Процесс формирование личности: основная характеристика, условия и проблемы
Статья расскажет о процессе формирования личности. Несмотря на то что человек совершенствуется всю жизнь, в одинаковых условиях все будут развиваться по-разному из-за влияния различных факторов, о которых узнаем позже. Поэтому важно заложить ребенку фундаментальную основу лучших личностных качеств в детстве.
Личностью не рождаются, а становятся
Личность – это человек, который развивается в социуме и вступает во взаимоотношения с другими индивидами посредством общения, обладает осознанностью и самоконтролем, понимает сложность возникшей ситуации и последствия.
Для родителей важно знать о процессе формирования личности детей. Потому что начальный этап становления ребенка будет являться отправной точкой социального развития. Именно в этот момент необходимо выстраивать иные воспитательные взаимоотношения с чадом, создавать оптимальные условия для физического и умственного развития.
Итак, о процессе формирования личности ребенка
Рассмотрим его поэтапно:
- Уже после первого года жизни малыша можно смело приобщать к определенным нормам (социальным, этическим), но ни в коем случае нельзя требовать сиюминутного исполнения.
- От одного (первый возрастной кризис) до двух лет жизни многие детки демонстрируют непослушание. Появляется самосознание, а вместе с ним зарождается способность к эмпатии.
- От полутора до двух лет происходит усвоение норм поведения.
- После двух лет можно более активно знакомить его с моральными нормами, а после трех требовать их соблюдения.
Теперь поговорим об усвоении нравственных норм. Период развития от 3 до 6 лет можно разделить условно на три этапа. Итак:
- 3–4 года. Укрепляется эмоциональная саморегуляция.
- 4–5 лет. Нравственная.
- 5–6 лет. Формируются деловые качества ребенка.
Дети дошкольного возраста уже в состоянии самостоятельно разбираться в своих действиях и поступках (поведении), определенных нравственных нормах, оценивать себя и окружающих. Они уже имеют определенные моральные представления и способны к самоконтролю. Огромную роль в формировании ценностного багажа, самооценки ребенка играют родители и взрослые, которые принимают участие в его воспитании.
Узнаем, что влияет на развитие ребенка
Несомненно, главенствующую роль в процессе формирования личности чада играют родители, но не стоит пренебрегать влиянием со стороны. Итак, это:
- Биологический фактор – наследственность. Чадо может унаследовать родительский темперамент, повадки, таланты и, к сожалению, болезни.
- Социальный. Это окружение, в котором живет ребенок. Не только семья, школа, друзья, это и СМИ. Он смотрит новости по телевизору, читает газеты и журналы, которые может найти дома. В раннем возрасте он не способен фильтровать информацию и все воспринимает на веру. Поэтому оградить чадо от негативного контента очень трудно, лучше старайтесь объяснять, что это плохо и не нужно ему.
- И экологический. Климатические условия влияют как на физиологическое, так и личностное развитие ребенка.
Важно уметь распознать отклонения в развитии. Это, к примеру, может проявляться в тревожности ребенка. Взволнованность и испуг должны насторожить родителей.
Памятка родителям
Дадим несколько полезных советов:
- Формируйте правильную самооценку. Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Это можно делать только на примере личностных достижений самого малыша. Допустим, сказать, какой он стал взрослый и усидчивый по сравнению с первым полугодием.
- Поощряйте общение. Так малыш быстрее социализируется и на личном опыте усвоит правила и нормы поведения в социуме.
- Не пренебрегайте гендерным аспектом воспитания. В период с 2,5 до 6 лет ребенку необходимо помочь в формировании правильной половой самоидентификации, а также получить представление о взаимоотношении полов. Ребенок должен видеть на вашем примере, как нужно любить, уважать вторую половинку.
- Обучайте морали и этике. Объясняйте, что такое «хорошо», «плохо», «честно», «справедливо». Его необходимо научить соизмерять свое поведение с общепринятыми социальными нормами.
С 5 до 12 лет нравственные представления меняются. Осуществляется переход от нравственного реализма (ребенок четко разграничивает понятия добра и зла) к релятивизму (более старшие дети уже могут пренебречь мнением взрослого, руководствуясь другими нормами морали). А теперь рассмотрим подробнее процесс формирования личности человека взрослого.
