Древнее государство Мидия: столица, население. Мидийский язык. История Ирана

Мидийское царство, образовавшееся некогда из племенного союза, занимает видное место в политической, культурной и экономической истории древности. Это одно из государств, где широко распространился зороастризм и учения, непосредственно связанные с ним. Оно просуществовало в период с 670 г. до н. э. по 550 г. до н. э., но в годы своего расцвета простиралось гораздо шире условных этнических границ.

Географическое местонахождение

Некогда крупное древневосточное государство, именовавшееся Мидией, ныне является располагающейся на западе этнографической областью, которой владеет Иран. На карте Древнего мира она охватывала внушительную территорию, которая на севере была ограничена рекой Араксом и Эльбрусом, а на Западе - острогами крупнейшей современной горной цепи Загрос. Южная часть государства мидян была ограничена Каспийским морем. К Востоку от территории простиралась солончаковая пустыня Деште Кевир, ныне являющаяся центральной часть Ирана.

Возникновение государства

Первое упоминание о мидянах встречается в ассирийских летописях второй половины 9 в. до н. э. В своих трудах Геродот называет племена, населявшие Мидию, ариями. Судя по всему, это являлось их самоназванием. В священном писании этого древнего государства речь идет о «Стране Ариев».

Когда именно иранские племена из Средней Азии проникли на территорию современного Ирана, неизвестно. Большинство ученых-историков склоняются к тому, что это произошло около 2000-1500 лет до н. э. Вероятно, что первоначально племенной союз сложился из коренных, принадлежащих к данной местности племен. Однако уже в 9-8 вв. до н. э. начинают происходить изменения. Связаны они были с приходом новых племен. Государство Мидия в этот период характеризуется усилением ираноязычного элемента, который впоследствии стал преобладающим.

С 8 в. до н. э. на территории будущей державы начинают появляться первые мелкие объединения. Это своеобразные государства-области, среди которых наиболее значительным является Мана. Именно оно в дальнейшем стало экономическим и культурным центром Мидии. Таким образом, в определенный момент на одной территории существовали племенные союзы и государства-области. Если верить записям Геродота, то человек, их объединивший, то есть основатель государства Мидия – это Дейок.

Дейок (Дайукку)

Первоначально Дейок занимал должность судьи, а приблизительно с 670 по 647 гг. до н. э. являлся первым царем Мидии. По свидетельствам, оставленным Геродотом, он имел большой авторитет среди своих соплеменников, отличался справедливостью и, руководствуясь ею, разрешал споры по самым разнообразным вопросам, в то время как по всей стране царило полное беззаконие. Именно по этой причине его избрали судьей. Об этих качествах Дейока знала вся Мидия, поэтому после очередного собрания он был избран царем. Первое, что сделал правитель – это объединил шесть племен: магов, бусов, струхатов, аризатнов, будиев и паретакенов. По его указанию древнее государство обрело свою столицу в виде вновь строящегося города Экбатана.

Последующие цари Мидии

О периодах правления царей Мидии античные авторы приводят ряд противоречивых сведений. Достаточно долгое время хронология выстраивалась на трудах Геродота, считавшихся наиболее надежными источниками.

  • Фравартиш, или Фраорт (около 647-625 гг. до н. э.) – сын Дейока (первого царя), унаследовавший от него власть. Амбициозный и воинственный правитель, пошедший войной на персов и покоривший их. Покорив и некоторые другие народы, в конечном итоге был разгромлен ассирийцами.
  • Увахшатра, или Киаксар (около 625-585 гг. до н. э.) – прямой потом предыдущего царя. Именно он привел в порядок армию, разделив ее по видам оружия и функциям. На период правления Киаксара приходится нашествие скифов и второй поход в Ассирию.
  • Иштувегу, или Астиаг (около 585-550 гг. до н. э.) – сын Киаксара и последний мидийский царь. При нем Мидия после кровопролитной трехлетней войны была завоевана персами.

Мидийское общество

В настоящее время историки располагают недостаточным количеством археологических и иных данных, которые позволили бы исследовать социальный строй и государственную структуру Мидии. В археологическом плане она изучена слабо, и большинство источников (архивы городов) еще не раскопаны. Однако имеются предположения о том, что в 9-8 вв. до н. э. мидяне жили в условиях военной демократии. По сути, данный период представляет собой переход от первобытнообщинного строя к раннерабовладельческому. Основными столпами экономики были земледелие и скотоводство, в особенности коневодство, а также развивающиеся ремесла.

Сильное влияние на развитие общества оказали военные успехи, ведь это было довольно воинственное государство. Мидия в процессе завоевательных войн со своими «соседями» соприкоснулась с самыми древними цивилизациями на Востоке. В результате сначала в западной части страны, а затем и повсеместно стал увеличиваться удельный вес рабского труда, который использовался не только в царском хозяйстве, но и в храмовых комплексах, в домах знати. Затем, вероятно, произошло усиление эксплуатации общинников и, как следствие, углубление классового антагонизма. Это стало одной из причин ослабления государства и его доступности для завоевания соседними странами.

