Гносеология как учение о познании

Гносеология как учение о познании относится к философским дисциплинам. Она занимается исследованиями, теориями познания и критикой.  Гносеология рассматривает познания с позиций отношения исследователя к исследуемому объекту.

Гносеология как учение о познании включает субъект, наделенный волей и сознанием, и объект природы, противостоящий ему, независимый от воли и сознания субъекта, объединенный  с ним лишь познавательным отношением.

Гносеология изучает такие проблемы как:

 интерпретация объекта и субъекта познания,

 структуру процесса познания,

проблему истины, определяя ее критерии,

проблематику методов и форм познания и др.

Гносеология изучает проблематику сути познания, определяя его возможности, а также то, как соотносятся знания и реальность. Гносеология выявляет условия, при которых познание является достоверным и истинным. Теория познания выступает основой гносеологии. Задачи этой науки заключены в анализе всеобщих оснований, которые дают возможность расценивать результат познания в качестве знания, которое выражает истинное, реальное положение вещей.
Гносеология сложилась в качестве сферы философского знания еще до формирования современной науки. Теоретическое и познавательное истолкование гносеологии начинается с того момента, как теоретические конструкции получают трактовку с позиции их соответствия истинности, реальности, т.е. их статус существования можно приписать определенным абстрактным объектам. Гносеология опирается на эмпирические данные, которые подтверждают теорию с позиции их обоснованности, определяя и анализируя в них достоверные и проблематичные знания.
Сам процесс познания является одной из основных потребностей человека.

В составе философии гносеология зародилась в античности. Условием ее зарождения явился переход, изменивший взгляда на познание. Его не стали рассматривать как на естественный процесс, который заложен в природе человека, а перешли к желанию контролировать познавательную  деятельность. Выделяют определенные этапы развития гносеологии, обусловленные  расширением спектра изучаемых факторов познания.
1. Сначала познание анализировалось как деятельность разума. Изучали технику мышления и логика являлась основной гносеологической дисциплиной.
2. На этом этапе методология становится основной гносеологической дисциплиной. Гносеология изучает практический и чувственный опыт, связь чувств и разума, технологии экспериментального и опытного исследования.
3. На этом этапе происходит учет многообразия оснований и способов познания, основываются  новые гносеологические школы: теория неявного знания, герменевтика, феноменология, семиотика, сциентизм.
Познание протекает в двух формах, рассматриваемых в качестве сторон познавательной деятельности: рациональное и чувственное.
Чувственное познание обусловлено получением информации благодаря органам чувств и нервной системы. Знания в реальности сохраняются и обрабатываются в виде наглядных образов.
Рациональное познание основано на абстрактно-логическом мышлении. Осмысление реальности осуществляется посредством обобщенных символических знаковых средств.
Познавательная человеческая деятельность в основном опирается на способность к рациональному познанию. В то время как чувственное человеческое познание относительно схоже с познанием высших животных. Такие операции как объединение, различение, сопоставление данных, одинаковы для рационального и чувственного познания.
Главными формами чувственного познания являются восприятие, ощущение и представление.
Главными формами рационального познания являются суждение, понятие, умозаключение.

Комментарии