Дидактические системы общего образования: задачи и цели
Дидактическая система образования представляет собой целостную структуру, содержащую определенные цели, организационные принципы, методы и формы обучения.
Разновидности
Современными исследователями выделяется три основные дидактические системы, которые имеют между собой существенные отличия:
- Дидактика Гербарта.
- Система Дьюи.
- Совершенная концепция.
Попробуем выявить особенности каждой из них, найти сходные и отличительные черты.
Дидактика Гербарта
Немецкий философ Гербарт И. Ф. проанализировал и перефразировал классно-урочную форму польского педагога Яна Каменского. Гербартом была разработана собственная дидактическая система методов обучения, основой которой стали теоретические достижения психологии и этики 18-19 веков. Конечным итогом всего образовательного процесса немецкий педагог считал воспитание сильного духом человека, способного справиться с любыми превратностями судьбы. Высшая цель дидактической системы была определена в формировании нравственных качеств личности.
Этические идеи воспитания по Гербарту
Среди основных идей, которые он предлагал использовать в образовательном процессе, выделялись:
- Совершенство области устремлений ребенка, поиск направления нравственного роста.
- Доброжелательность, которая обеспечит согласование между своей волей и интересами других людей.
- Справедливость, позволяющая компенсировать все обиды и справляться с неприятностями.
- Внутренняя свобода, дающая возможность для согласования убеждений и желаний человека.
Этика и психология педагога имели метафизический характер. Его дидактические системы были основаны на идеалистической немецкой философии. Среди основных параметров гербартовской дидактики важно отметить заботу школы об интеллектуальном становлении ребенка. Что касается воспитания личности, то эту роль Гербарт отводил семье. Для формирования сильных, с точки зрения морали, характеров у воспитанников, он предлагал использовать жесткую дисциплину. С его точки зрения, педагоги должны были стать настоящими образцами честности и порядочности для своих воспитанников.
Специфика дидактики Гербарта
В задачу руководства школы входил обеспечение для учеников постоянной занятости, организация их обучения, проведение постоянных наблюдений за их интеллектуальным и физическим развитием, приучение школьников к порядку и дисциплине. Чтобы в школе не было хаоса, Гербарт предлагал вводить определенные ограничения и запреты. В случае серьезных нарушений общепринятых правил он разрешал даже использование телесного наказания. Предлагаемые им типы уроков в дидактической системе подразумевали максимальное использование практической деятельности. Немецкий педагог уделял особое внимание синтезу воли, чувств, знаний с дисциплиной и порядком.
Значение дидактической концепции
Именно он первым предложил не разъединять обучение и воспитание, рассматривал два этих педагогических термина только в совокупности. Основным вкладом его в дидактические системы обучения стало выделение нескольких ступеней образования. Им была предложена схема, по которой от ясности переходили к ассоциации, затем к системе, и потом к методам. Образовательный процесс он строил на основе представлений, которые постепенно должны были перейти в теоретические навыки. О практических умениях в концепции, разработанной Гербартом, речи не шло. Он считал, что важно дать ученику теоретические знания, а будет ли он или пользоваться в обычной жизни, это для школы неважно.
Последователи Гербарта
Учениками и преемниками немецкого педагога стали Т. Циллер, В. Рейн, Ф. Дерпфельд. Они сумели развить, модернизировать идеи своего учителя, старались избавить свои дидактические системы от формализма и односторонности. Рейном было введено пять ступеней обучения, причем для каждой выделено содержание, основные цели, предложены методы достижения поставленных задач. В его схеме подразумевался блок с новым материалом, согласование информации со знаниями, которые были даны школьникам ранее, а также обобщение и отработка полученных навыков.
Сравнение нескольких дидактических концепций
Учителя не должны были педантично соблюдать все формальные ступени обучения, они получили право самостоятельно разрабатывать методы для развития мышления детей, получение ими полноценного образования. Подобные дидактические системы процесса обучения существовали до середины прошлого века в европейских странах. Современные психологи убеждены в том, что концепция негативно отразилась на работе школ. Долгое время все дидактические системы были направлены на передачу учителями своим воспитанникам готовых знаний. Ни о каком формировании условий для самореализации личности, проявления творческих способностей, речи не шло. Ученик должен был спокойно сидеть на уроке, внимательно слушать своего наставника, четко и быстро выполнять все его распоряжения и рекомендации. Пассивность воспитанников приводила к тому, что у них пропадало желание получать знания, появилось огромное количество учеников, которые не желали получать знания, пропускали занятия в школе, поучали неудовлетворительные отметки. Не было у учителей возможности и для выявления и развития талантливых и одаренных учеников. Усредненная система не предполагала и прослеживания личных достижений каждого ученика. Отметим, что без дидактики Гербарта, не было бы тех позитивных изменений в образовательной системе, которые происходят с конца прошлого века, продолжаются и в настоящее время.
