Система, функции и структура педагогической науки

Какова структура педагогической науки? Это отдельная сфера, которая связана с процессом воспитания. Пройдя достаточно сложный и длительный путь развития, накопив существенный опыт, она превратилась в полноценную систему наук о формировании подрастающего поколения.

База педагогики

В качестве фундамента для нее выступает философия, а именно та ее часть, в которой рассматриваются проблемы воспитания.

Предмет задачи структура педагогической науки взаимосвязаны с обществом, его запросами и особенностями.

Система педагогики

В настоящее время выделяют несколько ее разделов:

  • общую педагогику;
  • возрастную;
  • специальные виды;
  • социальную.

Общий раздел - это структура педагогической науки и образования. Здесь рассматриваются общие закономерности воспитательного процесса, разрабатываются базовые принципы учебного и воспитательного процесса в образовательных учреждений всех типов.

Структура педагогической науки представлена четырьмя большими разделами:

  • общими основами;
  • дидактикой;
  • теорией воспитания;
  • педагогическим менеджментом.

Возрастная педагогика включает в себя несколько составных частей:

  • педагогику семейного воспитания;
  • дошкольного обучения;
  • начальной, средней, высшей школы.

Каждый из разделов характеризуется своими отличительными параметрами, соответствующими возрастным особенностям групп.

Дошкольная педагогика

Структура современной педагогической науки сформирована так, чтобы создавались оптимальные условия для формирования гармонически развитой личности. В начальной школе изучаются закономерности воспитания ребенка в возрасте 6-7 лет.

В настоящее время в дошкольном образовании используются федеральные государственные стандарты второго поколения. В них указываются требования к выпускнику дошкольного образовательного учреждения, учитывается социальный заказ общества.

Объект и предмет

Сложная структура педагогической науки в качестве объекта рассматривает явления действительности, обусловливающие развитие и совершенствование индивида человека в ходе целенаправленной деятельности педагога и общества. К примеру, образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах общества, государства, самого человека.

Современная структура педагогической науки в качестве предмета рассматривает принципы, перспективы, закономерности образовательного процесса, разработку теории и технологии подобной деятельности. Педагогическая наука способствует разработке новых методов, организационных форм, приемов деятельности педагога и его воспитанников.

Целью науки является выявление закономерностей и поиск самых оптимальных методов становления человека, его образования, обучения, воспитания.

Предназначение педагогики

Какова структура и функции педагогической науки? В первую очередь можно упомянуть теоретическую, реализуемую на трех уровнях:

  • объяснительном, описательном;
  • прогностическом;
  • диагностическом.

Кроме того, важно отметить технологическую функцию, которая реализуется на трех уровнях:

  • преобразовательном;
  • проективном;
  • рефлексивном.

Основное предназначение

Для чего нужна сложная структура педагогической науки ее ведущие отрасли? Данная сфера позволяет вскрывать основные закономерности в областях обучения: воспитания, образования, управления образовательными системами. Именно педагогика занимается изучением и обобщением опыта и практики педагогической деятельности, а также внедрением полученных результатов в практику.

Рассматривая педагогику в качестве науки, отметим те вопросы, которые стоят перед ней:

  • целеполагание;
  • содержание обучения;
  • технологии и методы деятельности педагога.

Педагогические категории

Под образованием рассматривают процесс и результат овладения учениками системы знаний, навыков, умений, формирование на их базе нравственных качеств, совершенствование познавательных навыков и интеллектуальных способностей.

Обучение предполагает направленный и управляемый процесс отношений между учениками и учителями, который способствует развитию УУН.

Социализация состоит в самореализации и развитии человека в течение всей его жизни. Осуществляется такой процесс с помощью разнообразных средств действия на ученика.

Какова классическая структура педагогической науки? Задачи педагогической науки рассмотрены выше, теперь проанализируем некоторые ее разделы.

Социальная педагогика

Система и структура педагогической науки предполагает деление данной отрасли на несколько подразделов:

  • семейную педагогику;
  • исправительно-трудовую направленность;
  • музейную деятельность;
  • театральную педагогику.

Семейная педагогика решает несколько важных задач, касающихся воспитания и развития детей в семье:

  • создание теоретических обоснований воспитания;
  • анализ опыта семейного воспитания;
  • внедрение в практику научных достижений;
  • обоснование соотношения общественного и семейного воспитания, а также технологии отношений между педагогами и родителями.

Методы семейной педагогики подразделяют на две группы: исследовательские и обучающие (развивающие).

