Советские акустические системы: модели, характеристики, производители, отзывы

Начинался процесс стандартизации очень давно, в ту пору, когда советские акустические системы были представлены лишь средне- и длинноволновыми вещательными радиоприёмниками, то есть до того, как появились электрические звукосниматели и магнитофоны у широких слоёв населения. Процесс шёл быстро. Событие стандартизации - невиданное на потребительском рынке отечественной электроники. Самое интересное то, что процесс не остановился до сих пор.

Начало

Январь 1951 года ознаменовался первым Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 5651-51) на радиовещательные радиоприёмники, которым советские акустические системы получили самые общие требования по качеству воспроизведения звука. Естественно, с современными возможностями это качество ни в какое сравнение не шло, однако на то время это было настоящее удовлетворение самых придирчивых слушателей. Первые советские акустические системы получили определённые частотные характеристики (поначалу это касалось только радиоприёмников): кривая верности, то есть характеристика частот всего тракта приёмника по давлению звука, должна обеспечить воспроизведение полосы на уже перечисленных. Приёмник первого класса, например (настольный), - от 60 до 6500 Гц.

Полосы частот, перечисляемые ГОСТом, должны воспроизводиться неравномерно, но не превышать пять раз 14 дБ (все диапазоны), кроме тех частот, которые ниже 250 кГц, там вполне допускается неравномерность до восьми раз - 18 дБ. Электрическая частотная характеристика ГОСТом вообще не нормировалась, так как звучание приёмника в конечном счёте определяется его частными характеристиками звукового давления. Приёмник первого класса до 100 Гц с коэффициентом гармоник в 12 %, на частотах до 400 Гц - 7 %, а свыше 400 - 5 %. Современники вспомнят с ностальгией, а молодое поколение изумится: разбирались ли их отцы и деды хоть в чём-то, что касается звуковых характеристик. Тем не менее советские акустические системы не только существовали, но и пользовались большим спросом. Да и сегодня настоящие знатоки выкладывают за такое "ретро" весьма немаленькие деньги.

Технологии

Советские акустические системы, обзор которых представлен в данной статье, впечатляли оригинальностью применяемых технологий всегда, даже значительно до пятидесятых годов прошлого века. Вот, к примеру, рассмотрим обыкновенный громкоговоритель, тот самый, вокруг которого собирались толпы, чтобы прослушивать сообщения от Информбюро в военные годы. Громкоговоритель был с подмагничиванием. Вплоть до конца 50-х постоянных мощных магнитов еще не было, а потому высококачественные динамики оснащались солидными проволочными катушками - электромагнитами, которые одновременно служили и дросселями фильтра лампового блока питания.

Переменный ток давал фон, с ним приходилось постоянно бороться и не менее постоянно побеждать. Кстати, точно такой же громкоговоритель содержали и первые советские акустические системы производства СССР, встроенные в небольшие и даже не оформленные акустически корпуса приёмников. Звучало приятно и убедительно. Объяснить такой феномен даже наши современники затрудняются. Соответственно такому ГОСТу и всем его последующим модификациям выпускалось немало приёмников ручной сборки, которые верой и правдой служили многим поколениям владельцев, а если достать их с дачных чердаков, они вполне работоспособны и сегодня.

"Симфония"

Первый экспонат нашего обзора, как теперь назвали бы эту отечественную ламповую стереофоническую радиолу, "музыкальный центр", поскольку состоял он из радиоприёмника и проигрывателя для грампластинок, которые теперь повсеместно называют винилом. Очень долго она была эталоном высокого качества звуковоспроизведения, да и сейчас им украшены самые редкие и дорогие советские акустические системы. Для лучшего качества звука на низких частотах там была применена закрытая система с рядом объёмных резонаторов. Советские акустические колонки "Симфонии" имели четыре громкоговорителя: ЗГД-15 высокочастотный, два 2ГД-28 среднечастотных и один 5ГД-3 низкочастотный. Для разделения частот служили фильтры непосредственно в самих колонках.

Такие инженерные решения по своей гениальной простоте довольно редки и сегодня, это особенно касается объёмных резонаторов: например, двухчастотный режекторный фильтр с резонатором Гельмгольца - это отдельное пространство внизу корпуса с двумя отверстиями горизонтальной перегородки - 31 и 23 миллиметра. Частоты настраивались на 100 и 50 Гц, а фильтр подавлял первую и вторую гармоники частоты сети усилительного тракта, устраняя неизбежный "горб" на 60-80 Гц, весьма характерный для бытовавших в те времена динамиков. Винтажная аппаратура пользуется огромным спросом в наши дни, хотя чувствительность ее, а также и мощность незначительны, а искажения велики.

