Что такое культурологический подход
Конкретная методология любой науки раскрывается через определенные принципы. В педагогике это антропологический, целостный, личностный, деятельностный и культурологический подходы. Рассмотрим их особенности.
Краткая характеристика
Принцип целостности возник в противоположность функциональному подходу, посредством которого осуществляется исследование определенного аспекта образовательного процесса вне зависимости от изменений, происходящих в этом процессе в целом и в личности, в нем участвующей.
Сущность функционального подхода состоит в том, что осуществляется изучение педагогики как системы с вполне определенной структурой. В ней каждое звено реализует свои функции при решении поставленной задачи. При этом движение каждого такого элемента подчиняется закономерностям движения всей системы в целом.
Из целостного подхода вытекает личностный. Посредством его утверждается представление о творческой, деятельной, социальной сущности индивида.
Для овладения достижениями культуры, по мнению А. Н. Леонтьева, каждое последующее поколение должно осуществлять деятельность подобную, но не тождественную той, которая осуществлялась ранее.
Формационный, цивилизационный, культурологический подходы
Для фиксации этапов развития общества используется понятие "цивилизация". Этот термин достаточно часто применяется в публицистике и науке сегодня. Изучение истории на основе данного понятия называется цивилизационным подходом. В его рамках выделяют две ключевые теории: общечеловеческой и локальных цивилизаций.
Анализ общества с позиции первой теории очень близок к формационному подходу. Формацией называют тип общества, возникший на основе конкретного способа производства материальных благ.
Ключевая роль в формации принадлежит базису. Им называют комплекс экономических отношений, которые складываются между индивидами в процессе создания, распределения, потребления и обмена благ. Вторым ключевым элементом формации является надстройка. Она представляет собой совокупность правовых, религиозных, политических, прочих взглядов, учреждений, отношений.
От формационного подхода культурологический принцип изучения развития человечества отличается наличием трех взаимосвязанных аспекта: аксиологического (ценностного), личностно-творческого, технологического. Он представлен в виде совокупности методологических приемов, посредством которых осуществляется анализ всех сфер психической и социальной жизни индивида через призму специфических системообразующих понятий.
Аксиологический аспект
В рамках культурологического подхода для каждой деятельности определяются свои критерии, основания, оценки (стандарты, нормы и пр.), а также способы оценивания.
Аксиологический аспект предполагает организацию педагогического процесса таким образом, чтобы происходило изучение и формирование ценностных ориентаций каждой личности. Под ориентациями понимают образования морального сознания, его основные идеи, блага, скоординированные определенным образом и выражающие сущность нравственного смысла бытия, а также в опосредованном плане самые общие культурно-исторические перспективы и условия.
Технологический аспект
Он связан с пониманием культуры как способа осуществления деятельности. Понятия "деятельность" и "культура" являются взаимообусловленными. Для определения адекватности развития культуры достаточно проследить развитие, эволюцию деятельности человека, ее интеграцию, дифференциацию.
Культуру, в свою очередь, можно считать универсальным свойством деятельности. Она формирует социально-гуманистическую программу, предопределяет направление конкретного вида деятельности, ее результатов и особенностей.
Личностно-творческий аспект
Он обуславливается наличием объективной связи между культурой и конкретным индивидом. Человек является носителем культуры. Развитие индивида происходит не только на основании его объективированной сущности. Человек вносит всегда в культуру что-то новое, становясь, таким образом, субъектом исторического созидания. В этой связи в рамках личностно-творческого аспекта освоение культуры необходимо рассматривать как процесс изменения самого индивида, его развитие как творческой личности.
Культурологический подход в образовании
Общепризнанным считается утверждение о том, что культурологический принцип предполагает исследование мира человека в рамках его культурного существования. Анализ позволяет определить смысл, которым наполнен мир для конкретного индивида.
Культурологический подход в образовании предполагает исследование феномена культуры как стержневого элемента в объяснении и понимании самого человека, его жизнедеятельности и сознания. Исходя из этого, разные аспекты сущности индивида понимаются в их "иерархическом сопряжении". Речь, в частности, о самосознании, нравственности, духовности, творчестве.
В рамках исследований культурологический подход ориентирует на видение человека через призму самого понятия культуры. В результате человек рассматривается как активная, свободная индивидуальность, способная к самостоятельной детерминации при общении с другими личностями и культурами.
Для изучения применения содержательной части культурологического подхода к образовательному процессу особое значение имеет положение о том, что культура рассматривается в большей степени как антропологическое явление. По своей сущности она выступает как самореализация человека, развернутая во времени. Основанием культуры выступает "неукорененность" людей в природе. У человека возникает потребность реализовывать побуждения, не являющиеся инстинктивными. Культура выступает в качестве продукта открытой природы человека, окончательно не зафиксированной.
Ценности
При использовании культурологического подхода к изучению истории человечества ценности рассматриваются как факторы, определяющие культуру изнутри, из глубины социальной и личной жизни. Они выступают в качестве ядра культуры общества в целом и человека в частности.
