Сергей Шерстюк, художник-гиперреалист: биография, личная жизнь, творчество
Искусство – дело невероятно многогранное и разнообразное. Но в нашей стране к данному выводу пришли, увы, не так уж и давно. Длительное время советская диктатура подвергала строгому фильтру любые проявления всего нестандартного и авангардного, и такой творец, как Сергей Шерстюк, испытал это на себе. Кем же он был в нашей истории? Какой след оставил? О чем говорят картины, которые написал Сергей Шерстюк?
Биография в кратких фактах
Творец, авангардист и любитель всего самого нестандартного в искусстве – уроженец советской Москвы. Родился Сергей Александрович Шерстюк в 1951 году в семье уважаемого генерала, и все свои детские годы провел в родном городе.
Позднее, в юности, будущий художник отправляется в Киев, где поступает в Республиканскую художественную школу имени Т.Г. Шевченко. В 1970 году он ее заканчивает и возвращается в Москву, где продолжает обучение уже в МГУ на факультете теории и истории искусств.
Высшее образование Сергей Шестюк получил в 1979 году и буквально год спустя стал членом объединения молодых художников. 80-е годы для творца стали сложным периодом. Его стиль не был востребован в родной стране, более того, он подвергался критике.
Только в 90-е российская публика по-настоящему узнала и поняла, кто такой Сергей Шерстюк. Картины художника стали появляться на выставках, о нем заговорила пресса и появились, можно сказать, первые отечественные поклонники.
Становление личности
Говоря современным языком, Сергей Шерстюк в юные годы был представителем «золотой молодежи». Родительская квартира на Тверской, высокое звание отца, первоклассное образование и полная свобода действий – все, о чем только могло мечтать подрастающее поколение 70-х годов.
В большинстве случаев подростки, живущие в подобных условиях, так и оставались на содержании своих родителей, ничего не добившись самостоятельно, но не Сергей Шерстюк. Биография будущего художника – можно сказать нонсенс, так как он стал одним из немногих, кто умело воспользовался возможностями родителей и даже приумножил их.
Юный Сергей впитал в себя менталитет двух крупных городов – Киева и Москвы. Он познакомился с людьми различных классов, сумел вдохновиться красотами этих столиц и умело изложил это в своем искусстве. С тех пор, как художник вернулся в родной город, можно сказать, он стал настоящим творцом.
Деятельность в 80-е годы
В 1980 году Сергей Александрович Шерстюк становится членом объединения молодых художников МОСХа. Его ранние работы представляются на многочисленных выставках в России, однако находят слишком мало поклонников среди отечественной публики.
По этой причине холсты начинающего гиперреалиста (именно в таком жанре писал свои работы Шерстюк) отправляются на европейские просторы. Зарубежная публика восприняла российского молодого творца весьма тепло, его работам были посвящены целые мероприятия, а в дальнейшем самые знаменитые из них отправились в мировые музеи.
Так молодой и невероятно талантливый художник-гиперреалист Сергей Александрович Шерстюк стал известен всему свету. Его работы были признаны одними из лучших в сфере современного искусства.
Новая волна вдохновения
Если ранние холсты Шерстюка можно смело занести в раздел гиперреализма, то с наступлением 90-х годов они стали тяготеть к метафизике, стали более необычными и загадочными. Поменялась стилистика, тематика картин, они приобрели более глубокий смысл, в них зародилась некая тайна, но при всем этом сохранились яркие краски.
Стоит отметить, что Сергей Шерстюк – художник, который мог найти вдохновение во всем, что его окружало. Вероятнее всего причиной смены стилистики стала перестройка, а также его личная жизнь (об этом позднее).
Если говорить о перестройке, то именно благодаря этому событию отечественного художника стали замечать на родине, стали им интересоваться и восхищаться. Картины Сергея начали появляться на российских выставках современного искусства, о них заговорила пресса и путеводители для искусствоведов.
Гиперреализм в живописи
Что же, настало время детально рассмотреть холсты Сергея, разгадать их тайный смысл и понять философию. Да, насчет последнего стоит сказать, что именно философией, скрытым символизмом и бесконечными зашифрованными знаками пропитаны все его работы.
В большинстве случаев рисовал Шерстюк натюрморты. На них были изображены крайне простые и обыденные вещи – яблоки, груши, персики, прочие фрукты. В этих изображениях творец зашифровывал некий абстрактный смысл. Деление фрукта могло символизировать мужское и женское начало. Если предмет многократно повторялся как под копирку и при этом уходил в перспективу – значит автор пытался показать, насколько однообразно и скучно современное общество.
Подобным образом Сергей Шерстюк выражал проблемы и вопросы, которые были ключевыми для людей. Он не кричал об этом, а тонко намекал, будучи уверенным в том, что тем, кому это надо, обязательно разберутся в данном вопросе.
В какие музеи попали холсты творца?
