Филевский автобусно-троллейбусный парк (Москва): история, перспективы, отзывы

Безусловно, важную роль в организации пассажирских потоков и, соответственно, в жизни столицы играет ГУП «Мосгортранс». Филевский автобусно-троллейбусный парк (ФАТП) является его особым и стратегически важным подразделением.

Состояние его автобусов и троллейбусов, ритмичность, управляемость и координированность их работы непосредственно сказываются на работе самых разных учреждений, предприятий, организаций столицы. Поэтому основным ориентиром ФАТП является бесперебойная перевозка пассажиров по установленным маршрутам. Эта важнейшая задача успешно решается предприятием за счет правильной организации работы транспорта, своевременного определения и устранения проблем, оптимального и четкого планирования.

Филевский автобусно-троллейбусный парк всегда отличался «фирменным» строгим соблюдением условий эксплуатации городского пассажирского транспорта. Его автобусы и троллейбусы в обязательном порядке проходят ежедневное обслуживание, техобслуживание-1, техобслуживание-2, техобслуживание-3, сезонное обслуживание. Таким образом, снижается вероятность отказов и поломок, а также продлевается ресурс использования деталей. Диагностика агрегатов и узлов производится на специальных стендах, а также при помощи спецоборудования (стетоскопа, компрессометра, газоанализатора, тестировщика электрооборудования автомобиля).

Предприятию удается планомерно пополнять свой парк новыми автобусами и троллейбусами первого класса большой вместимости. Производственно-техническая база ФАТП сертифицирована государством и соответствует требованиям нормативных актов и ГОСТов.

Регион обслуживания пассажиров

Услугами этого крупного транспортного предприятия ежедневно пользуются десятки тысяч москвичей и гостей столицы.

Центральный филиал (Филевский автобусно-троллейбусный парк) обслуживает маршруты Центрального, Западного, Юго-Западного округов, а также Одинцовский район Московской области. Область обслуживания в вышеупомянутых районах выглядит следующим образом:

  • Фили-Давыдково, Филевский парк, Тропарево-Никулино, Раменки, проспект Вернадского, Очаково-Матвеевское, Можайский, Кунцево, Крылатское, Дорогомилово (Западный округ).
  • Обручевский, Ломоносовский, Гагаринский, Академический (Юго-Западный округ).
  • Якиманка, Хамовники, Тверской, Пресненский, Арбат.

Сообразно важности решаемых задач по организации крупных пассажиропотоков, как очевидно, ФАТП и является Центральным филиалом ГУП «Мосгортранса».

Местонахождение, юридический адрес, контакты

С даты своего ввода в действие и по текущее время не изменял своего местоположения Филевский автобусно-троллейбусный парк. (Адрес предприятия юридический: 121170, Москва, р-н Дорогомилово, ул. Дениса Давыдова, 2.)

Ближайшие к предприятию станции метро - «Фили» и «Парк Победы». Ближайшие остановки городского транспорта: «Улица Неверовского» и «Площадь Победы».

Пассажир может получить интересующую его информацию, позвонив в Филевский автобусно-троллейбусный парк (телефоны указаны на сайте организации). По вопросам трудоустройства интересующиеся могут обратиться в отдел кадров.

Краткая информация о ФАТП

Центральный филиал ГУП «Мосгортранс» (Филевский автобусно-троллейбусный парк) состоянием на 27.01.2017 года располагает многочисленным автобусно-троллейбусным составом, насчитывающим в общем количестве 897 единиц транспорта:

  • 492 линейных троллейбуса;
  • 373 линейных автобуса;
  • 10 служебных троллейбусов;
  • 22 служебных автобуса.

Линейные автобусы организационно распределены в три колонны (№ 1, № 2 и № 3 соответственно). Среди служебных – часть составляют автобусы школьные, остальные объединены в отдельную колонну.

Троллейбусы же сгруппированы и обслуживаются по техплощадкам: Основной, Ленинградской и Ходынской.

Информационная составляющая транспортного хозяйства ФАТП

Кроме транспортной составляющей, филиал Филевский автобусно-троллейбусный парк стал одним из пионеров подразделений ГУП «Мосгортранса», начавшим использовать еще в 80-е годы информационно-компьютерное оборудование.

