Дидактические концепции: основы, определение понятия, применение на практике
В настоящее время в теории существует много дидактических концепций, относящихся как к традиционным, так и к инновационным. Большую часть из них можно разделить на три группы в зависимости от времени их появления. Первая дидактическая концепция была создана в соответствии с начальным периодом формирования и развития системы, относящейся к начальному и среднему образованию в Европе в XVIII-XIX вв. На этот процесс повлияли такие выдающиеся личности, как Я. А. Коменский, И. Песталоцци, И. Ф. Гербарт. Данная концепция получила название традиционной.
Понятие дидактической концепции
Эту концепцию следует рассматривать как одну из основных категорий дидактики. Ее можно представить как систему взглядов, которая является фундаментом для понимания явлений и процессов, которые объединяет общий замысел, ведущая идея. Еще одной родственной категорией является дидактическая система. Это понятие объединяет взаимосвязанные средства, методы и процессы, обеспечивающие организованное, целенаправленное педагогическое влияние на обучающегося в процессе формирования личности и определенных заданных качеств. Любая концепция основывается на понимании сущности обучающего процесса.
Критерии формирования
Рассматриваемая в статье концепция основывается на основании двух основных критериев: результативности и эффективности обучения. При этом обязательным условием является организация этого процесса согласно конкретной теории или дидактической концепции.
Основными показателями результативности обучения являются полнота знаний и то, насколько полученные результаты близки к заданным нормам. Нормы обучения определяют цели и результаты, которые, в свою очередь, могут быть представлены:
- психическими изменениями;
- новообразованиями личности;
- качеством имеющихся знаний;
- доступными способами деятельности;
- уровнем развития мышления.
Таким образом, характеристика дидактической концепции представляет собой совокупность, включающую принципы, цели, содержание и средства обучения.
Группирование этих концепций основывается на понимании предмета дидактики.
Влияние традиционной концепции
Эта концепция обусловила появление трех основных положений дидактики:
- Принципа образовательной подготовки в организации обучения.
- Формальных шагов, которые определяют структуру образования.
- Логики деятельности учителя во время урока, заключающейся в представлении материала посредством его объяснения учителем, ассимиляция во время упражнения с учителем и применение уроков, извлеченных в последующих задачах обучения.
Особенности традиционной концепции
Для этой концепции характерно доминирование преподавания, деятельности педагога.
Особенности дидактической концепции заключаются в том, что в традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее основные концепции были сформулированы Я. Коменским, И. Песталоцци, И. Гербартом. Традиционное обучение состоит из четырех уровней: изложения, понимания, обобщения и применения. Таким образом, учебный материал сначала представляется учащимся, затем объясняется, что должно обеспечить его понимание, потом обобщается, а после этого полученные знания должны примениться.
На рубеже XIX-XX веков эту систему критиковали, называя ее авторитарной, книжной, не связанной с потребностями и интересами ребенка, с реальной жизнью. Ей вменялось то, что с ее помощью ребенок только получает готовые знания, но при этом у него не развивается мышление, активность, он не способен к появлению творчества и самостоятельности.
Основные положения
Развитием и внедрением традиционной дидактической системы занимался немецкий ученый И.Ф. Гербарт. Именно им была обоснована педагогическая система, которая до настоящего времени используется в странах Европы. Цель обучения, по его мнению, заключается в том, чтобы формировать интеллектуальные умения, представления, понятия, теоретические знания.
Кроме того, он сформулировал принцип воспитывающего обучения, который заключается в том, что на основе как организации процесса обучения, так и обустроенного порядка в учебном заведении должна формироваться морально сильная личность.
На основе традиционной дидактической концепции происходило упорядочивание, организация процесса обучения. Основу ее содержания составляла рациональная деятельность учителя, направленная на осуществление процесса обучения в соответствии с рассматриваемыми в рамках концепции ступенями обучения. Следует отметить, что такая логика обучающего процесса характерная практически для всех традиционных уроков и по сей день.
