Самарская набережная: фото и описание

В этом кратком очерке мы рассмотрим, что представляет собой Самарская набережная. Фото и описание этой достопримечательности волжского города будут представлены далее. А пока, чтобы сохранить интригу, скажем, что набережная появилась намного раньше, чем сама Самара. "Оно и понятно," - скажут те, кто знает, что природные объекты образовались на миллионы лет раньше первых поселений человека.

Но мы говорим о том, что венецианские купцы еще в 1367 году пометили на карте Волги удобную пристань у деревни (или хутора?) Самар. Город на этом месте появился гораздо позже. Только первая охранная крепость, предназначенная для защиты следующих по Волге судов, была построена в 1586 году. Вот и выходит, что набережная Самары появилась на двести двадцать лет раньше города.

И это не единственное ее достоинство. Самарская набережная - самая длинная на Волге и, наверное, самая красивая и обустроенная. Она каскадами спускается к реке и имеет протяженность более четырех километров.

История Самарской набережной

Многие считают, что обустройство берега Волги началось только с тридцатых годов прошлого века. Дескать, до Сталина у Самары не было никакой набережной. Но это мнение ошибочно. Обустройство началось еще в середине девятнадцатого века.

Действительно, до 1850 г. Самарская набережная являла собой печальное зрелище. Она была вся застроена хибарками местной бедноты, портовыми пакгаузами, складскими помещениями купцов. Эта стихийная застройка перемежалась с досками и бревнами, которые сгружались с судов просто на берег. Это не только не красило Самару, но и являло собой эпидемиологическую угрозу для ее населения. Поэтому летом 1852 г. губернская дорожная и строительная комиссия Самары поручила архитектору Фирсову разработать план по обустройству набережной. Работы начались уже через два года.

Первая Самарская набережная

Городские власти первым делом взялись за обустройство спусков к Волге. Московский почтовый тракт следовал к реке, к плавучему мосту. Еще два спуска были проложены по улицам Соборной и Заводской (сейчас Молодогвардейской и Венцека, соответственно). Немаловажный вклад в обустройство Самарской набережной внес подданный Австро-Венгерской империи Альфред фон Вакано. Весной тысяча восемьсот восьмидесятого года он подписал с городской управой контракт на аренду (сроком на девяносто девять лет) участка берега для строительства пивоваренного завода. Так родился Жигулевский комбинат, известный сегодня многим любителям пенного напитка.

Заводские здания Альфред фон Вакано построил в австрийском стиле, и здание из красного кирпича стало еще одной достопримечательностью набережной Самары. А десять лет спустя появилось еще одно архитектурное украшение – часовня святителя и Московского митрополита Алексия.

Эта церковка была выстроена по проекту зодчего А. А. Щербачева в «русском» стиле. Небольшая главка часовни на шатре в форме восьмигранника и с белокаменными украшениями была хорошо видна со стороны Волги. Здание стояло у Воскресенского (сейчас Пионерского) спуска.

Строительство тридцатых годов

В царской России нельзя было одним приказом лишить людей жилья, для того чтобы обустроить берег реки и избавить его от построек. Поэтому вплоть до тридцатых годов двадцатого века Самарская набережная представляла собой неаккуратные жилищные кварталы бедноты, перемежаемые красивыми новыми спусками к Волге.

Но в 1935 г. ситуация изменилась. Был разработан проект набережной, согласно которому все постройки должны были сноситься. Уже в тридцать девятом году был полностью расчищен участок между Вилоновским и Некрасовским спусками. Проект предусматривал не только украшение берега, но и укрепление его от подмыва. Было решено обустроить пляж и озеленить участок между верхней и нижней террасой. Начало Великой Отечественной войны помешало продолжению работ.

Строительство пятидесятых годов

Только в 1954 г. нашлись средства продолжить обустройство набережной. Руководил строительством на этом этапе М. А. Труфанов, который предусмотрел оптическое «вторжение» зелени и водной глади в тело города.

Самарская набережная строилась постепенно. В пятидесятых была закончена первая очередь (между Некрасовской и Вилоновской). Весь этот участок, длиной в тысячу триста пятьдесят метров, был покрыт подпорной стеной из железобетона, облицованной гранитом, который был завезен с Урала. Первый участок украшали скульптуры в эстетике того времени. В середине пятидесятых был обустроен красивый песчаный пляж и проведено озеленение участка.

Самарская набережная. Адрес: весь город

Только была закончена первая очередь, как тут же взялись за вторую. Ее строили с пятьдесят восьмого по шестьдесят первый год. Протяженность второй очереди – почти полтора километра – от бассейна ЦСК до завода «Кинап». Примечательно, что она входила в часть плана по комплексной застройке берега – теперешнего Волжского проспекта. Прогулочные аллеи перемежались садовыми диванами, спортивными и детскими площадками, киосками и летними кафе. Сейчас около бассейна ЦСК работает светомузыкальный фонтан, а по всей второй очереди проложена велодорожка.

В семидесятых годах был разработан проект третьей очереди, которая простирается от Некрасовского спуска к Речному вокзалу. Но этот план не был в полной мере осуществлен. Вместо четырех, установили только один фонтан, а полукруглую ротонду не построили и вовсе. И, наконец, последняя очередь – от улицы Осипенко (завод «Кинап») до Силикатного оврага. На этом участке берег не такой пологий, как в центре Самары. Крутой склон решено было разбить каскадными террасами. К четырехсотлетию Самары (1986 год) на этом участке была открыта двадцатиметровая стела «Ладья» в форме челна под парусом. Сейчас этот бетонный памятник является эмблемой города.

Современность и планы на будущее

Со времен развала Советского Союза никаких новых очередей построено не было, хотя город разрастался, в том числе и по берегу реки. Но это вовсе не значит, что была заброшена Самарская набережная. Фото демонстрируют, что она стала еще краше. Асфальт здесь заменен тротуарной плиткой, поставлены новые фонари, проложены велодорожки. Кроме имеющихся памятников, появились новые. Разработан и план строительства новой, пятой очереди. Она протянется от стелы «Ладья» до ул. Лейтенанта Шмидта.

Комментарии