Выксунский металлургический завод: контакты. Трубы Выксунского металлургического завода

ОАО «ВМЗ» (Выксунский металлургический завод) – лидер по производству колес для железнодорожного транспорта и трубному прокату. Это одно из старейших российских промпредприятий. Входит в АО «ОМК-Холдинг».

История создания

Выксунский металлургический завод возник в железорудном районе вокруг старинного города Выксы Нижегородской губернии путем слияния нескольких небольших предприятий промышленников Баташевых. В 1768 году у нижней плотины Запасного пруда был основан Нижний завод в составе 10 деревянных корпусов: два из них молотовые, в одном размещалось восемь горнов, в другом – четыре. В остальных корпусах стояли плющильные станки, печи, гвоздильня с четырьмя молотками, пилорама. На берегу Нижнего пруда – два деревянных молотовых корпуса и каменный двухэтажный с шестью клещами и двенадцатью болванами, кузница, большая слесарня, склады, мукомолка.

На Нижне-Выксунском заводе выпускали: железо (полосовое, сортовое, листовое, шинное, обручное), крицы, гвозди, проволоку, инструмент. В конце 1830-х годов установили первые пудлинговые печи для производства железа в кусках новым пудлинговым способом. В 1842 году таких печей насчитывалось уже 10, емкость каждой составляла до 10 пудов (96-100 кг).

К середине XIX века Выксунский металлургический завод стал банкротом. Его передали немцу Лессингу. В реконструкцию периода Лессинга в 1892 году была установлена первая мартеновская печь по производству стали, в 1894-ом появился мартеновский цех, который через 20 лет имел уже 4 печи емкостью в 12, 16, 18 и 25 тонн. Также был построен новый листопрокатный стан. В 1907 году организовано трубное производство. С началом Первой мировой войны по политическим причинам цеха передали купцу Стахееву, который в 1916-1917 годах совместно с Министерством путей сообщения построил два новых корпуса для производства дорожных машин.

Советский период

После прихода большевиков производство заработало еще интенсивнее. В 1923 году был открыт вилопрокатный цех, в 1925 году – мелкосортный. 1.10.1928 года на базе Нижне-Выксунского, Досчатинского и Верхне-Выксунского предприятий был основан объединенный Выксунский металлургический завод (ВМЗ).

До августа 1929 года директором ВМЗ был В.И. Устинов, затем – В.Н. Мазурин. В годы первых пятилеток завод развивался и реконструировался. Был построен мартеновский цех № 2, реконструирован мелкосортный цех, проведена огромная работа по электрификации и механизации производственных процессов.

В 1930-1933 годах рядом возвели мартеновский цех №2 и в 1935 г. – трубный №2. В народе эти четыре корпуса называли Новым заводом, в документах числился расширенным НВЗ. В начале ХХ века на территории разместили энергетические цеха: паросиловой и электрический.

Специализация и модернизация

С советского периода АО «Выксунский металлургический завод» сохраняет лидерство в производстве колес для ж/д транспорта. Также традиционным является выпуск труб. На предприятии впервые была освоена порошковая металлургия, а возведенный в 1985 году трубоэлектросварочный цех №5 считался самым передовым. В 1991-ом был введен в строй технологически еще более совершенный трубоэлектросварочный цех (ТЭСЦ) № 4. Благодаря непрекращающемуся сотрудничеству с РЖД и вхождению в состав Объединенной металлургической компании, ВМЗ не только выжил в 90-е, но и сохранил завидные объемы производства.

В 2000-х модернизация продолжилась. Были введены:

  • Участок для нанесения антикоррозийных покрытий (2000).
  • Печь-ковш-вакууматор (2004).
  • Установка локальной термообработки сварных швов (2004).
  • Линия одношовно-прямошовных труб большого диаметра для газонефтепроводов, до 1420 мм (2005).
  • Цех объемной термообработки труб (2007).
  • Новый комплекс производства обсадных труб (2010).
  • Металлургический комплекс МКС-5000 (2011) и другие проекты.

ТЭСЦ-4

Трубоэлектросварочный цех № 4 является гордостью предприятия. Сегодня трубы Выксунского металлургического завода востребованы в нефтегазовой промышленности, однако их внедрение происходило тяжело. В феврале 1978 года СМУ-1 треста «Металлургстрой» приступило к заливке фундамента ТЭСЦ-4, где планировалось производить газопроводные многослойные трубы, получаемые из тонколистового проката.