Культура, представляя собой антропологическое явление, определяется через возникшие ценностные отношения. Она выражается и в комплексе накопленных результатов деятельности, и в отношении человека к самому себе, обществу, природе.
По мнению ряда авторов, культурологический подход обеспечивает рассмотрение ценности как выражения человеческого измерения культуры. Она реализует отношение к разным формам бытия. Такого мнения, в частности, придерживается Гуревич.
Проблема соотношения ценностей
На личностном уровне абстрактное содержание аксиологического элемента культурологического подхода проявляется в способности индивида оценивать и выбирать, в надежде на реализацию ожиданий, имеющихся у человека в системе ценностных ориентаций и представлений. При этом возникает проблема соотношения между благами, выступающими реальной движущей силой и декларируемыми благами.
Любая общезначимая ценность приобретает действительное значение исключительно в индивидуальном контексте.
Особенности восприятия
Согласно культурологическому подходу, в истории человечества усвоение ценностей происходит через внутренние переживания каждого индивида. Выработанные моральные нормы могут быть восприняты, если они пережиты и приняты личностью на эмоциональном уровне, а не только поняты рационально.
Индивид овладевает ценностями самостоятельно. Он не усваивает их в готовой форме. Приобщение к культурным ценностям – суть образовательного процесса как антропогенной культурной практики.
Культура как средство деятельности
Способность выступать в качестве способа осуществления деятельности считается фундаментальной отличительной чертой культуры. Это свойство концентрированно отражает ее суть, интегрирует прочие характеристики.
Признав наличие тесной взаимосвязи между культурой и деятельностью, обосновав необходимость раскрывать последнюю через ее динамические компоненты, представители деятельностно-культурологического подхода проводят ее анализ по двум ключевым направлениям.
К сторонникам первой концепции относят Буеву, Жданова, Давидович, Поликарпова, Ханову и пр. В качестве предмета исследования они определяют вопросы, касающиеся общей характеристики культуры как особого универсального свойства социальной жизни людей. При этом она выступает как:
- Специфический способ осуществления деятельности.
- Комплекс духовных и материальных предметов, а также видов деятельности.
- Совокупность способов и плодов жизнедеятельности коллективного субъекта – общества.
- Способ деятельности отдельно взятого социального субъекта.
Представители второго направления делают акцент на личностно-творческой природе культуры. В их числе Коган, Баллер, Злобин, Межуев и пр.
Личностно-творческая составляющая рассматривается в рамках культурологического подхода через призму духовного производства, развития, функционирования личности.
Особенность этой теории в том, что культура рассматривается как комплекс качеств и свойств, характеризующих человека в первую очередь как универсального субъекта социально-исторического процесса созидания.
Технологически-деятельностная концепция
Сторонники технологической составляющей культурологического подхода осознают положение о том, что технология деятельности сама по себе обладает социальным характером. Это положение подтверждается разными выводами, в том числе о том, что культура представляет собой "способ способа". Такой "нетехнологический" смысл выражает более высокий уровень общности духовной и предметно-преобразующей деятельности человека.
Между тем характеристика технологически-деятельностного аспекта будет незавершенной, если не будут выявлены его познавательные возможности. В рамках любой концепции предмет можно рассмотреть под конкретным углом, что не даст полного о нем представления.
Познавательные возможности и пределы деятельностной концепции определяются главным образом функциональным понимание понятия "культура".
Способность к созиданию
В 70-х гг. прошлого века утвердилась личностно-творческая концепция. Суть ее в том, что в основу понимания феномена культуры закладывается исторически активная созидательная деятельность человека. Соответственно, в процессе творчества происходит развитие индивида как субъекта деятельности. С ним, в свою очередь, совпадает и развитие культуры.
Л. Н. Коган особо подчеркивал способность культуры реализовать сущностные силы личности. При этом автор относил к культурной сфере ту деятельность, в рамках которой индивид раскрывает себя, "опредмечивает" свои силы в продуктах этой деятельности. Сторонники личностно-творческого аспекта определяют культуру как действия человека, совершенные в прошлом и совершаемые в настоящем. Она основывается на освоении результатов созидания.
В рамках этой концепции при анализе деятельности человека оценивается уровень соответствия ее целям развития, самореализации, самосовершенствования человека. Акцент, таким образом, делается на личностно-развивающей, гуманистической сущности культуры.
В заключение
При использовании культурологического подхода усвоение культуры можно трактовать как процесс индивидуального открытия, творчества, созидания мира в человеке, участие в культурном обмене. Все эти процессы обуславливают индивидуально-личностную актуализацию смыслов, заложенных в культуре.
Культурологический подход обеспечивает формирование гуманистической позиции, в рамках которой человек признается ключевой фигурой развития. Внимание сосредотачивается на индивиде как на субъекте культуры, обладающем способностью вмещать в себя все прежние ее смыслы и одновременно создавать новые.
При этом формируется три взаимообусловленных поля:
- Личного роста.
- Повышения уровня культуры.
- Развития и роста культурного уровня в педагогической сфере в целом.
Культурологический подход можно применять в контексте педагогической, философской, психологической, культурной антропологии в зависимости от целей исследования.