Система, функции и структура педагогической науки
Какова структура педагогической науки? Это отдельная сфера, которая связана с процессом воспитания. Пройдя достаточно сложный и длительный путь развития, накопив существенный опыт, она превратилась в полноценную систему наук о формировании подрастающего поколения.
База педагогики
В качестве фундамента для нее выступает философия, а именно та ее часть, в которой рассматриваются проблемы воспитания.
Предмет задачи структура педагогической науки взаимосвязаны с обществом, его запросами и особенностями.
Система педагогики
В настоящее время выделяют несколько ее разделов:
- общую педагогику;
- возрастную;
- специальные виды;
- социальную.
Общий раздел - это структура педагогической науки и образования. Здесь рассматриваются общие закономерности воспитательного процесса, разрабатываются базовые принципы учебного и воспитательного процесса в образовательных учреждений всех типов.
Структура педагогической науки представлена четырьмя большими разделами:
- общими основами;
- дидактикой;
- теорией воспитания;
- педагогическим менеджментом.
Возрастная педагогика включает в себя несколько составных частей:
- педагогику семейного воспитания;
- дошкольного обучения;
- начальной, средней, высшей школы.
Каждый из разделов характеризуется своими отличительными параметрами, соответствующими возрастным особенностям групп.
Дошкольная педагогика
Структура современной педагогической науки сформирована так, чтобы создавались оптимальные условия для формирования гармонически развитой личности. В начальной школе изучаются закономерности воспитания ребенка в возрасте 6-7 лет.
В настоящее время в дошкольном образовании используются федеральные государственные стандарты второго поколения. В них указываются требования к выпускнику дошкольного образовательного учреждения, учитывается социальный заказ общества.
Объект и предмет
Сложная структура педагогической науки в качестве объекта рассматривает явления действительности, обусловливающие развитие и совершенствование индивида человека в ходе целенаправленной деятельности педагога и общества. К примеру, образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах общества, государства, самого человека.
Современная структура педагогической науки в качестве предмета рассматривает принципы, перспективы, закономерности образовательного процесса, разработку теории и технологии подобной деятельности. Педагогическая наука способствует разработке новых методов, организационных форм, приемов деятельности педагога и его воспитанников.
Целью науки является выявление закономерностей и поиск самых оптимальных методов становления человека, его образования, обучения, воспитания.
Предназначение педагогики
Какова структура и функции педагогической науки? В первую очередь можно упомянуть теоретическую, реализуемую на трех уровнях:
- объяснительном, описательном;
- прогностическом;
- диагностическом.
Кроме того, важно отметить технологическую функцию, которая реализуется на трех уровнях:
- преобразовательном;
- проективном;
- рефлексивном.
Основное предназначение
Для чего нужна сложная структура педагогической науки ее ведущие отрасли? Данная сфера позволяет вскрывать основные закономерности в областях обучения: воспитания, образования, управления образовательными системами. Именно педагогика занимается изучением и обобщением опыта и практики педагогической деятельности, а также внедрением полученных результатов в практику.
Рассматривая педагогику в качестве науки, отметим те вопросы, которые стоят перед ней:
- целеполагание;
- содержание обучения;
- технологии и методы деятельности педагога.
Педагогические категории
Под образованием рассматривают процесс и результат овладения учениками системы знаний, навыков, умений, формирование на их базе нравственных качеств, совершенствование познавательных навыков и интеллектуальных способностей.
Обучение предполагает направленный и управляемый процесс отношений между учениками и учителями, который способствует развитию УУН.
Социализация состоит в самореализации и развитии человека в течение всей его жизни. Осуществляется такой процесс с помощью разнообразных средств действия на ученика.
Какова классическая структура педагогической науки? Задачи педагогической науки рассмотрены выше, теперь проанализируем некоторые ее разделы.
Социальная педагогика
Система и структура педагогической науки предполагает деление данной отрасли на несколько подразделов:
- семейную педагогику;
- исправительно-трудовую направленность;
- музейную деятельность;
- театральную педагогику.
Семейная педагогика решает несколько важных задач, касающихся воспитания и развития детей в семье:
- создание теоретических обоснований воспитания;
- анализ опыта семейного воспитания;
- внедрение в практику научных достижений;
- обоснование соотношения общественного и семейного воспитания, а также технологии отношений между педагогами и родителями.
Методы семейной педагогики подразделяют на две группы: исследовательские и обучающие (развивающие).
