Понятие и основные категории дидактики
Основные категории дидактики - это отражение сущности данной науки. Эта область знаний неразрывно связана с педагогикой, ведь именно она определяет суть и особенности протекания образовательных процессов. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы и результаты (продукты) обучения. Далее поговорим об этом подробнее.
Определение понятия
Прежде чем рассматривать основные категории дидактики, стоит разобраться с сутью данного понятия. Так, это раздел педагогики, который занимается изучением проблем образования (это своего рода теория обучения). Данный термин был впервые озвучен немецким педагогом Вольфгангом Ратке. В дальнейшем исследователи расширили понятие. Теперь это наука не только об образовании, но также о его целях, методах и результатах.
Учитывая основные категории дидактики, можно разделить данную науку на такие разделы:
- общая - включает непосредственно понятие и процесс преподавания, факторы, которые влияют на процесс обучения, а также условия, в которых происходит образовательный процесс, что сказывается на конечном результате;
- частная - методика и специфика преподавания каждого конкретного предмета.
Предмет, задачи и основные категории дидактики
Предметом дидактики выступает система обучения в целом. Что же касается задач данной науки, стоит отметить такие моменты:
- изучение проблематики образования (как, кому и какую информацию преподносить);
- изучение закономерностей познавательной деятельности и поиск путей ее активизации;
- организация процесса обучения;
- развитие психических процессов, которые стимулируют учащихся к поиску и усвоению новой информации;
- разработка новых, более совершенных форм обучения.
Взгляды на предмет дидактики
Стоит отметить, что есть несколько взглядов на вопрос о том, что представляют собой предмет, основные категории дидактики. Что же изучает данная дисциплина? Вариантов, как мы уже отметили, несколько:
- обучение как основу воспитания и образовательного процесса;
- такие параметры обучения, как цели, формы, средства, принципы и закономерности;
- особенности взаимодействия преподавателя и ученика;
- условия обучения.
Общая дидактика
Задачи, основные категории дидактики могут несколько отличаться в зависимости от того, на каком уровне рассматривается проблема. Если говорить о науке в общем, то ее основные проблемы могут быть озвучены следующим образом:
- Постановка цели обучения. Все участники образовательного процесса должны четко осознавать, для чего им это нужно. Если есть конечная цель, обучение проходит намного легче и продуктивнее.
- Одна из важнейших задач дидактики - это формирование гармоничной личности путем всестороннего развития.
- Определение содержания образования. В зависимости от поставленной цели, а также внешних и внутренних условий формируется актуальная программа обучения.
- Дидактика решает вопрос о том, как преподносить информацию. Правильный подход к преподаванию порой обеспечивает успешное восприятие материала аудиторией.
- Поиск подходящих дидактических средств (учебного материала). Также проблему представляет разработка принципов их формирования и использования.
- Формулировка принципов и правил обучения. Несмотря на то что они являются унифицированными, в зависимости от конкретных условий они могут быть скорректированы.
- Исследование проблем обучения - это один из основных моментов в дидактике. Также стоит обратить внимание на дальнейшие перспективы развития системы образования.
- Установление взаимосвязи между педагогикой и другими смежными науками.
Принципы дидактики
Дидактика - наука, основные категории которой отражают ее сущность и проблематику. Также стоит обратить внимание на принципы, которые заключаются в следующем:
- Принцип наглядности. Ученые пришли к выводу, что глаза воспринимают в 5 раз больше информации, чем другие органы чувств. Таким образом, данные, которые передаются в мозг посредством зрительного аппарата, легко и надолго запоминаются.
- Принцип систематичности. Человеческий мозг воспринимает информацию только в том случае, если в сознании находит отражение целостная картина происходящего. При этом данные должны преподноситься последовательно, в соответствии с внутренней структурой понятия или явления. Кроме того, для гармоничного развития личности нужны регулярные упражнения.
- Принцип прочности. Человеческий мозг избирательно относится к сигналам, которые к нему поступают. Память лучше всего воспринимает именно интересную информацию (как в плане содержания, так и в плане преподнесения). Таким образом, чтобы материал хорошо и надолго запоминался, стоит уделять внимание организации образовательного процесса и методике изложения данных.
- Принцип доступности. Материал должен соответствовать возрасту и уровню развития учащихся.
- Принцип научности. Обеспечивается правильным подбором учебного материала, который является достоверным и подтвержденным. Кроме того, знания должны подкрепляться практическими занятиями.
- Принцип взаимосвязи теории и практики. Вытекает из предыдущего пункта.