Дидактика Джона Дьюи
Американский педагог и психолог Джон Дьюи разработал противопоставление авторитарной модели педагоги Гербарта. Его труды стали настоящим противовесом существующей образовательной концепции. Американский педагог утверждал, что основные дидактические системы, существующие до него, приводили лишь к поверхностному воспитанию школьников. В связи с тем, что основное значение придавалось передаче теоретических знаний, существовал огромный отрыв от реальности. Школьники «напичканные» информацией, не могли использовать свои знания в повседневной жизни. К тому же дети получали «готовые знания», им не нужно было прилагать усилия для того, чтобы самостоятельно искать определенную информацию. Не шло в немецкой системе образования речи и об учете запросов и потребностей ребят, интересах общества, развитии индивидуальности. Свои первые эксперименты Дьюи начал в чикагской школе в 1895 году. Им была создана картотека дидактических игр, направленных на повышение активности ребят. Педагог сумел разработать новую концепцию «полного мышления». По психологическим и философским взглядам автора, начинает мыслить ребенок тогда, когда перед ним появляются определенные трудности. Именно в процессе преодоления препятствий, ребенок начинает мыслить. «Полный акт» мышления по Дьюи предполагает определенные ступени:
- Появление трудности.
- Обнаружение проблемы.
- Формулировка гипотезы.
- Проведение логической проверки выставленной гипотезы.
- Анализ результатов экспериментов и наблюдений.
- Преодоление препятствий.
Специфика дидактики Дьюи
Созданная автором картотека дидактических игр предполагала вариант «проблемного обучения». Данный подход достаточно быстро нашел сторонников среди европейских психологов и педагогов. Что касается применения американской системы в советских школах, отметим, что попытка была, но успехом она не увенчалась. Интерес к подобной дидактике возник в России только в начале 21 века. Значимость идей американца Дьюи возможности дифференцированного подхода к обучению и воспитанию каждого ученика. В структуре урока присутствовал этап определения проблемы, формулировки гипотезы, поиска алгоритма действий, проведения исследования, анализа полученных результатов, формулировке выводов, проверки их соответствия поставленной гипотезе.
Сравнение традиционной системы и концепции Дьюи
Американец стал подлинным новатором педагогического процесса. Именно им вместо «книжной учебы» был предложен вариант активного получения знаний, умений, навыков. На первый план вышла самостоятельная познавательная деятельность школьников, учитель стал помощником для своих воспитанников. Педагог направляет ребенка, помогает ему преодолевать возникающие трудности, ставить гипотезу, делать выводы по полученным результатам. Вместо классической учебной программы американец предложил индивидуальные планы, по которым можно получать знания разного уровня. Именно с этого момента и начинается история дифференцированного и индивидуального обучения, подразделение программ на базовые и профильные уровни. Большое внимание в своей концепции Дьюи уделил практической деятельности, благодаря ему в школах появилась самостоятельная исследовательская деятельность школьников.
Заключение
Система школьного образования постоянно модернизируется, усложняется, благодаря инновационным программам, разрабатываемым психологами и педагогами. Среди многочисленных дидактических концепций, которые были созданы на протяжении последних двух веков, особое значение имеет классическая система Гербарта, инновационная программа Дьюи. Именно на основе этих работ появились основные направления в образовании, которые прослеживаются и в современных школах. Анализируя новые направления, отметим обучение «через открытия», предложенное американским педагогом Джеромом Брунером. Данный материал наше свое отражение в требованиях, выдвигаемых к выпускнику начальной школы по ФГОС. Учащиеся обязаны познавать основные законы и явления природы, специфику социальной жизни, проводя свои собственные исследования, участвуя в индивидуальных и коллективных проектах.
Создатели новых государственных стандартов второго поколения использовали в своей работе сразу несколько образовательных концепций, выбрав из них лучшие идеи. Особое значение в современной дидактической системе уделяется формированию гармоничной личности, которая гордится своим Отечеством, знает и соблюдает все традиции своего народа. Для того чтобы выпускник школы был адаптирован к современным условиям жизни, особое значение уделяется саморазвитию. Педагог уже не является "диктатором", он только направляет своих воспитанников, помогает справляться с возникающими трудностями.