Радар - это что такое? Принцип работы

Радар – это компактный электронный гаджет, который в состоянии обнаружить и проинформировать владельца о наличии по ходу движения пеленгующих систем ГИБДД. Такие системы излучают лазерные лучи или радиоволны, на определение которых он и настраивается. То есть радар – это своего рода приёмник, работающий с входящими сигналами.

Бывают пассивные и активные модели. Последние называются антирадарами и их главная особенность – генерирование высокомощных помех для систем обнаружения ГИБДД. Работают такие приборы в определённых спектрах радиочастот или напрямую модулируют ответный сигнал, который по мощности намного превосходит оригинальный пеленг.

В итоге на системах/радарах ГИБДД будет появляться или смодулированный результат, или не будет пеленговаться вообще ничего. Такой радар – это прямое нарушение закона, где в лучшем случае вас ждёт штраф с конфискацией гаджета, а в худшем – уголовная ответственность. Поэтому их мы рассматривать не будем, а расскажем о разрешённых моделях, которые называются детекторами.

Обычный детектор-радар – это пассивный приёмник, который не заглушает и не модулирует сигналы пеленгующих систем ГИБДД, как антирадар, а лишь даёт знать владельцу об их приближении/присутствии.

Производители

На рынке такого рода техники для автомобиля лидируют меньше десятка брендов. Здесь можно отметить компанию Whistler, Escort, радар-детектор Sho Me, «Кобра» и «Белтроникс». Это, по сути, костяк производителей с приличной историей, чьё имя стало нарицательным для гаджетов такого плана.

Есть и другие менее известные компании, в ассортименте которых попадаются толковые устройства, но здесь нужно хорошенько поискать и много чего взвесить перед покупкой. К таким можно отнести «Юниден», радар STR (Street Storm), Rocky Mountain и PNI.

Что касается нашей территории, то отечественный потребитель предпочитает более или менее качественно адаптированные модели под наши реалии от компаний Moongoose, «Симикон», «Неведимка» и прошлые поколения маститой «Кобры». Стремительно набирает популярность в РФ бренд Radartech, чьи устройства позволяют обнаружить пресловутую «Стрелку».

Есть и более экзотические экземпляры таких гаджетов, которые для автолюбителя и роли-то особой не играют, вроде модели радар 24-Flight, способной отследить в онлайн режиме воздушные суда. Вещь полезная в некоторых ситуациях, но слишком уж узконаправленная.

Принцип работы

Системы пеленга ГИБДД работают по схеме отражения, то есть скорость замеряется по излучению, которое отразилось от вашего автомобиля. Такой сигнал идёт заметно медленнее, чем прямой, который использует радар-детектор, а значит, водитель будет заранее оповещён о наличии пеленга по ходу следования.

Если погода хорошая, равно как и местность, то можно обнаружить системы ГИБДД на расстоянии до 5000 метров, а лучший радар премиум-класса способен уловить сигнал и до 10 000 м даже на холмистой местности.

Учитывая тот факт, что большинство пеленгаторов ГИБДД рассчитано на 300-500 метров для устойчивых показаний, то радар, можно сказать, не напрягаясь, предупредит вас о наличие поста ДПС.

Есть ещё и другая разновидность такого рода техники – это GPS-радар. Здесь принцип работы совершенно иной. Если детектор занимается непосредственным пеленгом впередистоящей системы обнаружения ГИБДД, то GPS-устройство берёт в расчёт картографические данные, то есть точные отметки о постах и камерах по пути следования автомобиля в режиме онлайн.

Такому радару требуется постоянная (ну или близкая к этому) связь со спутником для отображения максимально достоверных данных. Вариант вполне работоспособный, но только в том случае, если сигнал стабильный и не пропадает на длительное время, когда вы движетесь по трассе. Если связь со спутником часто прерывается или её вообще нет, то вы просто получите симпатичный гаджет на панели, а не радар.

Отзывы владельцев на такую технику разношёрстны, и зависят в основном от климатических нюансов того или иного региона. У вас солнечно и степная местность – подойдёт практически любой радар-детектор, часто ездите по горам или в дождь – GPS-устройство будет лучшим вариантом.

Что касается отзывов на конкретные модели радаров, то классифицировать их очень сложно ввиду разнообразия производителей, линеек, серий и самих гаджетов. Тем не менее, можно проследить одну тенденцию отзывов, выразить которую лучше всего выражением: «Чем дороже, тем лучше».

