Клапан вентиляции картерных газов: виды, устройство, принцип работы
Во время работы двигателя выделяются не только отработавшие газы. Мало кто знает о картерных. В нижней части двигателя скапливаются пары топлива, масла и воды. Их накопление ухудшает и дестабилизирует работу мотора. Чтобы удалить эти вещества, в конструкции автомобиля предусмотрен клапан вентиляции картерных газов. Туарег им тоже оснащается. Что это за элемент и как он устроен? Ответы на эти и многие другие вопросы вы прочитаете в нашей сегодняшней статье.
Характеристика
Отметим, что система вентиляции картера используется очень давно. Суть ее работы весьма проста – внутренняя часть двигателя соединяется с выпускным коллектором при помощи шланга. Под действием силы разрежения скопившиеся в двигателе вода и пары масла обратно забираются во впускной тракт.
На автомобилях BMW клапан вентиляции картерных газов устроен таким образом, чтобы газы двигались только в одном направлении.
Типы
Существует два типа данных систем:
- Открытые.
- Закрытые.
Первый тип использовался на старых моторах. Здесь вентиляция производилась в крышке толкателей через отводную трубку. Все газы выходили наружу, в подкапотное пространство. Система была малоэффективной, поэтому в конце 70-х автомобильные производители стали использовать закрытый клапан вентиляции картерных газов. «Опель» не стал исключением. Преимущества такой системы были в следующем:
- Снижался уровень выброса веществ в атмосферу.
- Двигатель не испытывал «голодания» и стабильно работал на любых оборотах, выдавая нужную тягу.
- Снижалось давление внутри картера. Это способствовало большему ресурсу сальников и прокладок (в открытой системе их попросту выдавливало).
Также различают клапаны по типу отвода газов во впускной коллектор. Существует прямоточный клапан вентиляции картерных газов и принудительного типа. На автомобилях «Волга» с двигателями ЗМЗ-402 отвод паров бензина и масел осуществлялся через толстый патрубок. Он соединял клапанную крышку с карбюратором. В результате газы поступали непосредственно во впускной коллектор, не влияя на смешивание порции топливно-воздушной смеси.
Устройство
Сейчас на автомобилях используется клапан системы вентиляции картерных газов мембранного типа. Он состоит из следующих элементов:
- Крышки.
- Диафрагмы.
- Возвратной пружины.
- Корпуса.
В последнем имеется 2 штуцера. Один предназначен для подачи картерных газов, второй – для их отвода.
Как работает?
Действие механизма зависит от режима работы двигателя. Так, на заглушенном моторе клапан под силой возвратной пружины перекрывается мембраной.
Как проверить
По мере эксплуатации клапан вентиляции картерных газов начинает засоряться. Однако это не значит, что элемент перестал работать и требует замены. Чтобы проверить, исправен ли клапан вентиляции картерных газов, его патрубок отсоединяют от двигателя и продувают в одну сторону. На исправном механизме воздух в обратном направлении должен попадать в небольшом объеме.
Есть еще один способ того, как проверить клапан вентиляции картерных газов. Для этого заводят двигатель и отсоединяют патрубок со стороны впуска, предварительно ослабив на нем хомут. Далее прикладывают к штуцеру большой палец. При исправном клапане он должен присасываться. Это говорит о том, что в системе есть разрежение.
Некоторые диагностируют и само состояние двигателя по этому клапану. Так, между шлангом и впускным коллектором врезается прозрачный топливный фильтр (такой устанавливают на карбюраторных моторах). Спустя некоторое время на нем появятся масло и копоть. Если фильтр загрязнился за первые 100-150 километров, значит, в двигателе неисправна цилиндро-поршневая группа. Хоть и система предназначена для циркуляции вредных веществ, через клапан не должно идти столько грязи за такой короткий период времени.
Возможные неисправности
Если в системе отсутствует разрежение и газы не попадают во впускной коллектор, причина - одна из двух:
- Вышел из строя клапан вентиляции картерных газов.
- Произошел засор шлангов системы.
В последнем случае главной причиной проблемы является износ поршневой группы. Стоит проверить компрессию в цилиндрах. Также проверяют маслосъемные кольца. Если они ослабли или «залегли», масло будет попадать в систему в большом количестве. Произойдет закоксовка шлангов. Вместе с этим нарушается сама мембрана клапана. Чем опасно данное явление? Если система не может нормально прокачать газы, они будут скапливаться в других местах, причем под большим давлением. Так, они выдавливают сальники и прокладки. В моторе пропадает тяга, он нестабильно работает на холостых оборотах.
В случае если компрессия соответствует норме, а шланги не имеют засоров, виноват сам клапан. В такой ситуации достаточно его просто заменить на новый.
Цена
Сколько стоит клапан вентиляции картерных газов? «БМВ» комплектуется устройством за 2-2,5 тысячи рублей. На автомобиль «Форд-Фокус» данный элемент стоит до полутора тысяч рублей. На отечественные ВАЗы клапан стоит не больше тысячи.
Как заменить своими руками?
Давайте рассмотрим, как поменять данный элемент самостоятельно, на примере двигателя «БМВ» М-54. Итак, для начала нужно найти сам клапан вентиляции картерных газов. Находится он в передней части двигателя, под впускным коллектором. Добравшись до него, снимаем регулятор холостого хода и электронную дроссельную заслонку. Для удобства можно демонтировать и сам впускной коллектор (но необязательно).
Теперь отсоединяем шланги от клапана вентиляции и извлекаем сам элемент наружу. Установка нового устройства производится в обратной последовательности. Для надежности все шланги закрепляются при помощи хомутов.
Заключение
Итак, мы выяснили, как устроен и работает клапан вентиляции картерных газов. При эксплуатации автомобиля следует периодически проверять состояние данного узла. Ведь при засоре клапана можно "попасть" на замену сальников и прокладок. А это дополнительные затраты и денег, и времени. Также отметим, что если произошел засор шлангов, одной прочисткой дело здесь не ограничится. Если имеются проблемы с поршневой, этот нагар образуется уже через пару дней. Ездить с такой неисправностью не рекомендуется. Ведь давление в картере в разы превышает норму. Нужно проверить компрессию двигателя и по возможности - состояние маслосъемных колец.