкурса. При этом учитываются баллы сертификата, который выдают после прохождения тестирования ЕНТ. Гранты могут получать на основе преимущественного отбора те, кто побеждал в олимпиадах уровня республики и более высоких соревнованиях.

Образование для иностранцев

Иностранцы, которые на постоянной основе живут в Казахстане, могут получить образование так же, как и граждане республики. Это утверждено законодательной базой страны, рядом международных договоров и т. п. Образование в Казахстане постоянно развивается, система совершенствуется в соответствии с требованиями времени. Однако право на бесплатное обучение и возможность получения государственных стипендий остается основообразующим фактором как для граждан страны, так и для иностранцев и лиц, которые не имеют гражданства.

Историческая справка

Год образования Казахстана как отдельного государства стал отправной точкой в начале реформирования образовательной системы в стране.

В начале 20 столетия большая часть детей учились в медресе, где учеба касалась лишь религиозных вопросов и была достаточно ограниченной. До революции 1917 года здесь было только несколько школ с казахским и русским языками обучения. В советское время ситуация изменилась. Год образования республики Казахстан уже в качестве независимого государства положил начало основательным реформам в данной сфере.

В начале 90-х годов в стране было около 8,5 тысячи средних школ, в которых обучалось более 3 млн детей. В то же время около 272 000 студентов занимались в 61 высшем учебном заведении Казахстана (из них примерно 54 процента – казахи, а 31 процент – русские).

В 1995 году, в соответствии с Конституцией государства, среднее образование стало официально обязательным. Высшие учебные заведения стали принимать абитуриентов на основе конкурса.

Международное сотрудничество

Образование, наука республики Казахстан развиваются под государственным и международным контролем и покровительством. Это касается как средних школ, так и вузов.

В 2000 году власти Казахстана и Таджикистана направили свою деятельность на организацию международного института. Он должен был иметь название Университета Центральной Азии и стать первым в мировой практике заведением подобного рода. Подразумевали, что организация будет иметь три кампуса, а корпус в Казахстане строили недалеко от столицы.

В 2003 году Азиатским банком развития был выделено государству 600 тысяч долларов для технического обеспечения. С Казахстаном в сфере образования также сотрудничали члены Корпуса мира как представители организации неправительственного характера.

2006-й стал годом визита в страну Кондолизы Райс. Она в своей речи по поводу посещения школ и высших учебных заведений республики отметила их высокий уровень. По ее словам, это должно стать фактором успешного развития государства.

Языки обучения в Казахстане

Согласно статистике, которая была обнародована в 2009 г., из более 2,5 млн детей, обучающихся в государственных средних учебных заведениях, казахский язык обучения выбрало около 60 процентов, русский – примерно 35 процентов, а узбекский – 3 процента. Общее количество школ, где преподавание ведется на государственном языке, в настоящее время растет.

Таким образом, в октябре 2009 года более 60 % учащихся школ и 48 % учащихся вузов обучались на казахском.

Министр образования Казахстана отметил в 2010 г., что русские средние учебные заведения специально не закрываются государством. И только родители школьника могут выбирать, в какую школу стоит отдавать детей. При этом министр образования также акцентировал внимание на том, что русский язык преподавания остается примерно в 30 % средних учебных заведений, и эта цифра на самом деле далеко не маленькая.

С 2010 года изучение истории страны в казахстанских школах ведется официально только на казахском.

Уже в 2011-м данные статистики показали, что количество студентов вузов, которые обучаются на государственном языке, составляет более 300 тысяч (это более 50 % студентов).

У молодых жителей страны мотивацией для изучения родного казахского является то, что это дает пропуск к получению грантов на образование, способствует продвижению в карьере, в том числе в правительстве и юридической практике.

В большинстве своем граждане республики, кроме государственного языка, обучаются также на русском. Однако есть и несколько видов национальных школ. Они могут быть таджикскими, узбекскими и уйгурскими. При этом их выпускники могут выбирать, на каком языке проходить единое тестирование. Но выбор может быть сделан только в пользу русского или казахского.

Статистика 2014 г. подтверждает тезис о том, что в школах и вузах учащиеся в количестве более 50 % выбирают государственный язык. Это говорит в пользу популяризации казахского языка в системе образования.

Комментарии