Форстер Марк (Marc Forster), режиссер: фильмография
Марк Форстер (Marc Forster) – известный швейцарско-немецкий кинорежиссёр, одаренный визионер и сценарист, наиболее известный по работам «Бал монстров», «Квант милосердия» и «Война миров Z».
Краткая биография
Форстер Марк родился в конце января 1969 года в германском городе Иллертиссен. Большую часть своего отрочества и юности будущий режиссер провел в Швейцарии на горнолыжном курорте Давосе, где после окончания частной школы продолжил обучение в университете им. М. Цугерберга. Юноша с ранних лет интересовался киноиндустрией, Марк сохранял в памяти массу оригинальных идей, планируя воплотить их позже на экране. В двадцатилетнем возрасте Фостер решается на переезд в США, где после окончания нью-йоркского университета, наконец, имеет возможность осуществить свою мечту. Свой первый художественный кинопроект Фостер Марк создает после чреды документальных картин. Им является фильм Loungers, который несмотря на скудный бюджет в 10 тысяч долларов получает одобрение специалистов киноиндустрии и несколько призов.
Формирование творческого почерка
Второй работой режиссера был фильм «Все вместе», премьерный показ которого состоялся на кинофестивале Сандэнс. Форстер Марк, фильмы которого в настоящее время известны каждому уважающему себя синефилу, в 90-е года прошел серьезную стажировку сериалом «Твин Пикс». Молодой визионер смело принял от Дэвида Линча режиссерскую эстафету и завершил телефильм. Если в титрах последних эпизодов не значился режиссер Марк Форстер, то никто бы и внимания не обратил на замену постановщика. Эти уроки однозначно не прошли для Марка даром, он сумел изящно стилизоваться под своего предшественника, получив в узких кругах прозвище «теневой Линч». Поэтому «Все вместе» он построил исключительно на саспенсе – тотальном ожидании чего-то нехорошего. Причем в ленте саспенс не исчезает даже тогда, когда, казалось бы, расставлены все точки над "i", зритель знает ответ на главный волнующий вопрос. Фостер превращает семейную трагедию в детективный триллер, при этом нисколько не спекулируя на несчастье.
Режиссерские находки
Мобильная цифровая камера, нервно фиксирующая все происходящее, непредсказуемые монтажные стыки, наезды, затемнения, перепады звукового оформления – вроде бы нехитрый арсенал художественных кинематографических средств, умело использованный визионером, позволивший создать ауру нарастающего напряжения в кино «Все вместе», позже станет отличительной особенностью авторской манеры Форстера. К несчастью, эту ленту постигла незавидная участь – ее особо никто не заметил и не оценил, ни зрительская аудитория, ни кинофестивали. Причем совсем незаслуженно. По части популярности картина проигрывает следующему проекту постановщика под названием «Бал монстров», но все одно достойна внимания и может быть рекомендована к просмотру.
Образцовая психологическая драма
Третья картина постановщика «Бал монстров», по оценке мировых кинокритиков, является хорошей психологической драмой, ровно сыгранной и профессионально поставленной. В картине все выглядит достаточно жизненно и естественно, без удручающих натяжек и глупых несообразностей. Фильм, прежде всего, хорош с постановочной стороны, снят весьма грамотно и безупречно. По актерам заметно, что они играют не как вздумается, а четко подчиняются поставленной режиссёром задачи. Поэтому исполнители играют слаженно, монолитно, без единой фальшивой ноты. Данная драма, при рейтинге IMDb: 7.10, считается кинообщественностью одной из лучших работ постановщика. Сам Форстер Марк отмечал исполнительницу главной роли Холли Бери, которая впоследствии была удостоена премии «Оскар».
Уклон к фантазийному кино
В 2004 году Форстер Марк снимает фильм «Волшебная страна». Продюсер картины Ричард Н. Глэдстейн в интервью СМИ заявлял, что на подготовительной стадии у проекта сменилось свыше 50 постановщиков. Однако, после того как ему удалось заключить договор с Джонни Деппом, уже умудрившимся покорить всю планету в образе разудалого пирата Карибского моря, перипетии производства закончились, съемки киноленты пошли как по маслу. Несмотря на этот факт, залогом успешности картины все же следует считать личность режиссера. Фостер, уже добившийся признания вышеописанной острой социальной кинодрамой, неожиданно проявил интерес к фантазийному кино. После премьеры картина стала чрезвычайно популярной, она была высоко оценена кинокритиками всех мастей и обыкновенным зрителем, о чем свидетельствует ее рейтинг IMDb: 7.80. Постановщик был удостоен массы кинонаград, среди которых 7 премий «Оскара», 5 – «Золотого глобуса», 11 – BAFTA.
Притчеобразность
Творческий путь постановщика порой вызывает нешуточное недоумение у постороннего неискушенного наблюдателя. Прославившись неспешным и мрачным «Балом монстров», в «Волшебной стране», сделав из судьбы создателя «Питера Пена» трогательную, патетичную до совершенной идиллии историю, в «Останься» Марк Форстер сотворил довольно внятную мистическую драму, несмотря на то, что фильм позиционировался как психологический триллер. К сожалению, картина провалилась в прокате, при бюджете $50 000 000 собрав сумму около $7 млн и рейтинг IMDb: 6.90. Не обращая внимание на скромную оценку своих стараний, постановщик спустя год создает кино «Персонаж» (IMDb: 7.60) - настоящую лирическую комедию. Казалось бы, общего между картинами его фильмографии мало, но, если всмотреться повнимательнее, становится понятным – режиссер осваивает один и тот же жанр – притчу. Но в отличие от Шьямалана, Марк поступает в разы мудрее и тоньше, он свои притчи ловко и хитроумно маскирует под более привычные и популярные киножанры.
007 пленных не берет
В 2008 году постановщик занимает режиссерское кресло прямого продолжения «Казино Рояль» очередного эпизода бондианы под названием «Квант милосердия». К сожалению, интеллигентный постановщик, снимавший прежде умные, хоть и несколько пересушенные драмы, баланс между стилем и пафосом не удержал. С одной стороны, он уперся в реалистичность, с другой - злоупотребил стилем. В кино нет ни одной фразы, которая могла бы стать крылатой, или диалога, в перспективе разобранного на цитаты. Все повествование представляет собой неумолимую карусель из столкновений и мест. Зато похвалы удостоена была работа художника, игра довольно простодушной Куриленко и безупречного Крэйга.
В 2011 году режиссер снова попробовал свои силы в жанре боевик, он снял биографический экшн о байкере-проповеднике Сэме Чайлдерсе, волею судеб ставшего защитником сирот в Судане.
Изрядный скепсис
По поводу «Мировой войны Z» (в варианте отечественных прокатчиков «Война миров Z»), срежиссированной Фостером, у многих кинодеятелей присутствовал изрядный скепсис. Многомиллионный фильм, муссирующий зомби-тематику при возрастном рейтинге «12+» настораживал многих. Отдельным мерещилось чрезмерно детальное рассмотрение семейных ценностей, которые, как предполагалось, будут присутствовать в каждой сцене, другие предполагали, что все самое интересное было собрано в трейлере. Ошиблись и одни, и другие. Новый проект Марка Фостера оказался крепким и избирательным фильмом. Его, конечно, нельзя позиционировать как самый великий зомби-фильм, но лента способно поразить даже самых скептически настроенных поклонников жанра. А самое главное, что смотреть очередной шедевр Фостера очень интересно.