Эмпирическим способом проводится сбор фактического материала, касающегося обнаружения связей между научными фактами и домашним воспитанием

Семейное воспитание является одной из форм развития подрастающего поколения в обществе, которое сочетает целенаправленные действия родителей с усилиями педагогических работников. Пример мам и пап является специфической формой передачи жизненного (социального), а также нравственного опыта старшего поколения потомкам.

Не всегда семья оказывает на ребенка позитивное воздействие. Постоянные ссоры, конфликты, скандалы между родителями, приводят к проблемам психологического плана у ребенка. Особенно это опасно для неокрепшей психики дошкольников.

Исправительно-трудовая педагогика

Структура педагогической науки ее отрасли позволяет вовлекать в образовательный и воспитательный процесс не только одаренных детей, но и подростков с отклонениями в поведении.

Специальные исправительно-трудовые мероприятия, в которые вовлекаются трудные подростки, способствуют перевоспитанию детей, их успешной социализации. При организации работы с такими подростками, педагоги и психологи используют научные методы, учитывают возрастные особенности, а также социальный опыт воспитуемых.

Специальная педагогика

Данная отрасль педагогики включает в себя несколько разделов:

  • сурдопедагогику;
  • тифлопедагогику;
  • олигофренопедагогику.

Основной задачей педагога, который работает с детьми в данной сфере, заключается в преодолении отставаний в умственном развитии. В задачу дефектолога входит развитие элементарных навыков поведения у таких ребят социального общения, речи.

Среди тех целей, которые перед собой ставит педагог, отметим:

  • деятельность по формированию качественной коммуникативной речи у ребенка;
  • развитие памяти, мышления, внимания;
  • формирование умений и навыков, которые характерны для определенного возраста;
  • максимальная корректировка отставаний в психическом и интеллектуальном развитии.

Дефектолог регулярно отслеживает и контролирует структуру и скорость занятия, учитывая индивидуальность ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы педагог, работающий с подобными детьми, обладал глубокими знаниями психологических и медицинских особенностей детей, находил к каждому ребенку индивидуальный подход.

Среди направлений коррекционной деятельности, помимо занятий, направленных на развитие речи, выделяют:

  • деятельность по формированию произвольного внимания;
  • стимулирование фонетического слуха;
  • упражнения мелкой моторики;
  • использование мозжечковой стимуляции;
  • корректирование эмоциональных и психических нарушений;
  • обучение синтезу и анализу, навыкам формирования логических связей между отдельными объектами и явлениями;
  • упражнения, направленные на улучшение координации движений, совершенствование пространственной ориентации.

Особым детям нужен специальный подход. Именно поэтому в нашей стране существуют отдельные образовательные учреждения, в которых работают только высококвалифицированные специалисты.

В настоящее время в России успешно функционирует проект «Образование», в рамках которого координируется обучение детей с ограничениями в физическом развитии. Благодаря информационным технологиям, педагоги, прошедшие специальную подготовку, занимаются со школьниками, которые из-за проблем со здоровьем, не могу посещать обычные общеобразовательные учебные заведения.

Взаимосвязь с другими сферами

Педагогика – это наука, которая не может полноценно существовать без иных отраслей. Например, общность с психологией состоит в формировании и развитии личности. В психологии рассматриваются законы умственной деятельности личности, а в педагогике разрабатываются механизмы организации ее деятельности. В качестве связующего звена между науками выступает возрастная и педагогическая психология.

Важна и связь с физиологией, занимающейся изучением жизнедеятельности организма, анализом механизмов управления психическим и физиологическим развитием, высшей нервной деятельности.

В заключение

Педагогику по праву считают одной из важнейших наук в системе, касающейся развития и становления личности. Подобный процесс невозможен без качественного воспитания. Оно выступает целенаправленным процессом взаимодействия с ребенком, является способом передачи ему социального опыта. Именно педагогика, опираясь на достижения всех наук, касающихся человека, изучает и создает оптимальные механизмы становления ребенка, его образования и воспитания.

В настоящее время в отечественной образовательной системе происходят серьезные реформы. Вместо классических методик, которые использовались во времена Советского Союза, в детских садах, школах, колледжах, высших учебных заведениях, вводятся новые образовательные стандарты.

При их разработке, педагогики и психологи ориентировались на социальный заказ, поэтому инновационные технологии, применяемые педагогами для реализации ФГОС второго поколения, способствуют формированию гармонически развитой личности, уважительно относящейся к культуре и традициям своих предков.

Комментарии