Сочинение-рассуждение на тему "Самовоспитание": план и рекомендации
Школа считается одним из лучших времен в жизни. И это не удивительно – ведь именно здесь ребенок растет и становится взрослым.
Школьная пора полна различных моментов – как печальных, так и веселых. В отдельную категорию стоит отнести выполнение различных работ, которые задают в школе. Одним из самых распространенных заданий является написание сочинений.
Это непростая задача для ребенка или подростка в любом классе. Потому мы постараемся разобрать принципы написания работы, используя сочинение-рассуждение на тему самовоспитания.
Создаем условия работы
Поскольку выбранная нами тема достаточно философская, то ученику не потребуется какой-либо специальной литературы или узких знаний по теме. Для того чтобы написать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание», достаточно лишь уметь рассуждать и грамотно излагать свои мысли.
Кроме того, чтобы работа получилась более наполненной, можно воспользоваться цитатами различных философов, драматургов и литераторов на данную тему. Также если данная тема выбрана в качестве работы для ОГЭ, то ребенку потребуется приводить аргументацию своих слов, а для этого необходимо знать произведения, в которых затрагивается тема самовоспитания.
Такими произведениями могут являться «Обломов» Гончарова, «Война и Мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова и т. д.
Пишем план работы для 5-8 класса
Для того чтобы написать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание», план необходимо составить заранее. Он может состоять из различных пунктов. Если сочинение пишется ребенком 5-8 класса, то оно может иметь достаточно простую структуру:
- Вступление. Этой части мы уделяем примерно 2-4 предложения, в которых задаем основную мысль текста. К примеру: «Самовоспитание – это неотъемлемая часть взросления ребенка, становления его личности. Самовоспитание необходимо для того, чтобы не совершать ошибок под воздействием окружающих факторов».
- Основная часть. Кульминация текста является самой объемной, и здесь задачей ребенка является максимальное раскрытие темы. «Каждый занимается самовоспитанием по-разному. Кто-то составляет себе распорядок дня и четко следует ему, кто-то борется со своими фобиями и страхами, а кто-то просто стремится не совершать ошибок и не идти на сомнительные соблазны».
- Заключение. Данная часть по объему равняется вступлению. Здесь ученик подводит заключение своим словам и делает вывод. «Я считаю, что каждый должен заниматься самовоспитанием. Ведь если не делать этого, в мире будет полнейший хаос».
Но такую простую структуру имеют сочинения только в начальных и средних классах. Для старшеклассников задача стоит несколько иначе.
9 класс
В 9 классе чаще всего пишут сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание». ОГЭ – экзамен, который ждет каждого девятиклассника, потому ученик должен уметь писать сочинение согласно всем критериям ОГЭ.
В данном случае изменения заключаются лишь в необходимости приведения 2 аргументов из текста или литературы. Как тогда будет выглядеть план?
- Вступление. Здесь ребенок выражает основную мысль текста, по которой он пишет сочинение.
- Основная часть. Здесь присутствует личное мнение самого ученика, а также те самые 2 аргумента, которые будут подтверждать слова экзаменуемого.
- Заключение остается таким же – это завершение мыслей и самого сочинения.
10-11 класс
А вот старшеклассникам написать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание» будет намного сложнее, поскольку критериев оценивания в данном случае значительно меньше.
- Для начала ученику необходимо написать краткое вступление по теме. Далее следует определение проблемы текста. Экзаменуемому необходимо выделить основную мысль и проблематику текста и выразить ее своими словами.
- Следующий этап – комментарий к проблеме. Ученик должен теоретически объяснить проблему и максимально описать ее.
- Мнение автора. Этот пункт является достаточно простым, потому что ученику необходимо лишь пересказать позицию автора текста.
- Личная позиция – в этом пункте ребенок должен выразить свое отношение к проблеме.
- Далее идет аргументация – ученик приводит 2 примера, один из которых обязательно должен быть взят из литературы. Второй пример может быть написан по собственному опыту, из истории или СМИ.
- Заключение.
Вот по такому плану необходимо писать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание». Особенности такой работы заключаются в том, что в отличие от планов средних и младших классов, структуре надо следовать четко и не отклоняться от нее.
Давайте разберем несколько пунктов отдельно.
Вступление, проблема и комментарий
Поскольку само вступление и проблематика достаточно близки по смыслу друг к другу, то одно может переходить в другое.
«Что такое воспитание в жизни человека? Достаточно ли того, что в нас закладывают родители? Я думаю, что нет. Существует такая вещь, как самовоспитание, и стать Человеком с большой буквы без этого нельзя. Самовоспитание – непростая задача в жизни каждого человека. В наши дни нравственность общества в целом значительно упала по сравнению с прошлыми десятилетиями, и это является серьезной проблемой для всего человечества».
Вот так просто в 2 предложениях удалось раскрыть три пункта сочинения.
Мнение автора и личная позиция
Сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание» требует не только изложения мнения автора, но и подразумевает высказывание личной позиции самого ученика.
Поскольку с мнением автора все более-менее понятно, обратимся сразу к личному мнению. Что необходимо здесь писать?
Можно пойти достаточно простым путем – опровергнуть мнение автора или согласиться с ним. Если экзаменуемый сможет подобрать верные аргументы и к той, и к другой точке зрения, то он может выбрать любую из них.
Также ученик может пойти другим путем и высказать собственное мнение, которое не является полным согласием с позицией автора, но и не будет являться противопоставлением ей.
Аргументы и заключение
Для того чтобы написать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание» с аргументами, необходимо хорошо знать произведения русской литературы. Потому предшествующий этому пункт так сильно зависит от аргументации. Если вы решились опровергнуть точку зрения автора, то должны уметь грамотно привести аргументы из литературы. К примеру:
«Я считаю самовоспитание неотъемлемой частью становления человека как индивидуальности. Отрицательным примером тому может являться Обломов из одноименного произведения Гончарова. Обломов – полностью безвольный человек, он может сутками лежать на кушетке и ничего не делать, не иметь своего мнения вовсе и даже не пытаться стать чуточку образованнее. Это самый настоящий пример отсутствия самовоспитания».
Вот таким образом пишется сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание». Самое главное в этой работе – составить правильный план работы и стараться максимально следовать ему, тогда все обязательно получится.