Основные категории дидактики их характеристика
Стоит отметить, что любая наука имеет основные понятия, на которых основана вся исследовательская деятельность. Так, основными категориями дидактики являются следующие:
- преподавание - деятельность педагога по передаче данных ученикам, направленная не только на усвоение информации, но также и на ее практическое применение в дальнейшем;
- учение - процесс образования новых форм деятельности и поведения в результате получения знаний и практических навыков;
- обучение - целенаправленная систематическая деятельность по передаче знаний и выработке творческих способностей, в которой принимают участие педагоги и учащиеся;
- образование - результат, достигнутый в процессе обучения;
- знание - принятие, понимание, а также умение воспроизвести или использовать на практике полученную от преподавателя информацию;
- умение - это способность применить на практике полученные знания;
- навык - это умение, доведенное до автоматизма (достигается путем многократного выполнения того или иного действия);
- учебный предмет - область знаний;
- учебный материал - содержание учебного предмета, которое обычно определяется нормативными актами;
- цель обучения - это желаемый результат, к которому стремятся педагоги и учащиеся в образовательном процессе;
- метод обучения - это способ, посредством которого достигается поставленная цель;
- содержание обучения - это научные знания, практические навыки, а также способ мышления, которые должны быть переданы педагогом учащемуся;
- средства обучения - это любая предметная поддержка, которой сопровождается образовательный процесс (это и учебные пособия, и оборудование, и пояснения преподавателя);
- результат обучения - то, что было достигнуто по итогам обучения (может отличаться от цели).
Наблюдение как категория дидактики
К основным категориям дидактики относятся не только перечисленные выше понятия, но также и наблюдение. Оно направлено на изучение поведения объекта с целью фиксирования и дальнейшего анализа. В процессе наблюдения внимание уделяется не только основной деятельности испытуемого, но так же таким деталям, как реакции, жесты, мимика и прочее. Так, основные принципы наблюдательной деятельности следующие:
- целенаправленность - у данной процедуры должна быть конкретная цель, а также план по ее достижению;
- планомерность - у психолога или педагога должно быть четкое представление не только о программе исследования, но также и о существенных условиях его проведения;
- аналитический характер - исследователь должен уметь выделять из общего контекста существенные детали, на основании анализа которых можно сделать определенные выводы;
- комплексность - изучая каждую деталь в отдельности, не стоит забывать о том, что они взаимозависимы;
- систематичность - выявление закономерностей и связей, а также тенденций;
- регистрация - все данные должны быть зафиксированы (в письменном виде или мультимедийной форме) с целью облегчить их обработку и обеспечить возможность обратиться к ним в будущем;
- однозначность понятий - недопустимы двоякие трактовки.
Функции дидактики
Наряду с такими понятиями, как предмет, задачи и основные категории дидактики, стоит также выделить ряд функций данной науки. К ним относятся следующие:
- обучающая - передача знаний от преподавателя учащемуся;
- развивающая - формирование личностных и психологических качеств;
- воспитательная - установление отношения к себе самому, а также окружающим.
Дошкольная дидактика
Дошкольная дидактика - это раздел науки, который занимается изучением закономерностей получения знаний и выработки навыков у детей младшего возраста. При этом основные категории дошкольной дидактики включают в себя лишь знание и умение. У детей младшего возраста они формируются в процессе общения, а также во время игры. Главная отличительная черта состоит в том, что для их формирования не нужно организованное обучение. Таким образом, основные категории дошкольной дидактики основаны на естественном познавательном процессе.
Основные концепции дидактики
Стоит отметить, что взгляды разных ученых на дидактику могут принципиально отличаться. В связи с этим выделяют следующие концепции:
- Традиционная - основными категориями дидактики, согласно ей, являются преподавание и педагогическая деятельность. Наиболее яркими представителями данного направления можно считать Коменского, Дистервега, Гербарта и Песталоцци.
- Прагматическая - уделяет наибольшее внимание познавательной деятельности учеников. Приверженцами данной концепции считаются Дьюил, Лай и Толстой.
- Согласно современной концепции, основные категории дидактики - это преподавание и учение в их тесной взаимосвязи. Подобного взгляда придерживались Давыдов, Занков, Ильин и Эльконин.
Традиционная концепция Коменского
Стоит отметить, что основные категории дидактики и их общая характеристика были впервые основательно описаны в работе "Великая дидактика" Я. А. Коменского. Он настаивал на том, что право на обучение в школах имеют все дети независимо от их происхождения и социального статуса. Также он заявлял, что главным правилом образовательного процесса является наглядность. Именно Коменскому мы обязаны современной системой обучения, которая включает такие понятия, как урок, перемена, каникулы, четверть, класс.
Что касается произведения "Великая дидактика", его основная идея состоит в том, что процесс воспитания и обучения человека поделен на 4 периода, в каждом из которых 6 лет:
- от рождения до 6 лет дети проходят через так называемую материнскую школу, которая подразумевает передачу знаний и опыта от родителей;
- с 6 до 12 лет - "школа родного языка" (в данный период основное внимание уделяется формированию речевых навыков);
- с 12 до 18 лет - это оптимальный период для изучения иностранных языков ("школа латинского языка");
- с 18 до 24 лет формирование личности осуществляется в высших учебных заведениях, а также во время путешествий.