Автоматизация расчетов предполагала учет заработной платы, топлива, запчастей, расходных материалов. Разнообразие видов транспорта предполагало большой ассортимент запасных частей. Информационная система ФАТП эволюционировала от программ, написанных собственным отделом автоматизации к современным промышленным сетевым.

На сегодняшний день компания «Март-информ» внедрила и поддерживает эксплуатацию на ФАТП модуля «Автотранспорт» системы «Галактика». Прежнее программное обеспечение было адаптировано к новой системе.

Очевидно, что Филевский автобусно-троллейбусный парк (филиал ГУП «Мосгортранса») свое информационное обеспечение в дальнейшем будет развивать согласно решению правительства Москвы о внедрении системы навигации, оперативно управляющей транспортными потоками и осуществляющей их мониторинг. Это, безусловно, перспективное направление позволяет оптимизировать трафик, вовремя предупреждать заторное состояние дорожной ситуации.

Обратная связь – источник оптимизации работы

Довольно часто фигурирует на интернет-форумах москвичей Филевский автобусно-троллейбусный парк. Отзывы о нем можно условно поделить на 4 большие категории:

  • благодарность внимательным водителям (с указанием маршрута, ФИО);
  • критика в адрес водителей, везущих пассажиров «как дрова» (также с указанием маршрута, ФИО);
  • предложения по оптимизации маршрута и переносу остановок;
  • предложения руководству ФАТП интенсифицировать трафик определенных маршрутов.

И это неудивительно, ведь водители предприятия постоянно на виду, ежедневно контактируют с москвичами, обслуживают их. Все новые модели городского транспорта, которые впоследствии появлялись на улицах городов России, испытывались именно здесь.

По весьма многочисленным и столь отличающимся одна от другой интернет-рецензиям можно констатировать, что реально заслуживает на уважение москвичей Филевский автобусно-троллейбусный парк. Отзывы столичных жителей о работе его водителей, состоянию транспорта, ритмичности маршрутов в своем большинстве добродушны, но деловиты.

В них пассажирами изложены факты, которые администрация ФАТП впоследствии внимательно рассматривает и, как доказательство своего уважения к мнению пассажиров, оставляет свои официальные комментарии. Нередко можно прочитать о том, что недостаток, указанный пассажиром, устраняется или уже устранен.

Кстати, одним из типичных замечаний в адрес водителей является ситуация, когда два-три транспортных средства едут одно за другим на небольшом интервале, но затем для пассажиров, ожидающих на остановке, наступает длительная пауза. Упомянутая ситуация в будущем, безусловно, будет минимизирована с введением мониторинга.

Страничка истории ФАТП

Филевский автобусно-троллейбусный парк был создан в середине прошлого века. Первая составляющая будущего ФАТП носила номерное название: Троллейбусный парк № 3. Строительство его продвигалось рекордными темпами. Начатая в феврале 1939 года, его первая очередь была запущена в эксплуатацию уже в следующем году, после того как предприятие оснастили первым транспортом – троллейбусами, произведенными в Ярославле, ЯТБ-4.

К тому времени были возведены следующие основные фонды: ремонтный цех, админкорпус, жилой дом, профилакторий. К лету 1941 года маршруты АТП № 3 обслуживало 139 троллейбусов ЯТБ.

Во время Великой Отечественной войны часть его подвижного состава была эвакуирована, а затем передана в Варшаву. Через год после Победы парк начал оснащаться троллейбусами МТБ-82М, производства Тушинского машиностроительного завода. Увеличивающийся парк машин потребовал расширения площадки для их размещения на 200 мест. Соответствующее строительство было произведено в 1949 году.

До 1960 года неподалеку от предприятия была возведена вторая часть будущего ФАТП - построен 8-й автобусный парк, первоначально рассчитанный на 250 автобусов. В феврале того же года троллейбусный парк № 3 и автобусный парк № 8 организационно объединили решением Мосгорисполкома. Таким образом, с февраля 1960 года автобусно-троллейбусное предприятие, находящееся на Западе Москвы по адресу ул. Дениса Давыдова, 2, получило одно общее название - Филевский автобусно-троллейбусный парк.

