Улан-Удэнский авиационный завод, Бурятия
ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» - крупное градообразующее авиапредприятие, расположенное в столице Бурятии. На нем производят вертолеты Ми-8/171 различных модификаций, ремонтируют и модернизируют старую технику.
Начало пути
В 1939 году на окраине города Улан-Удэ были построены мастерские, где ремонтировались планеры и авиадвигатели, изготавливались комплектующие для Иркутского авиационного завода. Когда началась война, большинство советских самолетов было уничтожено в первые недели конфликта. Армия остро нуждалась в авиационной технике. В считаные месяцы героическими усилиями работники возвели новые корпуса. Мастерские были переоборудованы в полноценный завод, где приступили к сборке самолетов конструкций Петлякова и Лавочкина.
Трудовые будни
После войны Улан-Удэнский авиационный завод впервые освоил производство самолета с реактивным мотором МиГ-15. Модель на голову превосходила поршневые аналоги. Было выпущено 1500 единиц, 450 из которых воевали во время корейского конфликта. Одна из машин установлена на постаменте перед проходной.
За годы работы У-УАЗ выпустил тысячи единиц самолетов моделей МиГ-15, Ла-7, МиГ-27М, Як-25, Ан-24, Су-25, вертолетов Ми-8, Ка-25, Ми-17(171). Ни одно авиапредприятие не имеет в своем активе столь внушительной линейки произведенной продукции.
Описание
Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ) входит в число крупнейших авиапредприятий мира. Сегодня это мощное, динамично развивающееся производство, способное выпускать технику с выдающимися характеристиками. Каждый 3-й вертолет России сделан в столице Бурятии. Машины семейства Ми-8/171 эксплуатируются в 40 странах мира.
За последнюю пятилетку количество выпускаемых винтокрылых машин увеличилось вдвое. Объемы продаж техники, запчастей и услуг возросли в 4 раза. Уникальные технологии, накопленные в прошлом, когда на У-УАЗ собирали военные и гражданские самолеты, используются при производстве вертолетов.
С предприятием охотно работают российские и иностранные партнеры. Улан-Удэнский авиационный завод часто работает под заказ, оперативно изготавливая геликоптеры с теми характеристиками и комплектуя тем оборудованием, которые указывают заказчики. Другим компаниям требуется несколько лет, чтобы переориентировать производство под конкретную модификацию. Учет пожеланий клиентов и отменное качество стали фирменным знаком У-УАЗ.
Продукция
За 77-летнюю историю Улан-Удэнский авиационный завод сделал свыше 8000 аппаратов. Это единственное профильное предприятие страны, на котором выпускали как самолеты, так и вертолеты. Войдя в 2007 году в состав объединенного холдинга «Русские вертолеты», У-УАЗ сконцентрировался на сборке лучших российских геликоптеров – моделей Ми-8/171.
На данный момент Улан-Удэнский авиационный завод производит следующие модификации Ми-8/171:
- военно-транспортные;
- пассажирские;
- медицинские;
- многоцелевые;
- противопожарные;
- поисково-спасательные;
- в VIP-исполнении.
Модернизация
Улан-Удэнский авиационный завод продолжает совершенствовать производственно-техническую базу. Одним из центральных проектов, который затронет техническое перевооружение, является последняя модификация семейства Ми-8/17 – вертолет Ми-171А2.
Также модернизация коснется участка механообработки деталей систем управления. Завод получит станки с ЧПУ, контрольно-измерительные системы, вспомогательное оборудование. В 2015 г. для оптимизации серийного выпуска Ми-171А2 на У-УАЗ поставили 20 станков. Готовятся к эксплуатации 10 универсальных комплексов для изготовления и доработки специального техоснащения, а также четыре обрабатывающих центра.
Затронуло обновление и заготовительно-штамповочное производство: в 2015 г. заработал раскройный комплекс. Руководство планирует на 80 % обновить станочный парк. Будет закупаться исключительно автоматизированное обрабатывающее оборудование, не требующее ручного управления.
Сейчас У-УАЗ готовится к созданию отдельного покрасочного корпуса. Участки будут укомплектованы компьютеризированными окрасочно-сушильными камерами, в которых за контролем параметров будет следить специальная программа. Кроме того, в скором времени завод должен получить три автоматических линии для производства защитных покрытий.
Кадровая политика
Завод привлекает новых работников доминирующим положением в вертолетостроительной отрасли России и серьезными перспективами развития. Кроме того, У-УАЗ не проводил сокращений персонала. Администрация в полном объеме и без задержек выплачивает всем работникам заработную плату и даже увеличивает ее.
Работники У-УАЗ обеспечиваются расширенным социальным пакетом. Он включает обязательные социальные и страховые выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск, оказание материальной помощи, возможность обучения за счет предприятия, различные доплаты молодым рабочим и специалистам, выдачу беспроцентных ссуд, лечение в заводском профилактории и многое другое.
Сибирская закалка
Последние годы страны Европы столкнулись с небывалыми морозами под -30°С, которые также сопровождались мощными снегопадами. Холода и осадки парализовали жизнедеятельность многих европейских государств, осложнив работу аварийно-спасательных служб. Авиационные власти Евросоюза из-за морозов ограничивали полеты вертолетов - фактически основных средств спасения людей в таких экстремальных условиях.
Вертолётный парк ЕС состоит из машин нероссийского производства. Тем не менее ряд европейских государств предпочел продукцию холдинга «Вертолеты России», в том числе вертолеты Ми-171, которые могут эффективно применяться в условиях сильного холода и обледенения.