Московский мост в Киеве

Московский мост (Киев) – один из четырёх автомобильных мостов столицы Украины, соединяющий два берега Днепра в северной части города. Построен по уникальному проекту архитектора А. В. Добровольского и инженеров Г. Б. Фукса, Е. А. Левинского, Б. М. Гребня, Б. С. Романенко.

Описание

Московский мост (Киев), фото которого завораживает своеобразной лёгкостью и элегантностью, является первым в Советском Союзе вантовым мостом. Это целый комплекс длиной более 9 км, состоящий из подходов к пролётам через Днепр и Десенку, дороги на Трухановом острове, съездов на базу отдыха «Днепровские волны», автостоянки.

Киев (история): Московский мост

Оправившись после разрушительной войны, в 50-60-е годы Киев стремительно разрастался. Настала необходимость возведения новых мостов через Днепр. Река в городской черте широкая, с многочисленными рукавами, отмелями, заводями, притоками. Это осложняло проектирование массивной конструкции.

В 1966 году принят генплан развития столицы Украины, предполагающий строительство как минимум семи крупных мостов. Спустя полвека в Киеве функционируют всего 4 подобных сооружения. Одно из них – Московский мост.

Первый в СССР

Проектные работы начаты были в конце 60-х годов. Перед конструкторами стояла нетривиальная задача возвести пролёты таким образом, чтобы поддерживающие их стойки не мешали судоходству по Днепру. Архитектор Анатолий Добровольский и ведущий инженер, ныне профессор Георгий Фукс, остановились на вантовой конструкции. Она предполагает поддержку пролётов с помощью тросов, что позволяет отказаться от опор в русле реки.

В Советском Союзе подобного опыта строительства не было. Конструкторам пришлось с нуля разрабатывать проект – от внешнего вида, до технологического процесса изготовления и монтажа каждого элемента.

Работы начались в 1971 году и велись круглосуточно, в любую погоду, без перерывов в течение пяти лет. Сегодня сооружение, украсившее Киев, – история. Московский мост, фото которого впечатляет размерами, был сдан 3.12.1976 года. В 1981 авторский коллектив за разработку проекта был удостоен премии Совета Министров СССР.

Характеристики

Московский мост связывает правобережные Подольский и Оболонский районы с левобережным Днепровским (жилыми микрорайонами Воскресенка, Радужный, Троещина). Комплекс состоит из:

  • вантового моста через Днепр (ширина 31,4 м, длина 816 м);
  • моста через речку Десенку (длина 732 м);
  • путепровода, проложенного через проспект Героев Сталинграда (длина 55 м);
  • подъездных путей.

Конструкция

Московский мост (Киев) – сооружение уникальное. Судоходная часть Днепра благодаря однопилоновой вантовой системе свободна от опор, что позволяет беспрепятственно курсировать судам. Один высокий пилон размещён у левого берега. Правобережная часть представляет собой эстакаду с пролетами по 63 метра. Трёхсотметровая стальная балка жёсткости (самая большая в бывшем СССР) в вантовом прогоне поддерживается вантами, сплетёнными из стальных канатов (по 20-40 в каждом ванте). Общая длина канатов – 54,6 км.

Ванты опираются на А-образный пилон высотой 119 метров. Расстояние от проезжей части до свода пилона – 53 метра. В двух ногах-опорах пилона находится по одной монтажной шахте с железными лестницами в 8 пролётов каждая. Они сходятся над сводом тоннеля. Внутри расположено рабочее помещение площадью около 10 м².

Сверху Московский мост украшен скульптурным стилизованным изображением старого герба Киева (скульпторы Б. С. Довгань и Ф. И. Юрьев). С каждой стороны от герба находится по одному балкону.

Нереализованные идеи

Московский мост является высокоэффективным транспортным инженерным сооружением. Однако конструкторы рассматривали несколько проектов, чтобы сделать его не просто функциональным, а с некой изюминкой. В частности, обсуждался вопрос сооружения наверху пилона панорамного ресторана. Подобный объект возведён на вантовом мосту в Праге и весьма популярен у туристов. Впрочем, бывший в то время руководитель УССР Владимир Щербицкий не одобрил идею, мотивируя решение борьбой с пьянством.

Ещё одним проектом было сооружение на вершине пилона эффектной скульптуры – ладьи, в которой находятся князья-основатели Киева. Скульптор Василий Бородай изготовил эскиз, который понравился Брежневу и Щербицкому. Было дано распоряжение установить композицию, однако техническое воплощение идеи оказалось трудноразрешимым. На высшей точке пилона, соответствующей высоте 35-этажного дома, дуют сильные ветра. Конструкция оказалась ненадёжной. Кроме того, на такой высоте скульптурная композиция плохо различима. В итоге ладью установили в парке около Днепра. Она стала символом украинской столицы. А сам пилон украсили медной пластиной с изображением герба Киева.

Автомобильное движение

Перед сдачей Московский мост протестировали на прочность. На полосы движения выехали 150 грузовых автомобилей, гружённых песком. Таким образом была многократно превышена нагрузка, создаваемая транспортом в часы интенсивного движения. Испытания, проводившиеся двое суток, доказали надёжность вантовой конструкции. 5.11.1983 года состоялось открытие троллейбусной линии через мост. Маршрут №29 соединил жилой массив Воскресенка со станцией метро «Петровка».

К началу 2000-х поток автотранспорта значительно возрос. Существовало 3 транспортные полосы с каждой стороны, разграниченные двухметровой разделительной зоной. В 2005 году градостроители решили убрать разделительную зону, заменив её дополнительной реверсивной полосой. Идея оказалась неудачной – аварийность значительно возросла.

С целью минимизации количества ДТП реверсивная полоса в 2007 году была заменена отбойником. Освободившееся пространство и небольшое уменьшение ширины полос позволили увеличить количество транспортных потоков до четырёх в каждом направлении.

Магия имени

Почему мост назвали Московским, не знают даже создатели сооружения. Изначально предполагалось назвать его Северным в соответствии с местом расположения на плане города. Позже его решили назвать в духе времени – имени Дружбы народов. Однако незадолго до приёмки пришло распоряжение дать мосту название Московский.

После обретения независимости не единожды обсуждалась возможность переименования в Северный, Троещинский, либо мост им. Степана Бандеры. В 2015 году Киевская городская государственная администрация провела общественные слушания по поводу переименования объекта в мост им. Георгия Фукса, одного из его конструкторов. Профильная комиссия отклонила инициативу.

Комментарии