Новоназванное предприятие сразу же стало флагманом в непосредственном испытании на маршрутах новых марок автобусов. В частности на его первое испытвние поступили новые автобусы ЛиАЗ-158.

Предприятие развивалось. До 1968 года количество автобусных маршрутов в нем увеличилось вдвое – до 26. Строились и новые основные фонды, до 1975 года были введены в строй две отстойные автобусные площадки, специализированный корпус для технического обслуживания. Филевский автобусно-троллейбусный парк при этом непрерывно продолжал пополняться новой техникой.

В 90-х годах на его маршрутах ездили венгерские автобусы "Икарус" и ЛиАЗ, производимые в подмосковном Ликино. С 1995 года в автопарк поступают автобусы "Мерседес-Бенц-Тюрк", друг друга сменяют модели 325, 345, 8350, 8393. Также продолжается сотрудничество с венгерскими производителями автобусов: "Икарус-435.17", "Икарус-415.33".

В текущее время Филевский автобусно-троллейбусный парк организует развоз пассажиров с помощью 350 автобусов линейных и более чем 200 троллейбусов. В нем работает более двух тысяч человек. Из них большая часть – водители автобусов и троллейбусов.

Это – уникальная транспортная структура, которая обслуживается двумя принципиально разными видами транспорта. (Обычно встречаются либо специализированные автобусные, либо троллейбусные парки.)

Парк продолжает обновляться следующими автобусами: городскими низкопольными ЛиАЗ-5292.00, 15-метровыми трехосными автобусами "Волжанин-6270", белорусскими городскими автобусами МАЗ-107.065. Автопарком обслуживается 8 троллейбусных и 41 автобусный маршрут (в том числе и 4 дополнительных автобусных).

Также проводится тестирование электробуса производства Горьковского автомобильного завода, созданного с привлечением специалистов МВТУ им. Баумана, для которого на ФАТП установлена заправка.

Каким станет ФАТП в будущем?

В конце 2016 года была озвучена новая политика закупок городского транспорта от филиала Центральный ГУП «Мосгортранс» (Филевский автобусно-троллейбусный парк). Журналисты сразу же подняли шум, что ФАТП в перспективе может превратиться в сугубо автобусный парк. Реально же вряд ли такое возможно: все-таки маршруты предприятия обслуживают ни много ни мало – 492 троллейбуса. Скорее, речь в ближайшее время идет об увеличении удельного веса автобусной составляющей ФАТП и о замещении ею части троллейбусов.

Как следует из интервью его директора Гликмана Сергея Игоревича, в настоящее время подвижный состав автопарков Москвы будет обновляться исключительно за счет автобусов. Троллейбусы же будут передаваться в восьмой троллейбусный парк, а также ими будет производиться замена изношенных машин первого и пятого троллейбусных парков.

Поэтому вполне возможно, что АТП почти после 80 лет работы изменит свой технологический цикл, превратившись сугубо в автобусный. Мэром столицы уже озвучена закупка в текущем году 900 автобусов. Впрочем, это не конечная метаморфоза предприятия.

Директор Филевского автобусно-троллейбусного парка Гликман С. И. сообщил в том же интервью, что в ближайшие годы последуют крупные закупки Мосгортрансом нового вида общественного транспорта - электробусов, рассчитанных на 90 пассажиров. Без зарядки электробус работает целый день. Заряжаются его батареи за 5 часов. Этот транспорт разработан на Ликиевском автозаводе.

Визуально новый вид транспорта почти неотличим от привычного для всех нас низкопольного автобуса. Водители, его испытывающие, также отзываются о сходности ощущений. Впрочем, бросается в глаза иная, чем у автобуса, панель управления, и меньший шум при движении по маршруту.

Безусловно, этот транспорт – перспективен в первую очередь из-за своей экологичности и отсутствия выбросов в атмосферный воздух продуктов сгорания бензина и солярки. Его образно называют зеленым транспортом XXI века. Впрочем, статистика такова, что ни один город в мире еще не перешел на обслуживание пассажиропотоков этим перспективным транспортом.