Возрастные этапы развития личности
Итак, рассмотрим следующие стадии:
- 12–19 лет. Юность. Важный период становления и развития индивида. Процесс формирования личности характеризуется самоопределением и поиском себя в жизни. Происходит переосмысление и переоценка бытия. Именно на этом отрезке выявляются допущенные ошибки в воспитании, которые могут стать причиной негативной самоидентификации: вступления в неформальную общность, склонности к алкоголизму, наркомании, нарушения общественного порядка и закона и так далее. Наблюдается тенденция поклонения кумиру. Подростки пытаются походить на него. Если процесс формирования и развития личности проходит правильно, прививаются такие качества, как верность, самостоятельность в принятии решения, определение с жизненной ролью.
- 20–25 лет. Молодость. Именуется началом взрослой жизни.
- 26–64. Зрелость. Процесс формирования личности характеризуется заботой о подрастающем поколении. Если же детей нет, человек концентрируется на помощи окружающим. В противном случае индивид испытывает кризис среднего возраста, будучи одиноким и без смысла в жизни. На данном этапе, как правило, личность уже достигла определенного статуса, имеет потребность в передаче опыта и знаний детям и внукам. Хотя не останавливается в саморазвитии.
- От 65 лет – старость. Завершающая стадия в развитии личности. Вновь наступает переосмысление жизни.
Поэтому очень важно пребывать в спокойствии, удовлетворении. Для этого необходимо жить достойно, достигать поставленных целей, самореализовываться, чтобы старость была в радость. Стадии развития личности можно рассматривать по разным критериям, но важно лишь одно – всегда есть возможность развиваться и двигаться вперед.
Поговорим о социализации
Социализацией называется процесс формирования личности. При нем индивид входит в социум, усваивает социальные нормы, опыт, ценности, идеалы и роли. Человек может социализироваться в условиях целенаправленного процесса формирования личности, а также в любых нерегулируемых жизненных ситуациях, под воздействием разных факторов. И процесс формирования устойчивых черт личности называется социализацией.
Этапы социализации
Формирование личности включает:
- Адаптацию. Индивид от рождения до подросткового возраста осваивает сложившиеся нормы и правила, способы, действия в обществе. Приспосабливается и подражает.
- Индивидуализацию. Период длится от подросткового до раннего юношеского возраста. Человек ищет способы, чтобы выделиться, критически относится к общественным нормам поведения.
- Интеграцию. Стремится к лучшей реализации способностей.
Человек развивается как личность до конца своих дней. Живя в обществе, приобретает устойчивые черты личности (характер), обуславливающие типичные для него способы поведения.
Когда зарождается характер?
Процесс формирования общих устойчивых черт личности начинается с первых дней жизни малыша. На этом этапе для ребенка очень важен эмоциональный контакт с родителями, благодаря чему развиваются все психологические процессы (познавательные, эмоционально-волевые) и свойства (характер). Поэтому для него так важны любовь и ласка.
В раннем и дошкольном возрасте ребенок познает мир за счет подражания взрослым. В связи с этим характер формируется не только на основе врожденных особенностей, но и при помощи обучения (посредством игры) с последующим эмоциональным подкреплением результата (похвала, одобрение). Процесс формирования общих устойчивых черт личности ребенка должен протекать в социальной среде. Это главное условие.
Первичные черты характера зарождаются в дошкольном возрасте. Поэтому задача родителей - быть с ребенком максимально открытыми, честными, добрыми, справедливыми. Ведь чадо копирует взрослых, примеряя их модели поведения на себя.
Первые черты, закладываемые в детстве
Это доброта, отзывчивость, аккуратность, трудолюбие, общительность и другие. Тут нужно понимать, что процесс формирования устойчивых черт личности неотъемлемый и жизненно важный для малыша. Необходимо помочь ребенку, ведь наравне с положительными чертами характера он может унаследовать негативные, такие как лень, неряшливость, замкнутость, безразличие, эгоистичность, бездушие и так далее. Процесс формирования общих черт личности называется обучением.
Зарождение самооценки
Происходит в младшем школьном возрасте. Тут процесс формирования устойчивых черт личности продолжается. Ребенок приобретает новые черты характера, причем привитые ранее поддаются корректировке. В этом случае важны уровень и условия обучения.
Волевые черты
Формируются в подростковом возрасте. Здесь наблюдается активное морально-нравственное развитие, что имеет существенное значение в становлении характера. В раннем юношеском возрасте на формирование нрава оказывают влияние:
- Отношение индивида к себе и окружающим.
- Уровень самооценки и уверенности в своих силах.
- СМИ, Интернет.
На данном этапе физического развития основные черты характера уже сформированы, могут только закрепляться, замещаться и частично изменяться. Процесс формирования общих устойчивых черт личности называется социализацией. Человек самообразовывается в течение всей жизни. Независимо от того, на каком этапе развития нрава находится характер человека, на процесс оказывают влияние:
- Мнение и высказывания окружающих.