На транзисторах

Ламповые радиолы - товар малосерийный, они были довольно долго дороги, однако практически в каждом доме в 60-х и 70-х годах такая радиола присутствовала и пользовалась огромной любовью всей семьи: от пожилых любителей оперы до юных ярых битломанов, поскольку отвечала запросам каждого возраста. С нею устраивались праздники, она "жить и строить" помогала. Затем появились стереофонические магнитофоны на транзисторах, ещё более дорогие и ещё более востребованные. Они развивали гораздо большую мощность на выходе, и для них понадобилась другая, более совершенная акустика. И она появилась.

От самых распространённых АС 10МАС-1М до колонки "Амфитон", где применялся длинноходовый низкочастотный громкоговоритель с подвесом диффузора. Доработаны они были не до конца, умелые владельцы доводили сборку до ума. Например, воздух вырывался из щелей колонки "Амфитон" с огромной силой, так, что способен был погасить горящую спичку. Поэтому, прежде всего, все щели заливались эпоксидной смолой. Именно в 70-е годы советские конструкторы радиотехники пришли к выводу, что копирование западных образцов значительно улучшит качество отечественной продукции.

"Радиотехника"

S90 пришла в народ из стран Прибалтики в 1978 году со знаменитой акустикой 35АС-1, давшей начало данной серии. Рижское производственное объединение "Радиотехника", а в частности КБ "Орбита", явилось конструктором новых систем советской акустики. Динамикам, установленным на этой серии "Радиотехника S90", не удивятся и самые продвинутей любители, а вот подобный корпус колонок нигде в мире не имеет аналога. Древесноволокнистые плиты (ДВП) там не применялись.

Их заменяла настоящая авиационная фанера на передней стенке и толстые и тяжёлые доски дерева ценных пород на всех остальных панелях. Двадцать три килограмма весил только такой ящичек. Тем не менее эта акустика стала любимой у потребителя. В те времена электроника Рижского завода для меломанов значила примерно то же, что автомат Калашникова во время войны. Это живая легенда отечественного колонкостроения. И по сей день многие сотни таких систем служат любителям музыки, которые эту акустику постепенно обновляют.

Что внутри

Стоит вывернуть два десятка закрепляющих корпус шурупов, снять стальную плиту с верха лицевой панели, а потом аккуратно изъять низкочастотный громкоговоритель, откроется достойная интереса естествоиспытателя картина. Прежде всего, это марля и вата, из которой сделан полутораметровый матрас, приклеенный на совесть. Внутренняя поверхность корпуса кажется неизвлекаемой, к тому же матрас прикрывает трубу фазоинвертора, просвет его практически наполовину закрыт. Тем не менее до задней стенки добраться можно. Там, на стальном основании, укреплён кроссовер, а от его контактной колодки ведут провода к переключателям на ослабление уровней СЧ и ВЧ, в принципе, совершенно излишним.

Они располагаются рядом с одноимёнными громкоговорителями. Тем не менее можно убедиться, что, даже несмотря на самые явные огрехи сборки, серия S90 была хороша настолько, что являла собой прорыв в истинный Hi-Fi. Есть мнения, что 6АС 2 "Радиотехника" сделала ничуть не хуже. Это маленькие акустические системы для комплектования электрофонов первой группы ("Мелодия-101, 102, 103, 105 Стерео", например). После соответственной доработки эти колонки дают вполне качественный звук. Всего советской промышленностью было выпущено более пятидесяти моделей акустических систем бытового назначения, самых различных. Это если не считать редких, чисто эстрадных комплектов и малосерийных образцов.

Ленинград

Акустические системы 75АС 001 - последняя разработка ВНИИРПА имени Попова, внедрённая в серию. Эта "лебединая песня" отечественного колонкостроения замечательна тем, что при создании проекта было применено математическое моделирование, оптимизация параметров составляющих при помощи ЭВМ (головки и кроссовер). В этой системе много достоинств: эффективные громкоговорители нового поколения (10ГДВ-4, 30ГДС-1, 100ГДН-3), откуда появилась рекордная чувствительность для бытовых систем восьмидесятых годов - 91 дБм. Был шире обеспечен диапазон частот при малой неравномерности и небольшом уровне искажений.

Двумя заводами выпускались практически идентичные акустические системы: "Корвет" ("Океанприбор", Ленинград) и "Кливер" ("Красный луч", Таганрог). Наборы громкоговорителей, конструкции и схемы у моделей были одинаковы, однако в Таганроге к колонкам изготавливались и наборы динамиков. Сейчас инвестиций в электронику практически нет. Прибалтика перешла на дешёвые модели по западному образцу, принимаемые без малейшего восторга. А в России традиционно не доверяют качеству отечественной электроники, потому производство практически умерло. На рынке присутствуют Новосибирск ("Ноэма") и Гагарин (Смоленской области, ОАО "Динамик"), сохранившие довольно широкий спектр отечественных акустических систем.

