Сезар Франк: биография, фото и интересные факты
Незаурядная, необычная, своеобразная личность во французском и мировом музыкальном искусстве - Сезар Франк. Ромен Роллан вложил в уста своего героя Жан-Кристофа слова восхищения этим человеком. Он считает, что Франк был неземным, святым от музыки, что дало ему возможность и силы пронести через жизнь, несмотря на бесконечные лишения и всеми презираемый труд, ясность терпеливой и трепетной души. А следовательно, и смиренную улыбку, которая добрым светом озаряла его творчество.
Детство
Сезар Франк появился на свет в немецко-бельгийской семье в 1822 году, 10 декабря. Отец будущего композитора принадлежал к старинному роду придворных фламандских живописцев. Возможно, поэтому он рано заметил исключительный талант сына. Но преобладавшая в его характере находчивость финансиста побудила отца эксплуатировать дар маленького Франка ради хорошего заработка.
В восьмилетнем возрасте Сезар поступает в консерваторию города Льежа, которую по классу фортепиано и классу сольфеджио оканчивает с отличием всего за четыре года. В 1835 году будущий органист занимается гармонией у знаменитого профессора музыки Дассуаня.
Отец, пораженный фантастическими достижениями сына, устроил в 1835 году для него несколько концертов в Ахене (родной город матери), Льеже и Брюсселе.
Париж. Первый успех
К концу 1835 года семья перебирается в столицу Франции. Здесь молодой музыкант после двух лет частных занятий у знаменитого профессора А. Рейхи поступает в консерваторию (1837 год). Причем не имеющий гражданства Французской республики Сезар был зачислен в качестве исключения, а вот Ференса Листа по той же причине несколькими годами ранее так и не приняли.
Начиная с 1838 года Сезар Франк каждый год на выпускных испытаниях по классам органа, фортепиано, а также контрапункта получал премию. От конкурса на получение Римской премии музыкант отказался и по принуждению отца возвратился в Бельгию, где долгое время концертировал как органист-виртуоз, реже как пианист.
В это же время появляются первые музыкальные труды Сезара. В 1943 году – Фортепианное трио и чуть позже эскизы к будущей оратории «Руфь».
Переломный год
Своеобразным рубежом для сочинителя оказался значимый и для Пятой республики год – 1848. В этот период Сезар отказывается от концертной деятельности, решая всерьез заняться сочинительством, и женится. Возлюбленная его Фелисите де Муссо - дочь ведущих актеров Театра французской комедии.
Любопытным является факт совпадения дня бракосочетания с началом революции – 22 февраля. Молодоженам даже «повезло» - пришлось перебираться свадебным кортежем через повстанческие баррикады.
Чтобы содержать семью, Сезару приходится давать бесконечные частные уроки. Во многих газетах можно было прочесть его объявление о предложении дать урок теоретической и практической гармонии, а также фортепиано, контрапункта и фуги. Эта изнуряющая, истощающая ежедневная работа преследовала его до конца жизни в буквальном смысле слова. Направляясь к очередному ученику, композитор, обходя омнибус, получил удар, от которого впоследствии и умер.
Фламандский темперамент
Скорее всего, именно он давал тот наивный оптимизм и доброжелательность, которые вызывали бесконечные симпатии его современников и даже потомков. Все жизненные невзгоды, выпадавшие на его долю, не смогли поколебать духовные силы Сезара. Пешую ходьбу к своим ученикам композитор считал полезной и восстанавливающей здоровье, равнодушие зала при исполнении своих творений он почитал за радушный прием. Композитор умел радоваться и получать удовольствие от любого, даже неприятного события.
Сезар Франк (биография его - тому подтверждение) был точен, ответственен, великодушен и спокойно суров, невзирая на то, что каждый его день был монотонен: в половине пятого композитор вставал, затем два часа «работал на себя» (так он называл время творчества), к семи часам шел уже на первый урок. Дома Франк оказывался только лишь к ужину. И если после него не было запланировано занятий, то снова посвящал время своим сочинениям. Такую самоотверженную деятельность не ради материальных богатств, а ради дела своей жизни, преданности призванию и высшему мастерству соратники и друзья композитора называли подвигом.
Совершенство не знает границ
Спустя пару лет Франк, не послушав отца, снова отправляется в столицу Франции. Здесь он заканчивает «Что слышно на горе» - симфоническую поэму по мотивам произведений В. Гюго, и берется за масштабную работу над оперой, которую назвал «Слуга напрокат».
В 1853 году Франк Сезар принят органистом в церковь Сен-Жан-Сен-Франсуа дю Маре. Начинается период совершенствования. Композитор сутками напролет повышает исполнительское мастерство, а именно технику органной импровизации и педалей.
В начале последнего месяца 1859 года его усилия были вознаграждены: церковь Святой Клотильды доверила ему сыграть на новом, лишь только законченном органе работы прославленного Аристида Кавайе-Колля. За этим инструментом Сезар Франк проработал до конца своих дней.
Французское гражданство
В 1871 году Франку предложили принять руководство классом органа, который покинул Франсуа Бенуа. Единственным условием было французское гражданство, которое Сезар и принял. В середине зимы 1872 года Франк стал официальным руководителем класса – профессором органа, чем заложил многолетнюю традицию, позже названную «великой традицией». А так как консерватория в первую очередь ориентировалась на оперу, то класс Франка стал классом композиторов. В нем с удовольствием обучались не только ученики, зачисленные в учебное заведение, но и вольные слушатели, которые принимали новые взгляды на обучение, основанные на принципах творчества Бетховена и Баха.