- Опыт и пример авторитетных людей.
- Сюжетные линии героев (действия, поступки) книг и кинолент.
- Телевидение, СМИ.
- Идеология и уровень культурного развития общества, государства.
Процесс социального формирования личности не прекращается и во взрослой жизни. Он просто переходит на новый, более высокий уровень, осознанный. Закрепляются рациональные характеристики и приобретаются иные, которые необходимы для достижения успешного результата в профессиональной сфере, семейной. Это такие черты, как выдержка, целеустремленность, настойчивость, выносливость, упорство и так далее. Индивид в состоянии изменить характер самостоятельно, главное - иметь желание и быть ответственным за совершенные поступки и сказанные слова.
Развитие личности в педагогике
К основным понятиям науки относятся:
- Воспитание.
- Образование.
- Обучение. Без него невозможно полноценное развитие личности. Стимулирует и ведет за собой развитие.
- Развитие.
- И самосовершенствование.
Воспитание – это целенаправленный процесс по формированию преднамеренных черт характера. Приобретенные качества определяют уровень культуры, воспитанности, интеллектуального, духовного и физического развития. Итак, поговорим о формировании личности в педагогическом процессе.
Наука помогает изучать и выявлять лучшие условия для социализации личности посредством обучения и воспитания.
Воспитание – это направленная деятельность, нацеленная на зарождение системы качеств, взглядов и убеждений; механизм, управляющий системами социализации. Ориентировано на развитие миропонимания, нравственности, аффилиации, нрава и черт личности, поступков. Задача состоит в выявлении природных задатков и талантов детей, их развитии в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями и способностями. Взращивание личности происходит на основе формирования:
- Определенного отношения к окружающему миру.
- Мировоззрения.
- Поведения.
Важнейшим условием формирования личности является деятельность, в процессе которой всесторонне развивается сам индивид и его мировосприятие. Она у подростков и детей проявляется посредством игры, учения и труда.
По направленности выделяют физическую, познавательную, ремесленническую, техническую и другие деятельности. Особое место среди них занимает общение. А также она может быть:
- Активной. К примеру, познавательная активность способствует высокому интеллектуальному развитию.
- И пассивной.
Все проявления активности имеют единый источник – потребности. Цель воспитательной работы считается достигнутой, когда получилось сформировать инициативно-активную, творческую личность. Среда, в которой человек живет, способствует изменению его мировоззрения, созданию новых взаимоотношений, что приводит к очередным переменам.
Формирование личности включает процесс и результаты социализации, а также воспитания и самосовершенствования. Формирование означает возникновение и усваивание системы устойчивых черт личности. Бесконечный непрерывный процесс саморазвития можно условно представить следующими этапами:
- Стадия первичного формирования.
- Становление личности (от рождения до фазы взросления).
- Последующее формирование.
Последний этап подразумевает дальнейшее саморазвитие или же деградацию. Теперь дадим несколько рекомендаций родителям, как воспитать в ребенке личность. Следует придерживаться таких принципов:
- Принятие. Нужно принимать своего ребенка таким, каков он есть, не пытаться переделать и не сравнивать с другими детьми. К примеру, если малыш спокоен, не нужно отдавать его в динамичный вид спорта и заставлять заниматься нелюбимым делом. Он индивидуален, и во многом его поведение будет зависеть от темперамента.
- Терпение. Многие дети в период возрастного кризиса непослушны, капризны и упрямы. Здесь главное - деликатно, спокойно, без агрессии направлять малыша в нужное русло. Воспитательные приемы должны выступать в мягкой и ненавязчивой форме. Порой эти качества являются переходными и со временем пройдут.
- Личный пример. В раннем детстве дети копируют поведение родителей. Поэтому стоит не только на словах, но и на деле показывать добрые, искренние отношения в семье.
- Комфортная атмосфера. Малыш должен чувствовать себя дома спокойно и легко. Только здоровая эмоциональная и психологическая среда позволит сформироваться личности.
- Развитие самостоятельности. Это очень важно. Давайте ребенку право выбора. Занимайтесь с ним любой совместной деятельностью, предоставляйте возможность для самовыражения, разрешайте делать малышу то, что ему нравится. Давайте мелкие поручения и хвалите за выполнение.
Чтобы сформировать настоящую личность, необходимо воспитывать ребенка в любви и заботе. Не кричите на него, не причиняйте физическую боль, ведь при помощи диалога можно решить любую проблему, главное - ценить и уважать малыша, и тогда он не закроется от вас, а станет вашим другом.