Лидия Гинзбург: краткая биография и интересные факты
Гинзбург Лидия Яковлевна – серьезный и глубокомысленный литературовед и мемуарист. Ее воспоминания легли в основу многих биографических статей о писателях и поэтах XX века. Ее книги заставляют задуматься и поразмышлять, их философские и психологические звучания затрагивают сердце и разум.
Детство
В далеком 1902 году в семье известного бактериолога родилась Лидия Яковлевна Гинзбург, краткая биография которой берет свое начало в шумном приморском городе.
Одесса с ее бескрайней морской далью и приглушенной городской суетой была родиной будущей мемуаристки. Здесь жили ее родители, брат, дядя, в семье которого она воспитывалась с восьмилетнего возраста после смерти отца.
Юность
В восемнадцать лет девушка окончила среднюю школу, и перед ней стал выбор: какую жизненную дорогу избрать? Чему посвятить свою молодость и дальнейшую жизнь?
Брат, увлекающийся театральным искусством и создавший свой собственный театр миниатюр, пригласил ее играть на своих подмостках. Более года Лидия Гинзбург пробовала себя в амплуа актрисы, выступая вместе с Аркадием Погодиным и Риной Зеленой.
Но мастерство лицедейства было противоестественно флегматичной и уравновешенной натуре молодой Лидии, хотя она и имела необходимые задатки, чтобы стать прославленной актрисой.
Начало научной деятельности
В 1922 году после долгих сомнений и раздумий в Петроград переезжает Лидия Гинзбург, биография и творчество которой отныне обретают новое направление.
Молодая девушка поступает в Институт истории искусств на словесный факультет. Через четыре года, после окончания учебы, руководство оставляет ее в данном учебном заведении и переводит в научные сотрудники.
С 1926 года молодая аспирантка начинает работать над своими первыми научными трудами в сфере литературы и словесности. Ее ранние произведения относятся к “русскому формализму” – обществу изучения теории поэтического языка, а также близки к литературно-художественному авангардизму – экспериментированию с новыми концепциями, максимальному упрощению изображаемого предмета. Планировали даже издать работы Лидии Гинзбург в сборниках "Радикс" и "Ванна Архимеда".
Начинающий научный работник занималась изучением разнообразных эссе, мемуаров, дневников, автобиографий, благодаря чему создала собственную теорию о “промежуточной литературе”, ее важности и влиянии на общественную культуру.
Времена репрессий
Период конца 1920-х – начала 1930-х годов характеризуется жесткими нападками на учения “формальной школы” со стороны властей, а позднее и жестокой травлей приверженцев этой теории.
Поэтому по указу свыше институт, в котором работала Лидия Гинзбург, закрыли, а сама молодая женщина была вынуждена стать обычным преподавателем на рабочем факультете. В 1933 году Лидия Яковлевна даже пережила двухнедельный арест, который, впрочем, не имел серьезных последствий.
Становление творчества
В 1935 году Гинзбург Лидия Яковлевна была принята в Союз писателей, а спустя пять лет защитила докторскую диссертацию при Ленинградском университете с собственной исследовательской работой “Творческий путь Лермонтова”.
Великую Отечественную войну женщина встретила в Ленинграде, пережила страшнейшую в истории блокаду, похоронила мать, умершую от голода.
Все ужасы и кошмары блокады Лидия Гинзбург отразила в своих последующих мемуарах, а также в книгах, основанных на воспоминаниях очевидцев.
Несмотря на возможные личные страхи и переживания, во время оккупации Лидия Яковлевна старалась приносить пользу родине, она работала редактором радиокомитета. Ее воодушевляющие программы и передачи вселяли бодрость и уверенность в изголодавшихся, страдающих людей, были пронизаны духом настоящего патриотизма и любви к родной земле. За невыразимое мужество и отвагу Гинзбург Лидия Яковлевна была удостоена медали “За оборону Ленинграда”. Это произошло летом 1943 года.
Творчество в послевоенный период
Но уже через год после окончания кровавой войны отважная женщина попала под идеологическую чистку как “неблагонадежная”. Из-за этого не смогла устроиться на работу в Ленинградский университет, вынуждена была занять должность доцента кафедры литературы в Петрозаводске. Если бы не смерть Сталина, Лидия Гинзбург могла бы попасть под страшную статью “враг народа” и потерять не только работу или свободу, но и жизнь.
В 1957 году Лидия Яковлевна выпускает монографию о Герцене. С той поры женщина заявила о себе не только как о прогрессивном научном работнике, но и как о глубоко мыслящем филологе Советского Союза, несущем в массы литературное и духовное просвещение.
