HIMARS - реактивная система залпового огня (High Mobility Artillery Rocket System): характеристики

HIMARS – реактивная система залпового огня, обладающая повышенной мобильностью. Она предназначена для атаки районов сосредоточения артиллерии, систем противовоздушной защиты, грузовых автомобилей, узлов технической поддержки, бронетранспортеров и прочих объектов. Второй функцией системы HIMARS является поддержка своих войск и средств обеспечения. Давайте узнаем, чем еще может похвастаться эта система, символизирующая современное американское вооружение!

Предпосылки для создания

Главная причина, по которой вооруженные силы США задумались о создании подобного комплекса – необходимость вооружения частей морской пехоты, десантников и сил быстрого реагирования мобильными пусковыми установками, которые могли бы быть переброшены по воздуху едва ли не в любую точку.

В середине 80-х компания Loral Vought Systems начала исследовать перспективу разработки шестиствольного ТПК (транспортно-пускового контейнера) для ракет 227-го калибра и его монтажа на гусеничные и колесные шасси. Программа создания артиллерийской системы высокой мобильности нацеливалась также на перспективу воздушной транспортировки системы с помощью военного самолета С-130. Операция Just Cause, которая проходила в конце 1989 года в Панаме, абсолютно ясно проиллюстрировала необходимость разработки HIMARS.

Разработка

Летом 1990 года американская армия начала составлять требования для легковесной реактивной системы на базе шасси грузового авто. Демонстрация опытного образца состоялась в сентябре 1994 года. А через полтора года командование управляемого вооружения США заключило контракт с компаниями Fire Control и Lockheed Martin Missiles на сборку машин РСЗО HIMARS. Стоимость контракта составила 22,3 миллиарда долларов.

Согласно условиям контракта, специалисты фирмы собрали четыре опытные боевые машины. Три из них были переданы заказчику для двухгодичных испытаний, а четвертая осталась для проведения испытаний разработчиком. Летом 1998 года эксперты сухопутных войск Америки успешно провели стрелковые испытания ракеты ATACMS на базе опытного образца машины РСЗО HIMARS.

Квалификационные испытания

Серьезные испытания High Mobility Artillery Rocket System (полное название системы), прошли в 2003 году. Они включали в себя стрельбу такими снарядами: неуправляемый реактивный снаряд М26, ракеты MGM-140B и MGM-164A комплекса ATACMS, а также управляемые снаряды системы MLRS. По сей день нет достоверной информации касательно того, может ли одно шасси подходить под ТПК разных калибров. В январе 2004-го производителем полностью были завершены испытания опытного образца машины. В результате было подтверждено, что HIMARS – реактивная система залпового огня, обладающая достойными тактико-боевыми и эксплуатационными характеристиками. На одном из испытаний военные максимально воссоздали театр боевых действий. Они доставили опытный образец на место испытаний с помощью транспортного самолета С-130. Менее чем за пять минут машина была выгружена. Затем она заняла огневую позицию и получила по цифровому каналу боевое задание. В результате был произведен залп из шести учебных реактивных снарядов. В совместных учениях/испытаниях приняли участие представители MLRS, сухопутные войска и морская пехота.

Летом 2005 года ракетная система HIMARS начала поступать на вооружение. Первым подразделением, имеющим в своем арсенале систему HIMARS, стал 27 полк полевой артиллерии 18 воздушно-десантного корпуса Америки.

Ракета Р44

В 2000-х компания Lockheed Martin разработала опытный образец ракеты Р44, которая предназначалась для точного попадания в движущиеся цели с дальних дистанций, в составе боевых комплексов MLRS и HIMARS. Для ее запуска разработали специальный контейнер, вмещающий 10 ракет. Опытный образец мог работать как с помощью GPS, в режиме вспомогательного инерциального наведения, для поражения неподвижных целей, так и с головкой самонаведения для движущихся целей. Во втором случае ракета оснащалась по принципу единой многоцелевой ракеты JCM.

Опытный образец имел головку самонаведения, работающую в трех режимах:

  1. Доплеровский радиолокационный. Работает в миллиметровом диапазоне волн. Может использоваться в любых погодных условиях. Поражает движущиеся цели.
  2. Охлаждаемый инфракрасный. Определяет и классифицирует цели.
  3. Полуактивный лазерный. Поражает цели с помощью дополнительного целеуказания.

