«Воздушный корабль» Лермонтова: Наполеон как немеркнущий миф

В поэзии М. Лермонтова литературоведы выделяют увлечение тематикой, связанной с Наполеоном Бонапартом. Во-первых, это миф о неординарной личности, о его свершениях. Во-вторых, это победа России над Наполеоном. В этот цикл из семи стихотворений входит произведение «Воздушный корабль».

История создания

Фантастическая баллада «Воздушный корабль» была написана и вышла в печать в 1840 году. Авторский текст не сохранился. Это свободный перевод произведения «Корабль призраков» немецкого романтика Зейдлица. На произведение М. Лермонтова в отдельных частях оказал влияние перевод В. Жуковским в 1836 году баллады «Ночной смотр» того же поэта. Предполагают, что М. Лермонтов написал стихотворение, находясь в заключении. Он попал туда после дуэли с французским атташе. Поэт испытывал комплекс переживаний, связанных с личными делами и Францией, которая предала своего императора.

Тема произведения

Картина ежегодного появления императора после его смерти стала легендарной и отражена не только у Цедлица, но и у Г. Гейне, который, как и Гете, был поклонником всемогущего диктатора. Его возвращает во Францию на краткое время фантастический воздушный корабль, на котором нет экипажа. Однако он оснащен чугунными пушками и готов завоевывать мир. Воздушный корабль Лермонтов заставляет мчаться на всех парусах по синим волнам, чтобы забрать только на одну ночь императора.

На пустынном острове он восстает из-под могильной плиты. В сером походном сюртуке Наполеон быстро поднимается к рулю и направляется к милой Франции, к маленькому сыну, к своей славе. Он за годы нисколько не изменился и готов вновь повторить боевой путь. Вернувшись, он призывает соратников и маршалов. Никто не откликается на его зов. Кто-то погребен под песками в Африке, кто-то – под снегами России, кто-то навеки остался на полях Эльбы, кто-то предал его.

Идея баллады

В России и Франции было безвременье, в котором не было ничего героического. Недаром в эти годы (1838 – 1840) Михаил Юрьевич работал над произведением «Герой нашего времени». Его персонаж обладал умом и силами служить отчизне, но приложить их было некуда. Так и героическая личность, которую отобразил «Воздушный корабль», задыхается даже в реальной Франции, которая меняет королей, но не меняет праздничной бездумной жизни. Все забыли былое величие и победы, которые несли стране славу. Личности неординарной здесь делать нечего.

Слышен его тяжелый вздох, даже горькие слезы навернулись на глаза. Светает, и корабль его ждет. Герой пускается в обратный путь, обманувшись в своих ожиданиях. Он испытывает только скорбь, что неумолимое время разрушило все ценное для человека в этом мире: привязанности сердца и души, унесло близких людей, уничтожило память о недавнем героическом прошлом и всемирной славе императора. В целом – крушение надежд и иллюзий. Sic transit gloria mundi (Так проходит земная слава).

«Воздушный корабль», Лермонтов: анализ

Баллада написана амфибрахием, который состоит из трех стоп. В ней 72 стиха, которые разделены на 18 строф. В каждой из них по 4 строки. Ритмика амфибрахия создает монотонность, обыденность без всплесков страстей или радости. Частые повторы, шумя, подобно морским волнам, создают круговорот бытия. Стих набегает один на другой, как волны на морской песок, подчеркивая постоянство ежегодного ритуала. Путь императора повторяется каждый год, и тем не менее он не знает, что произошло в мире, он ищет в нем прошлое: зовет своих солдат и маршалов, обращается к сыну и ждет его появления. Он ни к кому не обращается конкретно, никого не зовет по имени. Это зов одинокого в пустыне. Далее воспоминания становятся более конкретными, географически точными, но время течет от побед к поражениям.

Лермонтов, используя преувеличения, из маленького толстенького человека делает мощного героя (шаги у него крупные, руки – могучие), родина у него – не провинциальная Корсика, а великая Франция. Зыбучий песок автор вспоминает трижды. Герою из него не выбраться. Потому, никого не дозвавшись, он пускается в обратный путь, только безнадежно махнув рукой и опустив голову на грудь.

Это глубокое философское произведение развенчивает романтический образ героя, показывая его человеком со всеми присущими личности чувствами.

Комментарии
Прекрасный анализ , люблю стих.