Среди воспитанников Сезара много органистов с мировой известностью, в том числе Ги Ропарц, Эрнест Шоссон, Венсан д’Энди и др.
Признание
Слишком поздно оно пришло к творцу. Только лишь в 1885 году знаменитый композитор и органист получил награду от ордена Почетного легиона, а через год был назначен президентом Национального музыкального общества.
Мировое же признание пришло только после смерти композитора. И сегодня музыка Сезара Франка вызывает трепетное волнение души.
Великое наследие
Начиная с 1874-го множество произведений различных форм и жанров создал Сезар Франк. Фуга с вариациями, многочисленные оратории, фортепианные сочинения, органные, камерные ансамбли и др.
Студенческие годы ознаменовались несколькими циклами вариаций для фортепиано. Искусствоведы считают, что они не представляют особого интереса как музыкальные произведения, но демонстрируют удивительное разнообразие технических приемов игры на фортепиано.
В этот же период появляются Большие сонаты и Первая симфония для большого оркестра. Судя по биографическим записям, исполнена она была в Орлеане не позже 1841 года.
Первые серьезные произведения - три концертных трио (для фортепиано, виолончели и скрипки), были написаны в 1842 и 1843 годах. Официально они считаются «первым опусом» композитора. Лист, который был дружен с Франком, оказался приятно удивлён цельностью последней части трио и яростно убеждал молодого композитора издать ее как единое, законченное произведение. Кстати, Ференц Лист часто оказывал Сезару поддержку, помогая издаваться.
Крупным произведением, первым получившим высокую оценку профессионалов, стала оратория «Руфь».
В начале 50-х годов из-под пера композитора выходит «Батрак с фермы» (комическая опера) и «Вавилонская башня» (оратория).
В 1869 году Сезар создал лучшее из своих произведений, как считают искусствоведы, - ораторию в восьми частях для хора, оркестра и солистов «Заповеди блаженства».
Сезар Франк «Панис Ангеликус» написал в 1872 году. Это церковная музыка, положенная на слова молитвы Фомы Аквинского. «Ангельский хлеб» (для оркестра, тенора и хора) задумывался как часть церковной мессы. Однако он стал так популярен, что очень быстро стал восприниматься как самостоятельная пьеса. Мелодия, написанная Сезаром, принесла молитве, которая жила уже более 600 лет, всемирную известность.
«Шесть пьес»
Это были первые значительные произведения творца. Два года, с 1860 по 1862-й, создавал их Сезар Франк. Прелюдия, фуга и вариация - законченные самостоятельные произведения. Для них композитор выбрал модель барочного триптиха, плавно переходящего в романтическую балладу.
Плодотворные восьмидесятые
С конца 1879 года и по 1886 год композитор много писал. Так был создан квинтет для фортепиано. Под влиянием Г. Берлиоза и романтизма увидела свет симфоническая поэма «Проклятый охотник». Далее «Джинны» (для фортепиано с оркестром), хорал, симфонические вариации для фортепиано с оркестром. Чуть позже прелюдию и арию пишет для фортепиано с оркестром Сезар Франк. Соната для скрипки и фортепиано была создана в 1886 году и в рукописном виде преподнесена свадебным подарком грандиозному скрипачу Э. Изаи. После спонтанной репетиции Эжен сыграл ее на торжестве и не расставался с этим великим творением до конца жизни.
Недоброжелательно восприняла публика исполненную Обществом концертов консерватории в 1889 году только что законченную симфонию ре минор. Но продолжал работать, ибо твердо был уверен в успехе своего произведения Сезар Франк. Симфония ре минор стала не только крупнейшим после знаменитых сочинений Берлиоза симфоническим произведением, но и лучшим во второй половине XIX века.
За ней были написаны три органных хорала. Они признаны образом вариационной техники композитора.
Величайший в своем роде
Значение деятельности Сезара трудно переоценить. Он создал собственную школу, что способствовало кардинальным переменам во французской музыкальной традиции. Его произведения дают четко понять, что национальный дух – это не только опера, и что во Франции тоже есть достойные композиторы, создающие симфоническую музыку, соответствующую высокому европейскому классу.
Сезар Франк (прелюдия, фуга, написанные им для оркестра, дают это понять) поднял данный жанр на уровень произведений Баха. Как и фортепьянные жанры. Два больших его цикла для этого инструмента искусствоведы ставят в один ряд со знаменитыми сонатами Бетховена.
Выдающиеся музыканты, современники и ученики Франка считали его выдающимся педагогом. К мнению творца музыки прислушивались Э. Шоссон, Г. Ропарц, Ж. Бизе, А. Дюпак, П. Дюк, Э. Шабрие и др. Бесконечно уважал Сезара Дебюсси.
До сих пор особенным образом выделяется хроматическое письмо композитора, свободное и легкое использование им нонаккордов, выразительность его модуляций, новизна циклических форм. Изучение гармонического языка Сезара дало возможность будущим композиторам преодолеть шаблоны.
Любопытно
Многое из созданного Сезаром так и осталось в рукописном варианте. Но каждое сочинение чем-то интересно. Например, «Что слышно на горе» считается первым образцом симфонической поэмы, имеющей четкую хронологическую линию. Кстати, по этому же сюжету В. Гюго Ференц Лист позже тоже написал произведение.