Из-за того, что длительное время советская Россия не признавала гения в области гиперреализма, его работы не закрепились в отечественных музеях. Однако европейские и американские галереи сочли за честь разместить на своих стенах холсты российского художника.
Работы, которые написал Сергей Шерстюк, находятся в музее штата Оклахома в США, в аналогичном заведении в Бельгии в городе Антверпене, а также во Флориде.
С недавних пор картины художника появились в Московском музее современного искусства. Многие из работ Сергея являются достоянием частных коллекций богатых семей Европы и Америки.
Книга, которую написал художник
На протяжении всей своей сознательной жизни Сергей Шерстюк имел обыкновение вести дневник. В нем он излагал главным образом свои переживания, впечатления и мысли, которые касались как его лично, так и российского народа в целом. В дальнейшем его мемуары были собраны в единое сочинение, которое получило название «Украденная книга».
Прочитав это произведение, невольно задумываешься о проблемах, которые не обсуждаются в обществе, хотя тревожат его на самом деле. Кроме того, стиль изложения – это некий микс из авангарда и «российского империализма», которым буквально пропитан весь дневник художника.
Голгофа на Тверской
"Человека, которого действительно можно назвать русским, встретить нелегко. Русских остались единицы. Москва совсем нерусская», - именно в этих строках, которые взяты из дневника художника, заключается большая часть того, что он хотел передать нам. Шерстюка, главным образом, интересовал вопрос единства и уникальности его родной страны.
Делая очередную запись в своем дневнике, он опирался на идеи, которые были безнадежно потеряны вместе с Российской Империей. Он полагал, что именно в тот период наша страна была настоящей во всех смыслах слова, самобытной и уникальной. Он писал, что скучает по тем временам, которые ему не пришлось пережить, что жалеет о том, в каком времени живет, и что надеется на воскрешение России истинной.
День счастья
Многие прекрасно знают, что Сергей Шерстюк – муж Елены Майоровой, российской актрисы театра и кино. Они познакомились 8 июня 1985 года, и с того самого момента отмечали эту дату как день своего счастья.
Художник неоднократно заявлял, что в глазах у друзей они были самой беззаботной и забавной парочкой. Им было легко и очень хорошо вместе, они никогда не считали денег и не беспокоились о бытовых проблемах.
Два творческих человека, которые влюбились друг в друга буквально с первого взгляда и оставались верными до конца жизни. В счастливом браке Сергей и Елена прожили 12 лет и 75 дней, и как оказалось, не смогли обойтись друг без друга. В 1997 году актриса ушла из жизни в результате трагического случая. Вскорости ушел из жизни и ее супруг.
Эту тайну так и не раскрыли
Будучи в браке Елена Майорова неоднократно впадала в депрессию. Бог не давал семье ребенка, и по этой причине актриса считала себя ущербной, полагала, что это ее кара и крест за какие-то злые деяния. Однако любовь к мужу давала ей возможность радоваться жизни и продолжать творить.
На протяжении всех 12-ти лет брака, несмотря на моменты грусти и уныния, публика видела Елену всегда радостной, улыбчивой и лучистой. Но 23 августа 1997 года произошла странная и можно сказать мистическая трагедия, унесшая не только жизнь актрисы, но и, впоследствии, ее супруга. Елена выбежала на улицу из подъезда вся в огне, на ней догорала одежда, оставляя позади лишь сажу. Она скоропостижно скончалась, так и не дождавшись помощи от прохожих.
Сергей Шерстюк – муж Елены Майоровой - был уверен, что все это произошло по нелепой случайности (случайно облилась керосином, который наливала в лампу, и закурила). Некоторые полагали, что Майорова совершила самоубийство, но почему тогда она выбежала на улицу просить помощи у людей? Эту загадку актриса забрала с собой в могилу, оставив своего супруга доживать последние, наиболее горестные дни на Земле.
От чего умер Сергей Шерстюк?
Как оказалось, от любви погибают. Спустя 9 месяцев после трагической смерти Елены скончался ее супруг – художник Сергей Шерстюк. Официальный диагноз, который был указан в заключении – злокачественная опухоль, которая эволюционировала слишком быстро.
Но все друзья и знакомые Сергея знают, что причиной гибели была бесконечная тоска и горе, которые пришли к нему на смену жене. Последние месяцы жизни художник провел в глубочайшей депрессии. Он жил только воспоминаниями об утраченном счастье, его уже ничего не вдохновляло.
Однако Сергей находил в себе силы творить, писать новые картины и даже организовывать выставки. Он выходил в свет, но был там будто не от мира сего. Друзья утверждали, что он словно проваливался в иную реальность, выныривая оттуда лишь для того, чтобы дать интервью или ответить на вопросы почитателей его творчества.
Талантливый и неординарный художник скончался 23 мая 1998 года в Москве, ровно 9 месяцев спустя после того, как погибла его любимая и единственная жена.