Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС: консультация для родителей и для педагогов
Гендерное воспитание в ДОУ занимает огромное место в развитии дошкольника. Именно поэтому ему уделено столько внимания в учебной программе. Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС должно присутствовать в каждом детском саду.
Гендерное воспитание
Ранее полоролевое воспитание проходило очень легко и в естественной обстановке. Ведь девочки все время были рядом с мамами или нянями. А воспитанием мальчиков занимался отец. Более обеспеченные семьи могли позволить себе нанять гувернера.
Дети, проводя время с родителями и обращая внимание на их поведение, принимали на себя роль матери и отца соответственно. Поэтому в дальнейшем их жизнь складывалась по усвоенному шаблону.
Сейчас же традиции немного поменялись. И намного чаще встречается ситуация, когда и девочек, и мальчиков воспитывает мать или бабушка. Женщина занимается воспитанием не только в домашних условиях. Например, в детских садах очень редко можно встретить воспитателя-мужчину, а вот женщины работают в каждой группе.
Проблемы гендерного воспитания
Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС имеет огромное значение, потому что очень часто встречаются проблемы в данной области. А именно:
- Низкий уровень состояние детского здоровья.
- Незнание того, к какому полу малыш относится.
- Неадекватное поведение молодежи и подростков.
К чему приводят ошибки в гендерном воспитании
Дезориентация половой принадлежности приводит к тому, что девочки и мальчики не знают, как вести себя в той или иной ситуации. Можно все чаще заметить, как девочки вмешиваются в конфликты, пытаясь сами решать проблемы далеко не мирным путем. Мальчики же совсем не умеют вести себя с девочками, эмоционально слабы и не могут за себя постоять.
Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС: диагностика
Диагностика полоролевого воспитания дошкольников включает в себя наблюдение за воспитательным процессом и режимными моментами:
- Наблюдение за деятельностью педагогов. Выявление уровня оценки полоролевой компетенции воспитателей: анкетирование, тестовые задания.
- Анализ предметно-развивающей среды группы. Наличие предметов для сюжетно-ролевой игры, ориентируемых на определенный пол.
Для выявления уровня гендерного воспитания дошкольника разработаны следующие диагностические методики:
- Наблюдение. Оно включает в себя наблюдение за поведением дошкольников во время занятий и основных режимных моментов, а также в игре.
- Наблюдение педагога за различиями поведения в игре и реальной ситуации.
- Беседы. Можно использовать следующие темы для бесед: "Я - мальчик", "Мужское поведение" и многие другие.
- Тесты. Здесь подойдут следующие: "Моя игрушка", "Скажи, чьи это вещи" и другие.
- Рисуночные тесты. Очень информативные и эффективные в проведении диагностики на такую тему. Могут быть: "Это я", "Моя семья", "Хороший мальчик и плохой мальчик" и другие.
- Интервьюирование. Воспитатель или психолог-педагог задает вопросы дошкольнику, а затем анализирует его ответы.
Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС на занятии физической культуры
Физическое развитие чрезвычайно важно для дошкольников. Но всем известно, что физические возможности мальчиков и девочек могут существенно отличаться. Бывают, конечно, исключения, но речь сейчас не об этом. Для того чтобы привить девочкам и мальчикам разные представления, не нужно их изолировать друг от друга. Правильнее будет использовать следующие приемы:
- Разные упражнения. Это значит, что одни выполняют только мальчики (например, отжимание), а другие – девочки (крутят обруч).
- Разные требования. Нормативы для девочек иные, нежели для мальчиков. Даже если это отжимание, то нужно сделать акцент на том, что мальчики должны отжаться десять раз, а девочки всего пять.
- Разные способы обучения.
- При распределении ролей в подвижных играх, например, роль волка предлагают сильным и смелым мальчикам, а вот «зайки» – это осторожные и милые девочки.
- Разная оценка. Мальчиков нужно оценивать коротко и емко, а девочки обращают внимание на эмоциональную окраску сказанного.
- Акцентировать внимание дошкольников на виды спорта. Именно на то, что одни бывают мужскими, а другие - женскими.
Рекомендации родителям
В развитии гендерных представлений дошкольников большую роль играет воспитание, которое дают родители. Именно поэтому необходимо проводить беседы с родителями дошколят на тему "Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС". Консультация для родителей, вовремя предоставленная педагогом, поможет не допустить ошибок:
- Ни в коем случае нельзя забывать о том, что рядом ребенок, который имеет определенную половую принадлежность. Соответственно, будь то мальчик или девочка, они совершенно по-разному думают, чувствуют и действуют. Именно поэтому относиться к ним стоит индивидуально, но, конечно же, обязательно любить.
- Нельзя сравнивать мальчиков и девочек. Тем более ставить их в пример друг другу, поскольку они совершенно разные.
- Необходимо запомнить, что сравнение детства родителя другого пола, например, мамы, для сына бесполезно, поскольку приобретенный матерью в младые годы опыт ребенку вряд ли пригодится.
- При попытке пожурить девочку не нужно повышать голос: для начала необходимо доступно сформулировать претензии. Иначе ребенок растеряется.
- А вот с мальчиком длинные разговоры не помогут. Он просто устанет слушать и ничего не поймет. Поэтому разговор с ним должен быть коротким и четким.
- Всем известно, что девочки бывают капризными. Но нужно также знать, что происходит это от усталости. А когда устают мальчики, это сказывается на умственных способностях. Но не нужно за это ругать: в данной ситуации нужно помочь ребенку расслабиться.
- Часто бывает так, что родители ругают ребенка за то, что он не преуспел в каком-либо виде деятельности. Как правило, это происходит из-за того, что дошкольник не получил вовремя нужную ему поддержку и помощь. Поэтому в данном случае виноват не он, а родители.
- Запомните навсегда, что нельзя ругать ребёнка за то, что он чего-то не знает или не понимает. Он ещё слишком маленький и не может знать столько же, сколько и взрослые.
- Ребенок – это сформировавшаяся личность. Поэтому нужно дать ему возможность быть таким, каков он есть или хочет быть.
Ну и последний совет. Для того чтобы не возникало проблем в воспитании ребёнка, необходимо сделать так, чтобы требования родителей максимально совпадали с желаниями их детей.
Советы воспитателям
Всем известно, что гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС имеет огромное значение для развития личности дошкольников. И здесь немаловажную роль играют действия воспитателя. Именно поэтому необходимо проводить занятия на тему "Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС". Консультация для педагогов тоже будет весьма полезна.
Основные советы воспитателям:
- С мальчиками нужно больше заниматься развитием мелкой моторики. С девочками – крупной.
- На занятиях для мальчиков нужно подробное объяснение задания.
- Для девочек будут полезны различные головоломки.
- Обязательно нужно хвалить мальчика за его энергичность и активность. Далее эти способности следует перенаправить в полезное русло.
Необходимо обязательно хвалить детей, причем и мальчиков, и девочек одинаково. Ведь они этого заслуживают.