Реформы в педагогике
На рубеже XIX-XX веков началось формирование новой дидактической концепции, основанной на первых достижениях психологии детского развития и формах, относящихся к организации образовательной деятельности. Одновременно с этим этапов развития дидактики происходило общее обновление всех аспектов жизни большинства развитых стран, как в Европе, так и в Америке, включая реформу традиционных педагогических систем, которые не отвечали вызовам современности. Реформистская педагогика способствовала появлению педоцентрической дидактической концепции, отличительная черта которой может быть выражена в педагогической формуле Vom Kindeaus - «на основе ребенка», предложенного шведской учительницей Эллен Кей (1849-1926), автором книги «Эпоха ребенка». Для сторонников этой концепции был характерен призыв к развитию творческих сил у детей. Они считали, что опыт ребенка и накопление личного опыта должны играть ведущую роль в воспитании, поэтому основные примеры реализации педоцентрической концепции также назывались теорией бесплатного образования.
Педоцентристская дидактика
Педоцентристская концепция в центр внимание ставит учение, то есть деятельность ребенка. Этот подход основывается на педагогической системе Д. Дьюи, трудовой школе, представленной Г. Кершенштейнером, на других педагогических реформах начала прошлого столетия.
У этой концепции есть еще одно название – прогрессивистская, обучение посредством делания. Наибольшее влияние на развитие данной концепции оказал американский педагог Д. Дьюи. Его идеи заключаются в том, что процесс обучения должен основываться на потребностях, интересах и способностях обучающихся. Обучение должно развивать общие и умственные способности, а также самые различные умения детей.
Чтобы эта цель была достигнута, обучение не должно базироваться на простом преподнесении, заучивании и последующем воспроизведении готовых знаний, поданных учителем. Обучение должно быть открытием, а обучающиеся должны получать знания в процессе спонтанной деятельности.
Структура педоцентристской дидактики
В рамках этой концепции структуру обучения составляют следующие этапы:
- формирование ощущения трудности, связанной с процессом деятельности;
- постановка проблемы, сущности затруднения;
- формулирование гипотез, их проверка при решении проблемы;
- формулирование выводов и воспроизведение деятельности, используя полученные знания.
Такая структура процесса обучения обуславливает использование исследовательского мышления, осуществление научного поиска. Благодаря использованию такого подхода можно активизировать познавательную деятельность, развивать мышление, учить детей искать способы решения проблем. Однако данную концепцию не рассматривают как абсолютную. Существуют определенные возражения против ее повсеместного распространения на все предметы и уровни обучения. Это связано с переоценкой спонтанной деятельности учащихся. Кроме того, если постоянно следовать в процессе обучения только за интересами детей, неизбежно исчезнет систематичность процесса, использование учебного материала будет основано на принципе случайного отбора, кроме того, станет невозможной глубокая проработка материала. Еще одним недостатком данной дидактической концепции являются значительные временные затраты.
Современная дидактика
Основные характерные особенности современной дидактической концепции заключаются в том, что преподавание и учение рассматриваются как неразрывные компоненты процесса обучения, и представляют предмет дидактики. Данная концепция сформирована несколькими направлениями: программированным, проблемным обучением, развивающим обучением, сформулированными П. Гальпериным, Л. Занковым, В. Давыдовым; когнитивной психологией Дж. Брунера; педагогической технологией; педагогикой сотрудничества.
Какие особенности характерны современной дидактической концепции
В прошлом веке предпринимались попытки создания новой дидактической системы. Появление современной дидактической концепции было обусловлено проблемами, связанными с развитием двух предыдущих дидактических систем. Единая дидактическая система, как таковая, в науке отсутствует. Фактически существует определенное количество педагогических теорий, имеющих некоторые общие черты.
В качестве основной цели, характерной для современных теорий, выступает не только процесс формирования знаний, но и развитие в целом. Этот аспект можно рассматривать как особенность современной дидактической концепции. В ходе обучения должны обеспечиваться: развитие интеллектуальных, трудовых, художественных знаний, умений и навыков. Обучение, как правило, является предметным, хотя допускается использование интегративного обучения на разных уровнях. В рамках данной концепции процесс обучения имеет двусторонний характер. Следует отметить, что именно современные условия развития образования определяют, какие особенности современной дидактической концепции являются наиболее значимыми.