В качестве стартового ускорителя была выбрана 177-миллиметровая модель, которая отличается невысокой ценой и возможностью дальнейшей доработки. В конструкции опытного образца использовали увеличенную головную часть от ракеты Hellfire II или кумулятивную головную часть, отличающуюся наличием формирующего устройства. В перспективе предполагалась возмоность увеличение длины и массы ракеты.

В марте 2007 году появилась информация о том, что ракета успешно прошла испытания в аэродинамической трубе, статический прожиг ракетного двигателя, и летные испытания на полигоне White Sands в штате Нью-Мексико. Через месяц стало известно, что второй этап испытаний прошел не менее успешно. Во время ряда испытания опытных образцов ракеты Р44 была задействована боевая машина HIMARS, для которой и предназначаются эти ракеты.

Модернизация машин

В конце 2006-го компания Lockheed Martin заключила с армией США 1,8-миллионный контракт на разработку усовершенствованной кабины боевых машин. Модернизация касалась главным образом повышения уровня безопасности для машиниста. Согласно контракту, работы по модернизации должны были закончиться не позднее, чем 30 сентября 2010 года. Кабины получили дополнительное бронирование, защищающее от пуль, осколочных снарядов и мин.

В марте 2008 года компания Lockheed Martin сообщила о пилотном пуске четырех управляемых снарядов, в котором использовали новую универсальную систему управления огнем. Прежде чем заключить контракт о начальном мелкосерийном производстве, на Техасских и Арканзасских заводах компании, должны были построить шесть опытных образцов для испытаний сухопутными войсками США.

В середине 2008-го, во время стрельбы с реактивной системы залпового огня HIMARS ракетами GMLRS был поставлен рекорд дальности полета – 85 км. В ноябре следующего года фирма Lockheed Martin сообщила, что этот показатель на последних испытаниях удалось увеличить до 92 км. Информации о применении управляемых снарядов, в широком доступе нет. Также не понятно, решили ли задачу залпового пуска ракет, при котором каждая из них идентифицирует свою цель, или же применение таких ракет подразумевают обычную, не залповую стрельбу.

В марте 2009-го, на том же полигоне White Sands, прошли испытания, в ходе которых боевая машина системы HIMARS запустила 2 управляемые зенитные ракеты под названием SLARAAM. В ходе учений были произведены эксплуатационные испытания обновленных ракет и сборка рельсовых направляющих для ракет в контейнере. Последний переделали из транспортно-пускового контейнера для ракет ATACMS. При запуске зенитных снарядов использовалась система управления огнем HIMARS, программное обеспечение которой несколько доработали. Когда система управления огнем будет окончательно доработана, и будут созданы транспортировочные контейнеры для ракет SLAMRAAM, они пойдут на вооружение. Командование ВС США планирует, что в перспективе машины системы HIMARS с зенитными управляемыми ракетами будут применяться в распределенной сетецентричной системе ПВО.

Боевое крещение HIMARS

Реактивная система залпового огня, которую мы сегодня рассматриваем, успела пройти боевое крещение в рамках операции «Иракская свобода». Ее последнее боевое применение состоялось 14 февраля 2010 года. Во время антитеррористической операции НАТО в афганском городке Марджа, 2 снаряда системы HIMARS отклонились от цели и, попав в гражданскую постройку, убили 12 мирных жителей.

Перспективы

В январе 2011 года фирма Lockheed Martin получила контракт на создание 44 систем HIMARS, общая стоимость которого составила немногим менее 140 миллионов долларов. После выполнения этого заказа, в 2013 году, количество боевых машин, находящихся на вооружении ВС США, составило 375. В 2015 году их количество возросло до 480 экземпляров. Машины, оснащенные системой залпового огня, поставляются не только армии США но и ее союзникам – ОАЭ, Сингапуру и Иордании.

Технические характеристики системы HIMARS

Реактивная система залпового огня включает в себя:

  1. Боевую машину модели М142.
  2. Транспортно-заряжающую машину.
  3. Реактивные снаряды (управляемые и неуправляемые).
  4. Средства управления огнем.

Машина

Боевая машина представляет собой модернизированную версию 5-тонного грузовика Stewart & Stevenson с колесной формулой 6х6. Дизельный, 6,6-литровый, 6-цилиндровый газотурбинный мотор Caterpillar развивает 290 лошадиных сил. Топливный бак имеет объем в 56 галлонов. Запас хода составляет 480 км. Двигатель работает в тандеме с автоматической (вам не показалось, именно автоматической) коробкой передач на семь диапазонов. Подвеска имеет параболическую форму с листовыми рессорами. Клиренс автомобиля составляет 564 мм. Грузовик может штурмовать водные преграды глубиной до 900 мм. Экипаж состоит из трех человек: машиниста, наводчика, командира. В экстремальных условиях с задачей может справиться и один человек.