Отзывы

Пользователями отмечена акустическая система 25АС-033 "Электроника", которая приятно удивила тем, что в 1988 году присутствовало такое превосходное заводское качество изготовления. Такого плана акустика обычно стоит на ретрорынках в пределах пятнадцати-двадцати тысяч рублей, что, в принципе, недёшево. Корпус герметичен абсолютно, рамка баса металлическая. Шпон замечательного качества, никаких ляпов. Все детали идеально прикреплены на свои места. Качеством акустика 25АС-033 "Электроника" вполне сравнима с "Эстонией-21" или созданными в 1980 году "олимпийскими" 35АС-1. Во всяком случае, колонки "Амфитрон" не идут вообще ни в какое сравнение. В течение тридцати лет даже поролоновый подвес, ещё заводской, не пришёл в негодность. Ленинградский завод в этом изделии показал свою настоящую высоту.

В других отзывах выражается просто таки восторг от акустической системы "Амфитрон", которая считается раритетом и гордостью домашней техники, несмотря на то что ей более тридцати лет. Колонки прекрасно работают, звучание мягкое, неповторимо объёмное. Технические характеристики ни в чём не расходятся с заявленными. При довольно малых размерах и выходной мощности на одну колонку 25 Вт это удивительно. Пользователи утверждают, что пиковая мощность этой акустической системы бывает и 90 Вт. Интересно, что здесь присутствует настоящая "фишка" советской промышленности - наличествуют высокочастотные изодинамические излучатели, что помогает добиться хороших показателей на высоких частотах. Естественно, эту акустическую систему дополняет наличие оборудования воспроизведения и усилители.

Усилители

Прибором для увеличения силы тока при помощи специальных устройств - вакуумных ламп или транзисторов - является электронный усилитель. Таким образом, меняется электропроводность посредством управляющего сигнала, усилители действуют, как бы отключая или включая ток, проводя его сквозь себя. Даже при слабом управляющем сигнале получается ток достаточной мощности для срабатывания детектора или воспроизведения звука. Усилитель "Электроника 50У-017С-1" с 1985 года выпускался на Казанском НПО "Элекон", где в связи с конверсией производились персональные вычислительные машины и стереопроигрыватели высокого класса.

В усилителе 50У-017 имеется система релейной защиты от перегрузок, он даёт возможность работать с двумя парами акустических систем, причём любую можно отключить. Есть индикатор выходной мощности - двухуровневый. Также усилитель "Электроника" содержит отключаемую тонкомпенсацию и отключаемый темброблок. Есть фильтры для инфранизких частот и высокочастотных помех. Довольно хорошо и долго служил меломанам в разнообразных ВИА по стране, отзывы в основном благоприятные.

"Романтика"

С 1986 года на заводе имени Шевченко в Харькове изготавливались акустические системы 25АС 121 "Романтика" и 50АС-105, почти такие же, если не считать переднюю панель. Эти колонки могут служить и как напольные, и как полочные (что более проблематично). Большущие и тяжёлые, несмотря на это, мощность и чувствительность не на высоте. Часто возникали проблемы на низких частотах, если громкость взять побольше.

Просто так на пол или на подставку ставить не рекомендуется - гудят и бубнят, нужны специальные резинки под колонки, тогда эти неприятные моменты заканчиваются. "Романтику" различают по году изготовления: 1989 года - первые, ещё фанерные, звучали достойно, а вот после 1991 года стали намного хуже. Задняя стенка съёмная, корпус из ДСП 16 миллиметров толщиной, а передняя панель - фанерная, 18 миллиметров. Динамики расположены повдоль центральной оси, впереди вся акустическая система защищена накладкой из пластика, а динамики - металлической сеткой под накладкой.

Для автомобиля

Автомобилисты, считающие себя "гурманами" звука, как это ни странно, весьма заинтересованы в приобретении именно старой советской радиотехники. Советские акустические системы всё чаще разыскиваются на сайтах объявлений и покупаются. Стоит она, к слову, не так уж дёшево, и вовсе не цена стоит во главе угла. Она обладает многими привлекательными качествами, прежде всего чистотой и мощностью. В советских акустических системах источник сигнала и усилители сделаны качественно, и при замене их другими, даже и импортными моделями, потери явно ощущаются. Неплохой вариант - советские динамики 35 ГДН, образец, можно сказать, готический, и уж с китайской радиоэлектроникой широкого потребления даже рядом не лежали.

Кроме звука, о котором мечталось, они чудесно вписываются в интерьер абсолютно любого автомобиля. При использовании любых динамиков - советских или китайских - короб необходим. Большого размера советские колонки располагают, конечно, в тылу, в багажнике, под полкой, только фазоинвекторы нужно вывести наружу. Советский динамик для автомобиля не предназначен, а потому придётся выполнить некоторую доработку. Это в зависимости от случая. Может понадобиться дополнительный монтаж пищалок или высокочастотников.

Комментарии
Подскажите пожалуйста что за колонки
Акустические системы 50АС-106?