Усилители

Все радары-детекторы (на радиоволнах) в силу своих характеристик используют усилители сигнала, которые в значительной мере увеличивают диапазон их работы. Всего можно обозначить 2 типа таких усиления – прямое и на основе гетеродина (иногда с приставкой «супер»).

Прямое усиление

Это самый старый и наиболее привычный для бюджетного сектора способ усиления. Один из плюсов этого метода – абсолютная пассивность, то есть излучение самого модуля максимально приближено к нулю. В странах, где запрещено подобное оборудование, от гаджета с таким усилителем не требуется наличие на борту автомобиля каких-то блокирующих протоколов, вроде VG-2.

Кроме того, прямое усиление детектора избавляет от большинства помех, чему виной небольшая чувствительность прибора. Девайсы такого плана очень легко настраиваются и имеют весьма демократичный ценник.

Европейские производители уже давно начали отказываться от таких решений, ввиду их малой эффективности, но отечественные деятели всё ещё продолжают пополнять автомобильный рынок гаджетами с такими усилителями.

Гетеродинный усилитель

Этот метод усиления гораздо прогрессивнее и наиболее продвинут в техническом плане. Такие модули привычно видеть в среднебюджетных и премиум-моделях радаров-детекторов. Неоспоримый плюс такого усиления – это высокая чувствительность и хорошая выборка рабочих частот.

Критичным можно назвать тот факт, что прибор с таким гетеродинным модулем является активным, то есть радар во время работы начинает излучать характерные волны. Кроме того, наличие помех во время использования иной раз сильно мешает нормальной функциональности прибора. Настройка такого прибора превращается в самое настоящее приключение по ветке сложных схем и селективности частот.

Также отдельно стоит отметить, что приборы такого плана запрещены законодательством в ряде стран. До России такие веяния ещё не дошли, поэтому на нашей территории гетеродинным радаром-детектором можно пользоваться без боязни быть оштрафованным. Стоят подобные гаджеты недешёво, но, что примечательно, окупаются очень быстро, особенно если вы очень часто ездите по трассам, автобанам и вообще разъезжаете по стране.

Блок обработки сигнала

Этот блок, по сути, является сердцем любого радара. Здесь происходит обработка поступающих сигналов с антенн и сенсоров. То есть, опираясь на какие-то свои алгоритмы, девайс обрабатывает информацию и выдаёт её пользователю в должном виде. Сегодня используется несколько вариантов таких классификаторов сигнала – аналоговый, цифровой и гибридный.

Аналоговый

Самый простой аналоговый метод потихоньку уходит в прошлое, уступая место гибридам и цифровым приборам. Такая обработка построена по уже заложенным схемам в чипе, то есть по прописанным алгоритмам.

Минусы здесь очевидны и критичны: высокий показатель помех и ошибок, совсем небольшая скорость работы и высокий потребляемый ток.

Цифровой

Цифровой метод наиболее перспективен в плане универсальности. Радары-детекторы такого плана оснащены микропроцессором и множеством СБИСов (сверхбольших интегральных схем), где заложена масса вариантов развития событий вместе с комплексом алгоритмов, причём принцип работы такого устройства основан на эвристике, что позволяет в разы увеличить скорость работы прибора.

Софт, который используется в цифровых радарах можно обновлять, а значит и улучшать работу детектора, добавляя новые алгоритмы к уже существующему списку. Кроме того, метод отличается минимальными ложными срабатываниями, а количество помех сведено к нулю. Сюда же можно добавить значительно увеличенную область применения прибора и параллельную обработку (до восьми одновременных сигналов). По отзівам водителей, приборы такого типа намного эффективнее, чем аналоговые.

Гибридный

Гибридные гаджеты являются самыми распространёнными на нашей территории. Принцип работы такого устройства довольно прост и понятен из названия. То есть мы имеем некий аналоговый блок, но с возможностями «цифры». Такие устройства отличаются более или менее быстрым откликом и небольшим количеством ложных сигналов, то бишь помех.

Практически все радары на полках отечественных магазинов в среднебюджетном секторе работают по гибридной технологии. Как гласят отзывы многих пользователей, «цифра», конечно, хороша, но стоит дорого и обслуживать нужно её чаще, а гибриды неприхотливы и универсальны.

Комментарии