Позднее Гинзбург издает такие важные по литературоведению труды, как “О психологической прозе”, “О лирике”, “Литература в поиске реальности”, “О старом и новом”.
“Записки блокадного человека”
То страшное время, которое пережили многие в оккупированном городе, отобразила в своем труде Лидия Гинзбург - “Записки блокадного человека”. Идея написать книгу пришла к ней не сразу, а лишь со временем, когда она стала задумываться над тем, что означают для народной памяти те долгие дни блокады Ленинграда.
Произведение основано не на одних воспоминаниях писательницы. Перед тем как отдать книгу издателям, Лидия Гинзбург провела много времени за разговорами с пережившими блокаду людьми, она глубоко размышляла над тем, каким образом необходимо упомянуть о том или ином факте, что следует описать или объяснить непосвященному читателю.
И хотя повествование ведется от лица мужчины с оригинальным именем Эн, сразу становится понятно, что он – условный собирательный образ, и что главным героем этой книги является Женщина с большой буквы.
Женщина, которая смогла вынести голод и холод, которая видела, как умирают ее близкие, и старалась им помочь, которая стояла в длинных очередях за куском хлеба и от которой зависела жизнь всей семьи.
И хотя эта женщина больна и голодна, хотя она почти без сознания плетется домой, она – настоящая победительница в борьбе за жизнь всей родни и всего Отечества.
А те, кто не смог вынести лишений и страданий и мученически погиб, – они тоже победители, так как оставили своим потомкам пример того, как важно бороться и не сдаваться.
О периоде блокады есть много разнообразных книг и произведений, написанных как очевидцами, так и историками, и политологами. Примечательно, как изобразила в своем труде ощущения и чувства несчастных людей Лидия Гинзбург. “Записки блокадного человека” наполнены горечью и страданиями, голодом и холодом, но никак не страхом. Это потому, что сама отважная женщина, пережившая все на личном опыте, никогда не испытывала ужаса. Она всегда знала, что необходимо держаться и идти вперед, чего бы это ни стоило.
Талантливые, жизненные и правдивые “Записки блокадного человека” были переведены и изданы на многих языках мира.
“Записные книжки”
Еще одним важным произведением, написанным Гинзбург, являются ее “Записные книжки”. Это мемуары и воспоминания о событиях и знакомствах из жизни как самой писательницы, так и окружающих ее людей.
Лидия Яковлевна была близко знакома со многими выдающимися легендарными личностями, такими как Маяковский, Ахматова, Мандельштам. Она обладала острым умом и хорошей наблюдательностью, живым ярким слогом и индивидуальной глубокой манерой описания. Поэтому “Записные книжки” очень интересны и занимательны не только для литературоведов, но и для простых обывателей.
Со страниц воспоминаний Гинзбург можно узнать, какими по-настоящему были знаменитые поэты, композиторы и писатели, в каком они пребывали настроении, что ими двигало в тех или иных случаях…
Подмечая малейшие детали и вникая во всевозможные тонкости, Лидия Яковлевна заставляет читателей посмотреть на знаменитостей со стороны, которая была много лет скрыта от общественности.
В книге содержатся также ее глубокие анализы и размышления над окружающим миром, над литературой и искусством, которые заставляют задуматься над очевидным, увидеть малоприметное, переосмыслить свои взгляды и убеждения.
Практическая мудрость
Вклад, который внесла Гинзбург в отечественную литературу, не ограничивается лишь одними ее мемуарами и воспоминаниями.
Образованная и здравомыслящая, подмечающая мелкие детали и умеющая мгновенно вникнуть в суть дела, остроумная и конкретная – вот какой была замечательная писательница Лидия Яковлевна Гинзбург, цитаты и афоризмы которой до сих пор считаются актуальными и поучительными.
Вот некоторые из них:
- "Ужасно, что быть несчастным легко. Счастье же, как и все прекрасное, дается с трудом".
- "Идеальная старость – естественное и примиренное изживание сил".
- "Человека, вредящего в силу убеждений, можно переубедить; человека, вредящего по личной злобе, можно смягчить. Только вредящий из страха неуязвим и непреклонен".
Смерть писательницы
Старость писательницы была счастливой и уважаемой. Пожилая Лидия Гинзбург, фото и интервью которой появлялись во многих периодических изданиях, книги которой выпускались значительными тиражами и читались взахлеб, умерла в возрасте восьмидесяти восьми лет, окруженная молодыми, очень высоко ценившими ее литераторами.
Талантливая мемуаристка прожила долгую и трудную, но очень осмысленную и благотворную жизнь.