Ракетная техника

Постоянного пакета направляющих ракетная техника не имеет. В качестве направляющих применяются унифицированные одноразовые ТПК с машины системы MLRS. Пусковая установка HIMARS может стрелять любыми управляемыми и неуправляемыми ракетами системы MLRS, а также ракетами моделей MGM-140 и MGM-164 комплекса ATACMS. Когда последняя тактическая ракета запущена, отстрелянные транспортно-пусковые контейнера просто заменяют на заряженные. Зарядка и герметизация ТПК происходит в заводских условиях. Стандартные ТПК весят немногим более двух тонн и представляют собой 6 труб выполненных из стекловолокна, которые скреплены алюминиевой обоймой. Для придания снаряду при выстреле вращения, частотой 10-12 оборотов в минуту, внутри направляющих имеются спиральные полозки. Тактическая ракета запускается непосредственно с одноразового контейнера. В таких ТПК ракета может храниться по меньшей мере 10 лет, сохраняя свою боеготовность.

Перезарядка и управление огнем

Механизм для перезарядки (ПЗМ) выполнен в виде выдвижной консоли, оснащенной электрической лебедкой. Управлять механизмом можно как с кабины машиниста, так и посредство выносного пульта. Второй вариант особенно удобен, так как отличается наглядностью. Чтобы зарядить ТПК в обойму ПЗМ, последняя ставится в горизонтальное положение, а ее консоль выдвигается. С помощью крана контейнер поднимается и устанавливается на место. Лебедка крепится к центру тяжести контейнера.

Система управления огнем, равно как и блоки электроники и устройства связи, выполняются так же, как и у старшей БМ MLRS. Однако на сегодняшний день разработан модернизированный вариант машины, пульт управления которой имеет усовершенствованные интерфейсы. Под словом интерфейсы в данном контексте подразумевают эксплуатационные блоки и элементы.

Транспортно-заряжающая машина

Что касается транспортно-заряжающей машины, то она представляет собой грузовик с бортовым краном и прицепом. Как и боевая машина, она имеет колесную формулу 6х6. Подъемно-поворотный кран располагается в задней части грузовика. С его помощь оператор осуществляет перезарядку транспортно-пусковых контейнеров. Прицеп нужен для транспортировки дополнительного ТПК.

Боевая машина может перевозиться в транспортном самолете С-130 «Геркулес». После выгрузки из него она приводится в полную готовность не более чем за 10 минут. Ракетная техника класса HIMARS очень мобильна, поэтому выполнив боевую задачу, она быстро покидает огневой рубеж. На данный момент разрабатывается вариант установки артиллерийской части системы HIMARS на модифицированное шасси автомобиля грузоподъемностью в 7 тонн.

Еще немного занимательных характеристик:

  1. Габариты машины: длина – 6949, ширина – 2400, высота – 3180 мм.
  2. Масса боевой машины без снарядов: 13696 кг. Со снарядами – порядка 16 000 кг. Шасси весит 8273, а модуль с контейнером – 2915 кг.
  3. Максимальная скорость заряженной машины – 89 км/ч. Без боеприпасов скорость больше на 5 км/ч.
  4. Максимальный уклон, который способна преодолеть машина – 60 градусов.
  5. Угол горизонтального обстрела – 280 градусов.

Российские аналоги

Мобильная реактивная артиллерия есть и в России. Она представлена семейством РСЗО «Торнадо». Бывает двух типов - «Град» и «Смерч». Калибр системы «Град» составляет 122 мм. Состоит она из модернизированной боевой машины, автоматизированной системы управления и неуправляемых снарядов. Это скажем так, младшая версия «Торнадо».

РСЗО «Смерч» больше похожа на американскую систему HIMARS. Калибр снарядов составляет уже 300 мм, а максимальная дальность полета – 130 км. «Смерч» запускает неуправляемые и корректируемые реактивные снаряды. В перспективе допускается возможность увеличения дальности полета в системе «Торнадо». РСЗО «Смерч» также состоит из модернизированной машины с автоматической системой наведения.

Комментарии