Ирина Петровская: творческая биография, гражданская позиция
Журналист Ирина Петровская постоянно выступает как обыкновенный телезритель, защищает право на приобретение полной и беспристрастной информации. В изданиях телевизионный критик выявляет новые идеологические направления в вещании центральных телеканалов.
Творческий путь
Ирина окончила МГУ имени М. В. Ломоносова в 1982-м, специализация - ТВ. В 85-м представлялась как телевизионный критик в периодическом издании «Журналист». В 91—92 годы творила в «Огоньке», где специализировалась на обзорах и коротких рецензиях телепередач. В 92—95 - обозреватель ТВ «Независимой газеты», где была отдельная тематическая полоса «Телевидение». В газете выделили пространство для рубрики-колонки, которую стала вести Ирина Петровская.
Биография популярности к аналитику пришла во время работы в «Известиях», где она задержалась на пятнадцать лет. Неизменная рубрика «Телевизионная неделя с И. Петровской» демонстрировалась на отдельном развороте издания. Ирина Евгеньевна - обладатель главной награды журналистов России. Источники провели анализ еженедельных материалов в период с 2003 по 2010 годы. Результат таков: 297 статей содержат рассмотрение прошедшего эфирного наполнения. Анализ показал: количество текстов с отрицательной оценкой составило 85 %, положительных - 15 %.
Метод позволил выделить слагаемые выводов автора той или иной телевизионной программы, обусловить правдивость критики в рассуждениях, распознать своеобразие публикаций автора.
Особенности стиля
Чем же аналитик привлекает, почему журналисты вспоминают Ирину Петровскую? Главное, что отмечается, — актуальность, освещаемость ею сложностей сегодняшнего государственного вещания. Основной вопрос, к которому обращается журналист, — создатели передач и творческие коллективы несут перед зрителем и обществом моральное обязательство за творческий продукт.
Ирина Петровская постоянно осуществляет мини-экспертизу для сравнения телевизионных сюжетов и жизни. Жизнь, которую показывают по ТВ, мало схожа с обыденностью. Отсюда вывод: аудитории навязывается придуманная телевизионная видимость, которая понятнее и притягательней, чем будни, объясняет Ирина Петровская. Фото запечатлело мастер-класс в школе экономики.
В статьях журналист пытается донести до аудитории мысль, что телезрителя намеренно отвлекают, и действительные проблемы остаются нерешенными. Манипуляция сознания используется как инструмент воздействия на людей для очевидных целей. Критик объясняет, кому и для чего выгоден такой метод для оболванивания масс, какие цели преследуются.
Второй секрет журналистского стиля Петровской заключается в том, что она не ограничивается оценкой TV-проектов и старается соотнести каждый из них с тенденцией телевидения. Аналитик выделяет главным направлением дальнейшее развитие центральных каналов как площадки для развлечения, сцен насилия и жестокости в картинах, а демонстрацию сомнительных документальных фильмов о знаменитых личностях - приоритетным.
Чётко выраженная гражданская позиция
Петровская утверждает, что обеспечение политического направления Президента России телевизионными федеральными каналами – основополагающее направление. Директора компаний делают невозможное, чтобы не было даже намёка на осуждение политики правительства. В этом уверена Ирина Петровская. Журналист указывает в публикациях на неблагоприятные тенденции с намёком на политический подтекст. Это указывает на наличие у журналиста чётко обозначенной гражданской позиции, смелости и мужества. Не каждый сумеет сегодня заявить о проблемах общества.
Ирина Петровская, говоря о телевидении, во вступительном абзаце заостряет внимание на событиях прошедшей недели. Тема, которую обозначили в начале, определяет главное направление.
Изучение изданий аналитика представляет положение нынешнего российского телевидения, обозначает проблемы: этика журналистов и авторов телепередач, превосходство развлекательной модели сообщения, которую приняли на телеканалах страны. Критик пытается не упустить телевизионные премьеры, которые рекламируют, исследовать содержание, задуматься о том эффекте, который телепередача произведёт на общество.
Опасность, которую понимают не все
Тенденции, на которые И. Е. Петровская указывает:
- Увеличение времени для развлекательных передач с целью отвлечения зрителя. Человек, который думает, не нужен и опасен. Привлекателен отдыхающий обыватель с чипсами перед экраном телевизора. Петровская уверена, что показ развлекательных программ большей частью в вечернее время приведёт к тому, что зритель постепенно будет игнорировать другие жанры и требовать только зрелищ.
- Ирина Петровская в статьях выясняет, кто, по мнению ТВ, «герой нашего времени». Человек из народа таковым не рассматривается. Это звёзды шоу-бизнеса, психи, бандиты. Повышенный интерес к отрицательным персонажам ускоряет появление сходных моделей среди телевизионной аудитории. Зрители, которые принимают телевизионную картинку за действительную жизнь, - в тяжёлом положении. Это значит, что поведение экранных кумиров перенимать и копировать не страшно.
Петровская - профессионал, специалист своего дела. Такие люди нужны для правильной ориентации в этом многоликом мире.