Педагогические теории: понятие и принципы
Педагогическая теория - это система знаний, которая освещает определенную область явлений в науке о воспитании и обучении. Целью дисциплины является не только обучение по уже существующим стандартам, но и индивидуальный подход к каждому ученику в соответствии с его задатками. Наука нового поколения призывает обращать внимание на новые педагогические теории, которые могут помочь решить проблемы, возникающие у школьников в детстве.
Основные компоненты концепций
Педагогическая теория - это система знаний, которая освещает и изучает строго определенную область явлений преподавания. Ее основными составляющими являются: закономерности и законы обучения и воспитания, разъяснения, основы, правила поведения. Существует общепринятая классификация педагогических теорий, которую без труда можно найти в литературе. Различные системы в дисциплине можно разделить на воспитательные и обучающие. В нашей стране очень много замечательных учителей, написавших множество значимых трудов по педагогике.
Три теории
Теории психологии и педагогики изучают в основном взаимосвязь воспитания, развития и обучения детей разных возрастов. В конце тридцатых годов прошлого века были сформированы три вида педагогической деятельности, которые касались вопросов науки.
- Первый вид изучает процесс воспитания детей как явление, никак не связанное с преподаванием. Этот вид предполагает свободу действий ребенка, отсутствие ориентированности на взрослого и его роль.
- Второй вид педагогической деятельности ориентирован на совокупность развития и воспитания ребенка.
- Третий вид рассчитан на то, что развитие детей не идет бок о бок с системой воспитания и обучения.
Теория развивающего обучения
Такой вид педагогической теории воспитания как развивающее обучение является самым высоким по уровню сложности в науке:
- большая скорость процесса обучения;
- непрекращающийся процесс зазубривания на протяжении всей учебной деятельности;
- позитивная мотивация к познанию и обучению;
- налаживание связи между учеником и учителем.
Целью воспитания ребенка является не только обучение его по уже существующим стандартам, но и использование всего его потенциала. Все таланты и умения ребенка воспринимаются не как самоцель, а как способ трансформации ребенка в полноценную личность. Взаимодействие между учеником и учителем - партнерское. В первую очередь стоит обратить внимание на успешную социализацию ребенка и развитие его задатков.
Новейшие теории преподавания, пропагандирующие гуманное отношение к детям и подросткам, хотят обратить внимание на теории педагогики, которые раскроют проблемы воспитания детей разных возрастов. Процесс обучения, опирающийся на антропологию преподавания, рассматривается на основании создания подходящих условий для образования детей. На первое место ставится развитие ребенка как личности, которой необходима поддержка взрослого человека.
Суждения развития личности
Основные теории педагогики рассматривают следующие суждения о развитии личности ребенка:
- психоанализ;
- привязанность;
- бихевиористика;
- гуманизм;
- деятельностный подход;
- когнитивизм.
По своему содержанию современные педагогические теории используют принцип реализации интеграции. Эта сторона исследований сейчас находится в стадии эксперимента. Современные изыскания ученых наблюдают положительную тенденцию объединения разнообразных видов активности, использования форм и средств, которые интересны детям и школьникам. Изучение по различным компонентам педагогической теории может проходить взаимосвязано, что может позволить существенно сэкономить время для того, чтобы организовать игровую и учебную деятельность ребенка и сократить срок достижения желаемого результата.
Теория и практика в России
Зачастую современные отечественные педагогические теории состоят из узконаправленных способов развития детей, принимают во внимание психологические особенности ребенка, могут включать в себя результаты работы авторов в течение нескольких лет над различными проблемами. Например, в несколько последних лет российская наука и практика очень глубоко изучают роль экономики в становлении дошкольника и его психики. Вопрос экономического воспитания не слишком давно рассматривался в аспекте воспитания трудолюбия и нравственности. В исследованиях российских педагогов проблема правового воспитания исследуется со стороны принятия свободы школьника как личности. Нравственно-правовое воспитание означает поднятие самооценки ребенка, его уверенности в себе, привитие норм поведения и умения строить гармоничные взаимоотношения с миром. Современная педагогика дает ответы на вопросы, которые связаны с созданием у ребенка-дошкольника искреннего интереса и уважительного отношения к стране, гражданином которой он является.
Основные этапы образовательной деятельности
Теория правового воспитания детей принимает во внимание важность, содержание, периоды, условия преподавания. Ее создатели выделяют три неотъемлемых части в образовательном процессе:
- Базовый этап - ознакомление с нормами и принципами морали. Это могут быть беседы по этике, создание нравственных ситуаций, видеоуроки правильного поведения детей и т. д.
- Основной этап – ознакомление с правами человека и гражданина: на отдых, на получение образования, на собственное имя, на любовь. Ознакомить ребенка можно с помощью чтения художественных произведений, этических бесед, рассказов, упражнений развивающих практические навыки поведения в различных видах деятельности.
- Заключительный этап — рассказать о мировой конвенции, о признанных во всем мире правах ребенка, которые действуют для всех детей Земли, чтение художественной литературы,создание творческого коллажа о правах ребенка, беседы о нравственности и т. п.
Концепция патриотического воспитания
Сегодняшнюю концепцию патриотического воспитания молодежи можно рассмотреть в контексте разностороннего формирования личности. Под понятием "патриотизм" чаще всего понимают любовь к своей земле и Родине. К средствам патриотического воспитания можно отнести мезосреду, литературу и искусство, фольклор, общественную практику, обычаи и т. д.
Этапы патриотического развития включают в себя все методы и стороны воспитания детей: экскурсии, познавательные походы, создание собственных музеев, выставки детского творчества и т. д.
Современные теории в педагогике. Связь российской науки с зарубежными теориями
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что современные педагогические теории изучают вопросы обучения и личностного развития ребенка дошкольного возраста, понятия которых нераздельно связаны. Разнообразие зарубежных теорий обучения и воспитания поможет обогатить отечественную систему образования дошкольников. Наука преподавания в дошкольном возрасте как система теорий педагогики регулярно обновляется и совершенствуется. Нельзя в теории не учитывать и практику дошкольных и школьных учреждений.
Влияние образования на личность
В многообразии теорий воспитания в педагогике следует определиться, на какую идеальную модель личности дошкольника они изначально были ориентированы. Чаще всего этот идеал основан на социально-экономических потребностях общества, в котором непосредственно происходит процесс обучения.
В настоящее время наша страна переходит к рыночной экономике, где не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которая не нуждалась бы в реформах и выходе из кризиса. Поэтому сейчас наше общество и основные педагогические теории ориентированы на воспитание творческих, деятельных, инициативных личностей, способных принимать решения и отвечать за них.
В науке и практике в последние несколько лет все больше и больше набирает силу культурологический подход, суть которого заключается в культуросообразности воспитательной деятельности, которая выполняет объединяющую роль как для развития теории педагогики, так и для практической деятельности.
Основной принцип культуросообразности воспитательной деятельности состоит в опоре на определенную закономерность: чем больше воспитание и обучение связаны с культурой, тем более социально и культурно образованным вырастет человек. В общем, педагогическая и воспитательная деятельность на основе принципов культуросообразности – это воспитание творческих, инициативных и интеллигентных людей в будущем.