Хотя на сегодняшний день каждая его единица обойдется вдвое дороже автобуса аналогичной вместимости, однако эксплуатационные затраты (имеется в виду стоимость топлива) – неизмеримо ниже. Благодаря этому электробус за пять лет эксплуатации окупается полностью.

Проблемы хозяйствования

Главными процессами производственной деятельности ФАТП являются основное производство (имеются в виду линейные маршруты), вспомогательное производство (обеспечивающее техническая готовность подвижного состава, его ТО и ремонт) обслуживающее производство (информационное обеспечение, энергетическое и топливное, контроль качества), управление производством.

Эффективно работает Филевский автобусно-троллейбусный парк. Отзывы директор Гликман как руководитель получает преимущественно положительные. Но, как и всякое транспортное хозрасчетное предприятие, данное, конечно же, сталкивается с производственными трудностями. А у кого их нынче не бывает? Они в целом свойственны сегодняшней макроэкономической ситуации, характеризующейся инфляцией. Причина большинства из них объективная:

  • рост цен на топливо;
  • увеличение стоимости обслуживания и ремонта;
  • чрезмерный износ давно эксплуатируемого транспорта;
  • давление инфляции на уровень зарплаты работающих.

В этих непростых условиях хозяйствования существенным становится менеджерский талант, заключающийся в умении контролировать ситуацию и влиять на нее, отделять главное от второстепенного, умения на всех этапах хозяйственной деятельности опираться на понимание и поддержку персонала.

Должное внимание в ФАТП уделяется чистоте транспорта. Основная уборка подвижного состава уборщиками-мойщиками происходит вечером, когда транспорт сходит с линии. Для уборки окон применяются моющие спецсредства. ОТК контролирует, чтобы грязные машины из автопарка не выходили. Автобусы и троллейбусы, отработавшие первую смену, направляясь в парк, прогоняются через мойку, чтобы ко второй смене они выехали на маршрут чистыми. Также организована сухая уборка салонов автобусов и троллейбусов на диспетчерских станциях.

Кадровая политика

Если судить в общем, то персонал ФАТП профессионален и достаточно стабилен. Руководство ФАТП уделяет максимум внимания повышению сплоченности и профессионализма трудового коллектива. Своевременно производится ремонт административных и производственных зданий, публичных мест, благоустройство территории предприятия.

Хотя, что свойственно для большого коллектива, в нем имеется небольшой процент сотрудников, работающих непродолжительно. Как любое крупное предприятие, ФАТП имеет приток свежих кадров. Процесс этот вечен: старые кадры уходят на пенсию, молодые женщины берут декретный отпуск…

То есть все-таки можно сказать, что постепенно обновляет свой штат Филевский автобусно-троллейбусный парк. Вакансии требуемых специалистов можно увидеть на транспортных сайтах Москвы. Чаще всего востребованы предприятием водители автобусов (троллейбусов).

Впрочем, следует отметить, что своими кадрами предприятие дорожит. В частности при замещении на маршрутах троллейбусов автобусами или наоборот, проводит соответствующее сертифицированное переучивание водителей.

Заключение

Филевский автобусно-троллейбусный парк (Москва) является динамичным, постоянно развивающимся предприятием. Его транспортное хозяйство задействовано в пассажиропотоках трех важных районов столицы и одного района ближнего Подмосковья.

Информационная составляющая его производственного процесса позволяет поддерживать постоянный контакт с пассажирами, реагировать на их замечания и предложения. Находясь в составе ГУП «Мосгортранс», предприятие играет важную роль в производственном внедрении инноваций в пассажирском транспорте Москвы.

Безусловно, 8 Филевский автобусно-троллейбусный парк, десятилетиями наработавший свой фирменный потенциал, воспитавший высококвалифицированных специалистов, имеет будущее. Он уверенно, выполняя все возложенные задачи, вошел в новый век зеленых технологий и сегодня находится на пороге внедрения нового перспективного пассажирского транспорта – электробусов. Его информационное обеспечение адаптировано к дальнейшему уровню своего развития – внедрению системы мониторинга пассажирских транспортных средств на маршрутах их движения.

Комментарии