Фельетоны - это что? Краткая история и особенности жанра
Фельетоны – это произведения, которые объединяют в себе художественную литературу, журналистику и сатиру. Из небольших заметок в газетах они переросли в отдельный жанр. Как это произошло? Какие черты характеризуют фельетоны? Об этом мы и поговорим.
Возникновение понятия
Понятие «фельетон» зародилось во Франции в XIX веке и относилось к журналистике. С французского языка оно переводится как «лист», ведь именно с листа и началась история этого термина. В 1800 году газета под названием «Журналь де Деба» (Journal des débats) стала дополнять стандартные выпуски небольшими вкладышами, которые впоследствии назвали фельетонами.
Главной темой газеты была политика. Она открылась в начале Французской революции и публиковала государственные отчеты, решения, распоряжения, заявления депутатов и другие новости в этом русле. Добавочные вкладыши, наоборот, были чисты от политики. Они писались живым стилем и носили неофициальный оттенок.
Газетные фельетоны – это был способ развлечь публику, а заодно и привлечь её внимание к изданию. На вкладышах размещались объявления, загадки, стихи, рецензии на книги и театральные постановки, шарады, головоломки и ребусы.
Развитие жанра
Несмотря на то что термин «фельетон» возник после Французской революции, считается, что сам жанр зародился на век раньше. Его основателями являются Дени Дидро и Вольтер – авторы сатирических произведений, критикующих религию и политику.
Фельетоны во французских газетах быстро перешли к подобному тону. Появившись в качестве шарад и рецензий, они быстро развились в отдельный литературно-публицистический жанр, близкий по духу Вольтеру и Дидро.
Сперва в газетных вкладышах начали появляться отрывки литературных произведений, например «Трёх мушкетёров» А. Дюма. Отсюда берет свое начало новый жанр - роман-фельетон. Он относился к беллетристике и ориентировался на массового читателя, не имея особой эстетичности и художественности.
Одновременно с этим европейские поэты и публицисты способствуют становлению политического фельетона. Он характеризуется яркой иронией и даже сатирой на тему политики и социальных проблем. Жанр укрепился благодаря Виктору Рошфору-Люсе, Генриху Гейне, Георгу Верте, Людвигу Бёрне и т. д.
Фельетон – что это? Особенности жанра
Сейчас он относится к малым произведениям и может быть представлен новеллой, очерком, стихом или рассказом. Фельетон – это жанр на границе между литературой и публицистикой. С художественным произведением его объединяет форма изложения и приемы, в то время как острота содержания отсылает к журналистике.
Для такого произведения характерна конкретика в образах и фактах, критика, ироничность. В качестве основной темы выступают злободневные проблемы общества и политика. Фельетоны – это произведения, которые обличают человеческие пороки, такие как мелочность, алчность или, например, глупость.
Фельетон иногда связывают с комическим жанром. Однако он не ставит задачи вызвать смех. Главной его целью является показать конкретное явление через высмеивание, подшучивание над ним и, быть может, заставить читателя задуматься.
Фельетоны в России
Со временем и в России появились фельетоны – это были произведения низкого уровня. В самом начале они воспринимались с негативом, сравнивались с желтой прессой и некачественными дешёвыми изданиями. К 20-м годам XIX века отношение к ним стало меняться. Так, появились фельетоны Барона Брамбеуса с критическими высказываниями о бездарной и пошлой литературе.
Острыми заметками отличились Александр Пушкин, Добролюбов, Бестужев, Салтыков-Щедрин, Панаев, Некрасов. Жанр постепенно приобретал популярность. Фельетоны размещались в журнале «Крокодил», «Искра», «Будильник». Особую идейность и остроту они приобрели во время революции.
В начале XX века с этим жанром работали Дорошевич, Яблоновский. Борис Егоров и Семен Нариньяни даже выпустили отдельные книжные издания. В «Новом сатириконе» Маяковский опубликовал свои фельетоны-гимны («Гимн взятке», «Гимн ученому и др.).