Эмпирическим способом проводится сбор фактического материала, касающегося обнаружения связей между научными фактами и домашним воспитанием
Семейное воспитание является одной из форм развития подрастающего поколения в обществе, которое сочетает целенаправленные действия родителей с усилиями педагогических работников. Пример мам и пап является специфической формой передачи жизненного (социального), а также нравственного опыта старшего поколения потомкам.
Не всегда семья оказывает на ребенка позитивное воздействие. Постоянные ссоры, конфликты, скандалы между родителями, приводят к проблемам психологического плана у ребенка. Особенно это опасно для неокрепшей психики дошкольников.
Исправительно-трудовая педагогика
Структура педагогической науки ее отрасли позволяет вовлекать в образовательный и воспитательный процесс не только одаренных детей, но и подростков с отклонениями в поведении.
Специальные исправительно-трудовые мероприятия, в которые вовлекаются трудные подростки, способствуют перевоспитанию детей, их успешной социализации. При организации работы с такими подростками, педагоги и психологи используют научные методы, учитывают возрастные особенности, а также социальный опыт воспитуемых.
Специальная педагогика
Данная отрасль педагогики включает в себя несколько разделов:
- сурдопедагогику;
- тифлопедагогику;
- олигофренопедагогику.
Основной задачей педагога, который работает с детьми в данной сфере, заключается в преодолении отставаний в умственном развитии. В задачу дефектолога входит развитие элементарных навыков поведения у таких ребят социального общения, речи.
Среди тех целей, которые перед собой ставит педагог, отметим:
- деятельность по формированию качественной коммуникативной речи у ребенка;
- развитие памяти, мышления, внимания;
- формирование умений и навыков, которые характерны для определенного возраста;
- максимальная корректировка отставаний в психическом и интеллектуальном развитии.
Дефектолог регулярно отслеживает и контролирует структуру и скорость занятия, учитывая индивидуальность ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы педагог, работающий с подобными детьми, обладал глубокими знаниями психологических и медицинских особенностей детей, находил к каждому ребенку индивидуальный подход.
Среди направлений коррекционной деятельности, помимо занятий, направленных на развитие речи, выделяют:
- деятельность по формированию произвольного внимания;
- стимулирование фонетического слуха;
- упражнения мелкой моторики;
- использование мозжечковой стимуляции;
- корректирование эмоциональных и психических нарушений;
- обучение синтезу и анализу, навыкам формирования логических связей между отдельными объектами и явлениями;
- упражнения, направленные на улучшение координации движений, совершенствование пространственной ориентации.
Особым детям нужен специальный подход. Именно поэтому в нашей стране существуют отдельные образовательные учреждения, в которых работают только высококвалифицированные специалисты.
В настоящее время в России успешно функционирует проект «Образование», в рамках которого координируется обучение детей с ограничениями в физическом развитии. Благодаря информационным технологиям, педагоги, прошедшие специальную подготовку, занимаются со школьниками, которые из-за проблем со здоровьем, не могу посещать обычные общеобразовательные учебные заведения.
Взаимосвязь с другими сферами
Педагогика – это наука, которая не может полноценно существовать без иных отраслей. Например, общность с психологией состоит в формировании и развитии личности. В психологии рассматриваются законы умственной деятельности личности, а в педагогике разрабатываются механизмы организации ее деятельности. В качестве связующего звена между науками выступает возрастная и педагогическая психология.
Важна и связь с физиологией, занимающейся изучением жизнедеятельности организма, анализом механизмов управления психическим и физиологическим развитием, высшей нервной деятельности.
В заключение
Педагогику по праву считают одной из важнейших наук в системе, касающейся развития и становления личности. Подобный процесс невозможен без качественного воспитания. Оно выступает целенаправленным процессом взаимодействия с ребенком, является способом передачи ему социального опыта. Именно педагогика, опираясь на достижения всех наук, касающихся человека, изучает и создает оптимальные механизмы становления ребенка, его образования и воспитания.
В настоящее время в отечественной образовательной системе происходят серьезные реформы. Вместо классических методик, которые использовались во времена Советского Союза, в детских садах, школах, колледжах, высших учебных заведениях, вводятся новые образовательные стандарты.
При их разработке, педагогики и психологи ориентировались на социальный заказ, поэтому инновационные технологии, применяемые педагогами для реализации ФГОС второго поколения, способствуют формированию гармонически развитой личности, уважительно относящейся к культуре и традициям своих предков.