В 1982-ом первая очередь цеха начала производство труб с максимальным диаметром в 1420 мм, но из-за новизны техпроцесса многослойные трубы имели ряд недостатков. В 1987 году выпуск временно прекратили, а цех решили реконструировать по зарубежным технологиям.

В 1992 г. Выксунский металлургический завод выпустил первую одношовно-прямошовную трубу, а затем было запущено производство изделий 508-1020 мм, вышло на потоковую мощность. Сегодня продукция изготавливается двумя независимыми линиями по альтернативным технологиям JCO-1420 и UOE-1020. ВМЗ в 1998 году получил лицензию Госгортехнадзора РФ для производства магистральных трубопроводов.

Мартеновский цех №2

ОАО «Выксунский металлургический завод» славится литейным производством. Мартеновский цех №2 строили с 1930 по 1933 год с двумя печами по 90 тонн для обеспечения металлом листопрокатного цеха. После войны были проведены 2 реконструкции с увеличением емкости печей сначала до 185 тонн, а затем до 250 тонн каждая. В 70-х годах построили печь №5, но в 2000-ом ее ликвидировали.

Первым начальником мартеновского цеха № 2 был Нестеренко С.И. – инженер-металлург, выпускник Екатеринославского (Днепропетровского) горного института. Первая плавка на печи №5 была выпущена 28 сентября 1933 года. С 1941-го в цехе выпускают броневую сталь на 90-тонных печах. Аналога этому не было не только у нас в стране, но и за рубежом. В цехе всегда заботились о внедрении новинок техники и технологии. В 50-е перешли на работу с основными хромомагнезитовыми сводами взамен динасовых, внедрили автоматизацию тепловых режимов печей, построили котлы-утилизаторы и лабораторно-бытовой корпус.

В 60-х освоили новый метод экспресс-анализа металла, установили пароиспарительное охлаждение отдельных деталей на печах. В 1974 году начато освоение производства колесной стали. Первая плавка выпущена 18 июня того же года. В 1985-1990 годах проведены капитальные ремонты всех трех печей с изменением их конструкции. В 2006 году мартеновский цех вошел в состав колесопрокатного комплекса.

Колесопрокатный цех

В 1969 году Выксунский металлургический завод начал строительство крупнейшего в Европе цеха по производству железнодорожных колес. КПЦ был объявлен объектом областной ударной комсомольской стройки. Первая очередь – линия отделки – была запущена 1.10.1973 года. Ровно через год было завершено сооружение второй очереди, что позволило достигнуть проектных мощностей по прессопрокатному производству (650000 ж/д колес в год) и термомеханической обработке (850000 колес).

Изделия изготавливаются из стали собственного производства. Оборудование КПЦ высоко автоматизировано и механизировано. Цехом освоен техпроцесс изготовления цельнокатаных колес с ободом повышенной твердости, различной конфигурацией диска и механической обработкой всех элементов. Основными потребителями являются предприятия МПС России. Кроме того, колеса поставляются в страны СНГ, Южную Корею, Сербию, США, Словакию, Болгарию, Индию, Индонезию, Вьетнам. В 2006 году КПЦ объединили с мартеновским цехом в колесопрокатный комплекс.

Музей

13.09.1958 года исполнительный комитет Выксунского городского Совета народных депутатов принял решение о создании в Выксе общественного историко-революционного музея. С 1958 по 1987 год экспозиции размещались во Дворце культуры им. Лепсе.

2.07.1985 года господский дом заводчиков Баташевых был передан на баланс Выксунского завода. В январе 1992-го он приобрел статус Музея истории ОАО "ВМЗ". Созданный стараниями сотрудников-энтузиастов, краеведов, жителей Выксы, которые делились экспонатами, документами по истории завода и города, Музей истории ВМЗ по сей день стоит на службе общества. Он приобретает, хранит, исследует, пропагандирует и экспонирует свидетельства истории Выксунского края.

Выксунский металлургический завод: контакты

  • Адрес: 607060, Нижегородская обл., город Выкса, улица Братьев Баташевых, 45.
  • Управляющий директор: Барыков Александр Михайлович.
  • Контактный номер: (800) 25-01-150.
  • Факс: (83177) 37-605.
  • Приемная: (495) 23-17-771, добавочный 3903.

Комментарии