Шины электрические: описание, маркировка
Шины электрические необходимы для соединения отдельных элементов электроустановок в единое целое.
Определение
Шины электрические соединительные позволяют объединить все элементы электроустановки в одно целое. По сути, это проводники, сопротивление которых находится на низком уровне.
При совокупности нескольких шин в одной точке говорят о шинопроводах. Как правило, они устанавливаются на изоляторах, которые одновременно служат в качестве опор. Прячется он в специальный короб (канал). Благодаря этому он защищается от факторов окружающей среды. Шинопровод всегда должен быть устойчивым к возникающим динамическим и тепловым нагрузкам, ударным тока электросети.
Шины электрические выполняются в нескольких исполнениях. Для их деления на виды предусмотрено несколько классификаций.
По способу исполнения выделяют гибкие и жесткие шины. Их по-другому называют плоскими и трубчатыми. Гибкие шины не перекручиваются. Они не должны обладать высокой степенью тяжения. Причем степень тяжения всех проводов должна быть одинакова. Под влиянием температуры длина шины может изменяться. Поэтому жесткие модели оснащаются гибкими перемычками, которые должны компенсировать эти изменения. Кроме того, они оснащаются виброгасителями.
Кроме того, шины электрические могут быть изолированными и неизолированными. Уже из названия понятно, что в первом случае шина имеет слой изоляции, а во втором – нет.
Классификация шин по форме сечения
По форме поперечного сечения электрические шины делятся на следующие виды:
- Трубчатые.
- Прямоугольные.
- Коробчатые.
- Двухполосные.
- Трехполосные.
Плоские шины с прямоугольным сечением хорошо отводят тепло. Их использование целесообразно в сети с большой силой тока (от 2 тысяч до 4,1 тысячи ампер). В таких случаях они соединяются в группы по несколько штук. При этом образуется двух- или трехполосная шина.
Сборные шины обладают рядом недостатков:
- Сложно проводить монтажные работы.
- Индуктивный ток, который распределяется неравномерно.
- Низкая способность выдерживать механические воздействия.
- Снижена способность к охлаждению.
- Низкая устойчивость к коротким замыканиям.
В сети с напряжением 10-35 киловольт могут быть использованы коробчатые или плоские изделия. Наиболее эффективной считается трубчатая. Она обладает рядом преимуществ. Она прочна, хорошо отводит тепло. Электрическое поле вокруг нее распределяется равномерно. Благодаря этому не появляется коронирование.
Виды материала для изготовления шин
В зависимости от материала, из которого изготавливается шина, выделяют следующие шины электрические:
- Медные.
- Алюминиевые.
- Стальные.
- Сталеалюминевые.
Последний вариант представляет собой сердечник, выполненный из оцинкованных стальных проводов, вокруг которого повиты провода из алюминия.
Алюминиевые шины обладают следующими преимуществами:
- Устойчивы к возникновению коррозии.
- Обладают высоким показателем электропроводности.
- Небольшой вес.
- Стоимость их ниже, чем других видов.
Для их производства используются пластичные марки алюминия с минимальным количеством примесей. Могут быть использованы низколегированные сплавы алюминия, магния и кремния. Дополнительные элементы позволяют увеличить прочность, пластичность, упругость.
Медные шины могут содержать в своем составе до 99,9 % меди. Такие изделия обладают маркировкой М1. Широко используются марки ШМТ и ШМТВ, которые производятся из бескислородной марки. Они отличаются степенью мягкости. Первые две буквы маркировки ШММ и ШМТ обозначают «Шина медная». Идущая далее буква «М» характеризует мягкие изделия, «Т» - твердые.
Маркировка при переменном трехфазном токе
Определить элементы электроустановок помогут «подсказки», которые выражаются в цветовом и буквенном обозначении шин и проводов. Они выбираются неслучайно. Их регламентируют стандарты.
Существует два способа цветового обозначения шин. Первый подразумевает, что маркировка электрических шин наносится на этапе изготовления. Производитель использует изоляцию разных цветов. Второй подойдет в тех случаях, когда изделие имеет один цвет. В таких ситуациях используют цветную изоленту, с помощью которой отмечают разные фазы.
В случае с трехфазным током маркировка будет выглядеть так:
- Фаза «А» окрашивается в желтый цвет.
- Фаза «В» окрашивается зеленым цветом.
- Фаза «С» окрашивается красным цветом.
Обозначение проводников
Заземляющий проводник маркируется РЕ. Он всегда обозначается желто-зеленым цветом. Цвета идут продольными линиями. Причем использование этих двух цветов по отдельности запрещено ГОСТом. Для нейтрального и среднего проводника (рабочего) с маркировкой N используется синий цвет.
При соединении нулевых защитных и рабочих проводников сочетают все три цвета. Маркировка в данном случае выглядит как PEN. Проводник выполняется синего цвета, а на его конце и в местах соединения выполняется полоса желто-зеленого цвета. В настоящее время допустимо выполнять и противоположную окраску: желто-зеленый проводник с синей полосой на конце.
Буквенная маркировка
Правильно прочитать схему, определить тип шины или провода поможет буквенное обозначение. Как и цвета, буквы имеют свою расшифровку.
Провода и шины электрические при переменном токе расшифровываются следующим образом:
- L – проводник однофазной сети.
- L с цифрами 1, 2 или 3 – проводник в трехфазной сети.
- N – нулевой проводник (или нейтральный).
- М – средний проводник.
- РЕ – заземляющий проводник (защитный).
- PEN – совмещенные нулевые проводники (защитный и рабочий).
При постоянном токе обозначения будут иметь следующий вид:
- L+ – проводник плюсовой (или положительный).
- L- – проводник минусовой (или отрицательный).
Все эти маркировки и обозначения носят обязательный характер. Они регулируются принятыми регламентами.
Запомнить все это сразу сложно. Но опытный электрик знает все это. Такая маркировка позволит определить, где и что подключено. А простому человеку этого будет достаточно, чтобы понять, к примеру, какая необходима шина для автоматов электрических. Она может понадобиться при ремонте электрической проводки в доме. К ней позже легко подключить дополнительные источники.