Столица государства Мидия

Столица Мидии город Экбатана (ныне Хамадан) располагался в плодородной долине. По оценке историков, он был основан приблизительно 3000 лет до н. э., несмотря на то, что ассирийские источники указывают на 1100 год до н. э. О богатстве Экбатаны ходили легенды. Древнегреческий историк Полибий при описании царского дворца упоминает о 7 стадиях в окружности, цитадели и при этом полном отсутствии стен у города. Все деревянные части постройки были из кипариса и кедра, колонны, балки и потолки обшиты золотыми и серебряными пластинами, а кровельные доски выполнены из чистого серебра. Золотыми были колонны и в храме Эны. Город был разграблен Александром Македонским.

Бывшая Экбатана, а ныне Хамадан (на фото выше) считается одним из древнейших городов не только в Иране, но и во всем мире. Он и поныне окружен зелеными горами. Красота природы и многовековая история привлекают множество туристов.

Культура Мидии

В 7 в. – первой половине 6 века до н. э. государство Мидия являлось центром иранской культуры, которую в дальнейшем позаимствовали и развили персы. Известно о ней немного. Совсем недавно знания ограничивались лишь сохранившимися изображениями на барельефах из Ассирии. Скромные данные, полученные в результате археологических раскопок, позволяют судить об архитектуре древнего государства. Так, немецкими археологами был раскопан в 70 км от Хамадана Храм огня, датируемый 8 в. до н. э. Он имеет форму ромба. Внутри сохранился алтарь высотой 1,85 м, состоящий из четырех ступенек и цоколя.

Исследователи Древнего мира полагают, что люди, населявшие древнее государство, во многом были похожи на персов, в т. ч. и по характеру обычаев. Мужчины носили длинные бороды и волосы. Одевались мидяне в штаны и короткие сапожки (подобно персам) и длинные свободные одеяния со свободными рукавами, подвязанные поясом, на котором закреплялся акинак – короткий меч. Пехотинцы на вооружении имели короткие копья и плетеные щиты, обтянутые кожей. Мидийцы имели превосходную конницу. Царь сражался на колеснице, стоя прямо в центре войска. Доспехи, как и у многих других иранских народов, были пластинчатыми, они покрывали не только всадников, но и их коней.

Религия в Мидии

Сложно представить, но в Мидии (современный Иран на карте мира) широкое распространение получила одна из древнейших религий – зороастризм, а ислам в эти земли пришел гораздо позже. Она берет начало в откровении пророка Спитамы Заратустры, учение которого в основу всего закладывает свободный нравственный выбор человеком благих слов, помыслов и деяний. Предполагается, что при последнем мидийском царе Астиаге зороастризм приобрел статус государственной религии. Ныне она сохранилась лишь в маленьких общинах Индии, Ирана, Азербайджана и Таджикистана.

В Мидии существовал культ Ардвисура Анахиты – богини плодородия. В главном городе государства находился ее храм.

Язык Мидии

В среде ученых сформировалось два взгляда на мидийский язык. Одни абсолютно уверены в его существовании, другие – отрицают, считая, что древний народ говорил на нескольких диалектах, которые в совокупности с персидским составляют единый язык – древнеиранский. Аргументом в пользу второй версии служит отсутствие необходимой степени родства среди потомков мидийского: курдский, татский, талышский, тати и т. д. Однако в любом случае можно предполагать, что общим языком в Мидии выступал диалект Экбатанского округа. Вероятно, он считался государственным.

Безусловно, существовала и письменность, но, к сожалению, ее памятников не обнаружено. Отметим, что клинописное письмо, которым пользовались персы, является приспособленной урартской клинописью. Она, в свою очередь, могла попасть к ним только через мидийцев.

Падение государства

Как государство Мидия перестала существовать приблизительно в 550 г. до н. э.

Мидийский царь Киаксар после изгнания скифов из страны заключил военный союз с Вавилоном против Ассирии, который был скреплен браком его внучки и сыном вавилонского правителя. В 613 г. до н. э. объединенная армия взяла штурмом и разграбила Ниневию. Ассирийская империя пала, а ее обломки были поделены между союзниками. Мидянам досталась северная часть. Дальнейшие территориальные войны пошатнули крепость союза. В итоге вавилонский царь заключил соглашение с молодым и амбициозным правителем покоренной Персии, который в 553 г. до н. э. поднял восстание против мидийского господства. Война длилась три года. Царь Мидии, по сведениям Геродота, был предан собственным военачальником. Экбатана была разграблена, а Кир из династии Ахеменидов стал правителем Персидской империи. Народ Мидии сохранил в ней определенные привилегии, однако время от времени поднимал восстания, направленные против слишком больших податей.

До наших дней не сохранилось никаких письменных свидетельств о некогда существовавшем древнем государстве, окруженном водами Каспийского моря и пустыней Деште Кевир, а также о мидийском обществе и его правителях. Раскопки городов Мидии никогда не велись, а ее столица Экбатана давно погребена под современным иранским Хамаданом. Описания же Геродота довольно расплывчаты и в последние десятилетия ставятся учеными под сомнение все чаще.

Комментарии