Принцип доступности в педагогике

Существуют определенные принципы, согласно которым, строится весь образовательный процесс. Будь то обучение в школе, в профессионально-техническом училище или же в университете, существуют определенные основы, общие для любой ступени обучения. Одним из таких правил является принцип доступности. Что он собой представляет и каким образом может быть воплощен в образовательном процессе?

Советские ученые и их мнение о доступности образования

Разработкой этого правила и внедрением его в педагогический процесс занимались многие ученые. Это и К.Д. Ушинский, и Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбова. В самых общих чертах, принцип доступности представляет собой соответствие учебного материала особенностям обучающихся. Обучение должно представлять собой умственный труд, которым заняты ученики или студенты на протяжении всего рабочего дня. Но, с другой стороны, этот труд должен быть посильным для обучающегося – он должен мотивировать его на дальнейшую работу, а не быть причиной отказа от обучения.

Разные ученые имели свои определения того, что представляет собой принцип доступности в педагогике. Одни были уверены в том, что он неразрывно связан с возрастом учащегося, и поэтому подбор материалов должен происходить именно по этому критерию. Другие считали, что немаловажными являются способности и таланты ребенка – ведь в одном и том же классе могут находиться дети разного возраста, однако с совершенно разным умением учиться. Некоторые делали акцент именно на том содержании, которое несут в себе используемые на уроках или парах пособия.

Определение, ставшее классическим

Интересным является мнение, выраженное И.Н. Казанцевым в 1959 году. В сборнике под его редакцией «Дидактика» можно найти мысль, что принцип доступности реализуется, прежде всего, в постоянном достижении границы умственных возможностей учащегося. Таким образом, каждый раз прилагая усилия, ученик в процессе образования каждый раз достигает и превосходит эту планку. Несмотря на то, что Л.В. Занковым было предложено и введено понятие образования на высоком уровне доступности знания, на самом деле даже его новоовведения отражают принцип доступности в педагогике.

История становления принципа доступности

Началом формирования данного правила можно считать 60-е и 70-е годы прошлого столетия. Именно тогда были приняты основные объяснения, на которые опирается принцип доступности в педагогике. Это время, когда советскими новаторами предпринимались усилия по развитию образования, ведь именно в эти годы оно было заложено в том виде, в котором мы его видим сегодня. Это и совместное обучение мальчиков и девочек, и система одиннадцати классов, и прохождение производственной практики.

Некоторые ученые особое внимание уделяли такому вопросу, как своевременность образования. Каждый ученик рождается и живет в определенную эпоху, когда общество находится на той или иной ступени научно-технического прогресса. Поэтому нельзя не учитывать, наряду со способностями ученика, и этого фактора. В него также включаются ожидания общества по отношению к ребенку. Ведь нельзя сказать, что во времена советского прошлого от школьников и студентов ожидалось то же самое, что и от современных учащихся. Разные эпохи и идеологии несут в себе определенные требования – это относится как к школьнику, так и к студенту вуза.

Что может незаметно нарушить доступность материала

Не все являются отличниками или хорошистами в школе. Существуют определенные трудности, из-за которых может быть нарушен принцип доступности в педагогике. Пример, который решает ученик, или же упражнение по русскому языку, с одной стороны, не должен быть очень легким для него. С другой стороны, напряжение и умственные усилия не должны вызывать в ребенке отторжения к самому предмету. На самом деле, большинство дисциплин школьной программы именно по этой причине и становятся неинтересными для ученика. Почувствовав разочарование в своих силах, к примеру, решая задачи по алгебре, он все больше и больше будет испытывать нежелание браться за учебник. Усугубить ситуацию может и отношение преподавателя к отстающему школьнику – ведь никому не понравится, когда его слабые способности будут демонстрироваться перед ровесниками. Но в действительности в этой ситуации можно наблюдать грубейшее нарушение, которому, оказывается, подвержен принцип доступности.

Как решить проблему индивидуализации обучения

В какой-то момент необходимо увидеть, что именно в учебной программе вызывает трудности у ученика, тщательно проработав этот аспект. Ведь обучение всегда должно происходить в так называемой «зоне ближайшего развития», то есть, немного выходить за рамки того, что в данный момент доступно для ребенка. Реализовать это правило на практике, однако, удается не всегда. Ведь далеко не всякий учитель способен или горит желанием выявлять трудности, которые испытывают по его предмету тот или иной ребенок. Также сказывается количество учеников – не всегда учебный процесс бывает должным образом индивидуализирован. Основные решения этой проблемы также были выдвинуты отечественными исследователями. Например, отечественный исследователь З.И. Калмыкова предлагает создание специальных учебных пособий, в которых каждый ученик смог бы выбирать для себя те задания, которые подходили бы его уровню.

Критерии определения принципа доступности

Также многими учеными различных периодов вводились различные понятия о данном правиле. В первую очередь, принцип доступности должен быть основным критерием, по которому отбирается учебный материал. Во-вторых, книги и пособия должны учитывать уровень подготовки студентов или школьников, что является одной из основных функций, которую несет принцип доступности в педагогике. Это определение, как и предыдущее, с успехом применяется в современном российском образовании. В-третьих, еще одной из важных ролей данного приципа является выявление тех трудностей, с которыми в процессе обучения сталкивается каждый учение.

Как выявить, доступен ли материал для ученика

Критерий доступности материала всегда зависит от нескольких факторов. Для того чтобы определить уровень этого показателя, используют несколько случаев. Во-первых, доступность может быть оценена применительно к отдельному ученику и освоению им определенного предмета. Во-вторых, это может быть оценка способности школьника или студента осваивать несколько дисциплин, являющихся частью всей школьной или институтской программы. В-третьих, может проводиться анализ способностей к обучению всего класса или группы. Всегда очевидно, что учебный материал оказывается доступен для обучающихся, если они получают оценку «4» или «5». Тогда оказывается реализованным принцип доступности в педагогике. Определение и своевременное выявление сложностей, с которыми сталкиваются ученики, также происходит благодаря получению ими оценок. «Тройка» всегда свидетельствует о трудностях и необходимости тщательной проработки материала.

Комментарии