Золотая секвенция: принцип и особенности

Написать собственную композицию крайне непросто. Для этого необходимо уметь добиваться гармоничного звучания. Золотая секвенция – один из приемов построения композиций, который используется в джазовой и классической музыке. Изобрел этот способ получения гармоничного звучания композитор Гендель.

Разновидности секвенций

В музыке часто используется секвенция. Она может присутствовать лишь в части произведения или повторяться в разных тональностях на протяжении всей композиции. Получившие музыкальное образование часто встречали разные виды секвенций в классических произведениях. По тональности этот прием можно разделить на два вида: хроматическую и диатоническую.

Секвенция может состоять из нескольких звеньев, совпадать с тактами по количеству звеньев (или наоборот), быть разной по точности. Золотая секвенция в музыке часто называется кварто-квинтовым построением. Она часто ложится в основу простых мотивов, удобных для запоминания, поэтому часто используется в эстрадной музыке. Она является уникальным и многогранным инструментом, который может быть использован для соединения сложных построений.

Что представляет собой золотая секвенция

Квинтовый круг (еще одно название этого приема) является одной из разновидностей простой секвенции, то есть повторения гармонического или мелодического оборота на разных высотах. Началом круга является аккорд, который отстраивается квинтой вниз от первой ноты гаммы в его тональности.

Тоники, которые образовывают этот оборот, следуют друг за другом через кварты и квинты. Например, первый аккорд берется в ре-миноре, от его тоники берется квинта и получается аккорд соль-минор. От ноты соль, которая будет являться тоникой, берем кварту вверх и получаем аккорд до-мажор, от которого уже берется следующий на квинту вниз. Таким образом нужно действовать, пока круг не замкнется. Построение круга более подробно мы рассмотрим ниже.

Особенности использования этого приема

Чаще всего золотая секвенция строится по принципу: квинта вниз, кварта вверх. Именно поэтому она и носит название квинто-квартовый круг. Однако многие композиторы меняют расположение аккордов местами: кварта вверх, а квинта вниз. В итоге получается иное, более низкое звучание, которое все также носит название золотой секвенции.

Еще одной особенностью этого приема является использование первого аккорда только в минорной гамме. Наиболее гармоничное звучание получается, если все аккорды относятся к диатонической шкале. Предпоследний аккорд можно взять не из нее, чтобы сделать его доминантовым, предваряющим смыкание круга. Приведенный выше пример в ре-миноре будет содержать такой аккорд – ля-доминантсепт. Он создает напряженность перед повторением оборота.

Роль тритона в золотой секвенции

Итак, золотая секвенция ноты перед смыканием круга немного меняет. Этот прием называется тритон. При нем в аккорде повышается третья ступень. Это позволяет создать напряженность и выделить этот аккорд в качестве доминантного.

Полууменьшенный тритон делает аккорд доминантовым, но не слишком напряженным. Его часто используют в эстрадной музыке. В классических произведениях чаще всего встречается уменьшенный аккорд, имеющий большую напряженность. Помните, что аккорды с тритоном обязательно требуют разрешения в тонику.

Как построить правильно золотую секвенцию

Золотая секвенция может быть создана не только на фортепиано, ее используют и при игре на гитаре. Именно такой пример построения мы и рассмотрим, ведь сейчас большое количество композиций сочиняется именно на этом шестиструнном инструменте. Возьмем за основу любой минорный аккорд или септаккорд. От него отсчитывается четыре ноты вниз, а затем пять вверх.

Возьмем за основу аккорд ля-минор (Am7), отсчитываем квинту вниз и получаем ре-минор (Dm7). Затем ведем отсчет вверх и получаем G7, а затем отсчитываем от соль квинту и получаем до, но возьмем его в мажоре, так звучание будет красивее. Четвертым аккордом нашей золотой секвенции станет Cmaj.

Далее двигаться будем уже в мажоре, чтобы сделать отрезок гармоничным. При отсчете вверх мы получаем ноту фа и соответственно Fmaj. Далее двигаемся на квинту вниз по гамме исходного аккорда ля-минор и получаем ноту Си, на основе которой построим аккорд Bm7/5 (полууменьшенный). Приведенная золотая секвенция, аккорды которой мы получили, будет незаконченной без использования приема тритон. По расчетам седьмым должен идти Em7, но вместо него (за счет повышения третьей ступени) мы возьмем E7, являющийся доминантовым септаккордом. После него можно начинать круг заново, заметьте, что все ноты мы брали из гаммы ля-минор.

Примеры композиций с использованием этого приема

Из современных композиторов прием золотой секвенции наиболее часто использует Игорь Крутой, именно благодаря этому кругу его мелодии становятся запоминаемыми и узнаваемыми народом. «Я и не знал» Филиппа Киркорова – один из современных примеров золотой секвенции. Множество красивых песен написаны с использованием этих цикличных отрезков. Наиболее ярким примером является джазовая композиция - All The Things You Are. Среди русских народных песен этот прием можно услышать в «Комаринской».

Среди классиков золотая секвенция примеры имеет самые разные, например, ее можно услышать во вступлении к опере «Евгений Онегин» Чайковского или в его же «Временах года». Но чаще всего этим приемом пользовался Гендель, который, как мы уже упоминали, был его изобретателем. Например, в его «Пассакалии» отчетливо слышны эти мелодичные отрезки. Другие композиторы не отставали и использовали самые разные по типу секвенции в своих произведениях. Наиболее ярким примером являются произведения Вагнера и Вивальди, но не всегда они использовали именно золотые секвенции.

Комментарии
4
Обсудил бы, только понимаю в этом, как свинья в шахматах