Коменский имел также свой взгляд на саморазвитие человека. Особое внимание он уделял взаимосвязи мышления, деятельности и языка.
Современная концепция Гальперина
О том, как рассматриваются основные категории современной дидактики, можно узнать, ознакомившись с работами П. Я. Гальперина. Он известен как создатель теории поэтапного формирования умственных действий. В основу данной концепции заложен алгоритм, который включает в себя такие этапы:
- ориентировочный, который подразумевает предварительное ознакомление с действием и изучение его особенностей;
- внешнее проявление речевого действия, которое заключается в механическом проговаривании;
- внутреннее осознание сказанного;
- преобразование действия в мыслительный акт.
"Гуманная педагогика" Амонашвили
Ш. Амонашвили известен благодаря своему труду под названием "Технология гуманной педагогики". Основные категории дидактики и их общая характеристика отражены в следующих направлениях:
- Деятельность учителя должна быть основана не только на фундаментальных знаниях, но также на доброжелательном отношении к ученику. Преподаватель должен не просто обучать его, а любить, проявлять понимание и заботу.
- Основной принцип - это уважительное отношение к ребенку. Педагог должен учитывать его интересы. Тем не менее важно донести до ученика, что он живет в социуме, а потому необходимо обращать внимание на мнение окружающих.
- Главная заповедь любого педагога - это вера в неограниченные способности своего ученика. Помножив их на свой преподавательский талант, можно добиться потрясающих результатов.
- Особое внимание уделяется личным качествам учителя. истинный педагог должен быть добрым и преданным.
- Главный обучающий прием - это исправление ошибок (как собственных, так и типичных). Это упражнение лучше всего развивает способность к размышлению и логическому анализу.
Концепция Гербарта
Гербарт - это знаменитый немецкий психолог и педагог, который имел свой специфический взгляд на основные категории дидактики. Кратко его концепцию можно представить в следующих тезисах:
- основная цель воспитательного процесса - это формирование личности с сильным характером и выраженными моральными качествами;
- задача школы состоит лишь в обеспечении условий для всестороннего интеллектуального развития ребенка, а вся ответственность за воспитание возлагается на семью;
- чтобы во время урока соблюдалась должная дисциплина, допускается применение не только системы ограничений и запретов, но также телесных наказаний;
- учитывая, что характер формируется одновременно с разумом, и обучению, и воспитанию должно уделяться одинаково пристальное внимание.
Стоит отметить, что данная концепция так и не получила широкого распространения. Уже к XIX веку стало понятно, что излишняя строгость к ученикам не приносит ожидаемого результата.
Дидактика Дьюи
Основные категории дидактики в педагогике, в соответствии с теорией Дьюи, направлены на то, чтобы учитывать интересы учеников (противопоставление гербартистской концепции). При этом образовательная программа должна быть выстроена таким образом, чтобы передавались не просто энциклопедические знания, а практически значимая информация.
Главная заслуга Джона Дьюи состоит в том, что он разработал концепцию "Полного акта мышления". Суть ее состоит в том, что человек начинает мыслить только тогда, когда на его пути появляются определенные препятствия и трудности. В процессе их преодоления он приобретает необходимые знания и опыт. Таким образом, преподавательская деятельность должна быть направлена на постановку практических задач.
Тем не менее понятие дидактике, основные категории в концепции Дьюи несколько ограничены. Основной недостаток данной теории состоит в том, что она не уделяет внимания процессу закрепления и усвоения знаний. Таким образом, как и учение Гербарта, концепция Дьюи - это крайность (хоть и противоположно направленная). А как известно, она лишь может послужить основой процесса, но не может претендовать на истинность.
Педагогический идеал
Стоит отметить, что человек - такой, каким он является от природы - это не тот человек, который нужен обществу. Если углубиться в историю, можно удостовериться, что представления о личности постоянно менялись. Так, например, если сравнить первобытного и современного человека, первый нам покажется диким. Тем не менее люди того времени не могли представить себя иными.
Когда первобытнообщинный строй сменился становлением государства, начинает формироваться институт обучения. Так, первые принципиально разные школы сформировались в античную эпоху. К примеру, спартанская система образования была направлена на воспитание физически крепких и бесстрашных воинов. Что же касается афинской школы, она подразумевала всестороннее и гармоничное развитие личности.
Кардинально изменились представления об идеальном человеке в период Средневековья. Переход к монархическому строю привел к переосмыслению человеком своего места в обществе. На долгие годы люди погрузились в науку и творчество. Таким образом, воспитание и образование были направлены на формирование гуманистического идеала личности. Этот период подарил миру массу бесценных открытий, что позволило назвать его эпохой Просвещения.
На сегодняшний день педагогический идеал - это человек с активной гражданской позицией и готовностью к практической деятельности. Еще со школьного возраста учеников вовлекают в общественную и политическую жизнь. На данный момент у родителей и педагогов есть база опыта и ошибок предыдущих поколений, на основе которых можно выстроить эффективную систему воспитания.