Красота души: цитаты и стихи великих людей

Что такое красота? О том, что скрывается под этим понятием, ведутся бесконечные споры с начала сотворения мира. Оскар Уайлд говорил, что у красоты столько значений, сколько и настроений у человека. Но это о видимом, о вершине прекрасного айсберга. А то, что скрывается под темной толщей воды - красота души человека. О ней ведется еще больше прений. Об этом мы и поговорим.

Суть мира

Существует мнение, что в наше время всё меньше говорят о духовности, о том, что такое истинная красота души, и всё больше обращают внимание на внешнее, на то, что можно увидеть, пощупать, купить или продать. Так ли это? Возможно, это правда. Но с другой стороны, суть мира не меняется. Всегда были и будут богатые и бедные, правда и ложь, искренность и лицемерие, любовь и ненависть, черное и белое. Всё есть. Суть не меняется, на свет появляются только новые средства. А значит, и разговор о том, что такое красота души, не теряет своей актуальности. И самое время вспомнить слова гениальных писателей, поэтов, великих философов, религиозных деятелей и многих других.

Где живёт душа?

У каждого человека есть душа. С этим утверждением трудно не согласиться. Никто и не пытается. Единственное, о чём до сих пор спорят – где она обитает, в какой части тела и продолжает ли жить после смерти телесной.

С одной стороны, с научной точки зрения, это очень интересные вопросы. А с другой – так ли это на самом деле важно, где? Она может быть и в солнечном сплетении, и в сердце, и в голове. Главное одно – она истинна, уникальна и неповторима, как рисунок на кончике пальца. Бразильский писатель Пауло Коэльо утверждает, что каждый из нас – это не тело, наделенное душой, а душа, часть которой видна и называется телом.

О том, что дух первичен, рассуждал и выдающийся ливанский прозаик и философ Джебран Халиль Джебран. Он писал, что красота души подобна невидимому корню, уходящему вглубь земли, но питающему цветок, дающему ему цвет и аромат.

Древнегреческие философы

Начиная с Аристотеля, многие философы утверждали, что красота – это двоякое понятие. Существует красота тела и красота души. Под первым понимают пропорциональность частей, привлекательность, грациозность. Всё тот же Аристотель говорил, что такую красоту понимает и ценит простой народ, который привык воспринимать и ощущать мир лишь пятью основными чувствами. Тот, кто восхищается такой красотой, «лишь малым отличается от животных», полагающихся только на свои инстинкты.

Иначе дело обстоит с внутренним миром человека. Там действуют иные законы, а значит, и всё, что случается среди его необъятных широт, улавливается иными чувствами. Платон утверждал, что красота души осязаема только людьми добродетельными, ибо прекрасное и дурное не могут сосуществовать, одно другое исключает.

Вторит ему и наш современник – Пауло Коэльо, который говорит, что если человек способен замечать прекрасное, то только потому, что он носит это внутри. Мир – зеркало, отражающее наше истинное.

Красота души: цитаты писателей и поэтов

О том, что красота и душа – это понятия идентичные, говорили не только древнегреческие философы. Об этом писали классики мировой литературы и продолжают обсуждать наши с вами современники. Приведем несколько примеров. Немецкий поэт и драматург XVIII века Готхольд Эфраим Лессинг был убежден, что даже самое невзрачное тело преображается благодаря духовной красоте. И наоборот, нищета духа кладет на «самое великолепное сложение» какой-то особый, неподдающийся описанию отпечаток и вызывает непонятное отвращение.

Век спустя, русский поэт и прозаик В. Я. Брюсов говорил об этом же, но другими словами: «После смерти душа человека продолжает жить своей невидимой и ускользающей от нас жизнью. Но если кто-то из нас был поэтом, художником или архитектором, то после гибели тела красота его души живет и на небе, и на земле, запечатленная в форму слова, цвета или камня».

А русский философ И. А. Ильин пытался постигнуть еще одну тайну – что есть красота русской души. Он сравнивал её с русской песней, в которой необъяснимым образом сливаются воедино и «человеческое страдание, и глубочайшая молитва, и сладостная любовь, и великое утешение».

Стихи о красоте души

О том что у красоты есть две обратные стороны, пишут и поэты. Одним из самых замечательных стихотворений на эту тему является произведение Эдуарда Асадова «Две красоты». Автор, серьезно и шутя одновременно, отмечает, что две красоты редко оказываются в одном месте. Как правило, одно другому мешает. Но люди зачастую этого не замечают и долго остаются «близоруки» к красоте душевной. И только тогда, когда её антипод «порядочно и крепко насолит», «смущаясь» начинают задумываться об истинном.

В конце стихотворения поэт приходит к одному выводу – к концу жизни две красоты всегда меняются. Одна старится, дряхлеет, поддаваясь безжалостному влиянию времени. А другая - красота души - остается прежней. Она не знает, что такое морщины, возраст и не умеет подсчитывать года. Всё что ей остается – ярко гореть и улыбаться.

Другие поэты о вечном

Сожалеет о бренности красоты земной прекрасный русский поэт Василий Капнист. Он с грустью замечает, что всему на земле дан один срок – мгновенье. Оно исчезает, а вместе с ним канут в бездну и прекрасная Аврора, и метеор, и красота. Но что же может победить смерть? Только дух. Его «сожрать» не в силах ни время, ни могила. И только в нем вечен цвет красы.

Воспевает вечную красоту любви, страдания и отречения и талантливый русский поэт-символист Константин Бальмонт. В своем стихотворении «Одна есть в мире красота» он пишет, что и боги Эллады, и голубое море, и водопады, и «тяжелые громады гор», каким бы красивыми ни были, не могут сравниться с красотой души Иисуса Христа, согласившегося на добровольные мучения ради человечества.

Выводы

Так, если на протяжении веков великие умы говорят об одном и том же – о вечности духа и бренности тела, то почему мы продолжаем эту бессмысленную гонку за блеском, великолепием и картинностью? Израильский каббалист Михаэль Лайтман утверждает, что душа рождается вновь и вновь лишь затем, чтобы пережить различные состояния, словно примеряя на себя различные одежды. И только перемеряв все и осознав, что погоня за славой, богатством, внешней красотой и вечной молодостью не несет ничего, кроме пустоты и разочарования, душа обращает свой взор на истинное, заглядывает внутрь себя и ищет ответы на все вопросы только у Бога.

Иными словами, ученый говорит, что культивирование красоты тела – есть не что иное, как необходимый этап развития. Ведь невозможно в школе из первого класса сразу перескочить в десятый и понять, что такое тригонометрия, если всё еще тренируешься писать красиво цифры и буквы в прописи. И, как говорил арабский философ Д. Х. Джебран, наступает момент, когда вы воспринимаете мир не как образ, который бы хотелось видеть, и не как песню, которую бы хотелось слышать, а как образ и песню, которые человек видит и слышит, даже если закрывает глаза и уши.

Комментарии