Почтовый вагон: описание. Перевозка почтовых отправлений. Почта России - обработка и доставка корреспонденции

Почта – важнейший атрибут коммуникации, объединяющий людей всех стран и народов. Гонцы доставляли важные сообщения ещё во времена фараонов. С тех пор способы доставки корреспонденции постоянно совершенствовались. Отправка почтовым вагоном писем и посылок фактически начала осуществляться с момента постройки первых железнодорожных линий.

Историческая справка

Отправка сообщений конными посыльными практиковалась с древних времён. В XV веке с популяризацией почтовых отправлений объём корреспонденций значительно возрос, в результате появились первые почтовые повозки. Век спустя неказистые телеги и сани были заменены высокотехнологичными крытыми каретами, оборудованными амортизаторами, фонарями и прочими атрибутами технического прогресса.

Ближайшим аналогом почтового вагона являются «конки» – конные экипажи, передвигавшиеся по рельсам. Они начали использоваться в начале XIX века и были весьма распространены, особенно в Великобритании и других европейских странах.

От лошадиной тяги к паровой

В 1825 году английский инженер-изобретатель Джордж Стефенсон построил первую экспериментальную железную дорогу между городками Дарлингтон и Стоктон-он-Тис, по которой курсировала «паровая тележка» его же конструкции. Вторая железнодорожная ветка между Манчестером и Ливерпулем запущена в эксплуатацию в 1830 году. На этой линии начал курсировать паровоз, транспортировавший пассажирский и багажный вагон, в котором, помимо прочего, доставляли сообщения.

Британцы смекнули, что данный вид транспорта поможет ускорить доставку корреспонденции. Вначале почтовые кареты просто грузили на специальные платформы. Однако процесс погрузки/разгрузки требовал много времени. 6.01.1838 года на линию Лондон-Бирмингем выехал первый в истории специализированный почтовый вагон. С сентября этого же года письма и посылки начали сортировать в пути, это позволило значительно сократить время между отправлением сообщения и его получением.

Мировой опыт

Учитывая, что железнодорожный транспорт мало зависим от капризов погоды, достаточно быстр и придерживается строгого расписания, постепенно он стал основным способом доставки сообщений. После Англии почтовый вагон начал использоваться во многих передовых странах:

  • Бельгия (1841);
  • Германия (1848);
  • Франция (1848);
  • Россия (1861);
  • США (1864).

Российская империя

1837-й стал годом рождения общественного железнодорожного транспорта в России. На 27-километровом участке «Петербург – Царское село – Павловск» курсировали паровозы повышенной мощности, перевозившие до 300 пассажиров. Учитывая британский опыт, почтовый департамент заключил договор с Царскосельской ж/д на транспортировку корреспонденции. Посылки загружались в багажный вагон, бандероли и письма доставлялись курьерами.

Первый специально спроектированный почтовый вагон РЖД, позволявший на ходу обрабатывать корреспонденцию, начал работу в 1861 году. До этого способы доставки были «разношёрстными»: перевозка тюков в грузовых и немного переделанных пассажирских вагонах, транспортировка карет на грузовых платформах, курьерами и т.д.

В 1869 году было сформировано железнодорожное Управление перевозки почты. К этому времени сообщения и посылки перевозились по 35 ж/д линиям, в том числе за границу. К концу 1903 года в России эксплуатировалось почти 600 почтовых вагонов.

СССР

Страна Советов ускоренными темпами начала строительство новых железнодорожных веток. Появились скоростные локомотивы нового поколения: тепловозы и электровозы. На узловых линиях начали создаваться крупные прижелезнодорожные почтампы. Почтовый вагон стал базовым, наиболее надёжным транспортным средством доставки писем.

С 1962 года начали курсировать почтово-багажные поезда, включавшие до 12 почтовых и до 8 багажных вагонов. Любой из сегментов состава можно было легко отстыковать и прицепить к другому составу. Впоследствии до железным дорогам страны передвигались 23 подобных поезда, а количество почтовых вагонов приближалось к 900 единиц. На корреспонденцию, обрабатываемую по ходу следования, ставился специальный штемпель – «ПВ».

Россия

В XXI веке по-прежнему осуществляется доставка «Почтой России» корреспонденции посредством железнодорожного транспорта. Однако объёмы отправлений значительно снизились. Если в последний год существования СССР действовало 1319 почтовых вагонов, то к 2007 году в строю оставалось 1079 единиц. Сегодня их вдвое меньше.

Однако нельзя говорить о закате железнодорожной почты. Во многих регионах ж/д транспорт – самый надёжный (нередко единственный) способ коммуникации. В 2005 году петербургский завод «Вагонмаш» сконструировал новый почтовый вагон модификации 61-531. В нём созданы комфортные условия для служащих, есть телевизор, микроволновая печь, кондиционер, телефонная связь. Эффективная система пожаротушения позволит сохранить ценный груз.

Современная автоматизированная система сортировки позволяет обрабатывать отправления всего двум сотрудникам, вместо шести. В результате увеличилось полезное пространство, грузоподъёмность вагона повысилась до 22 тонн. Основным способом транспортировки станет многооборотная тара, загружаемая в контейнеры.

С 2009 года доставка «Почтой России» осуществляется, в том числе, новыми вагонами Торжокского завода. Модель 61-906 предназначена для доставки корреспонденции в контейнерах. Технические характеристики:

  • Допустимая скорость: 160 км/час.
  • Грузоподъёмность: 22 т.
  • Число сотрудников: 4.
  • Количество дверей для погрузки: 4.

Вагон оборудован системами кондиционирования, отопления, вентиляции.

Эволюция

Первые модели почтовых вагонов были несовершенными. Короткие и узкие, они предоставляли мало пространства для персонала и корреспонденции. Постепенно конструкция совершенствовалась. В Англии изобрели приспособления, позволявшие быстро, на ходу загружать мешки с посылками и письмами. Со временем были оборудованы помещения, где служащие могли обрабатывать и сортировать сообщения, купе для отдыха и приёма пищи. В некоторых моделях были комфортабельные купе для высокого начальства.

Интересно шло развитие почтовых вагонов в США, курсировавших по «Дикому Западу». В связи с частыми нападениями бандитов, они постепенно укреплялись, пока не превратились в крепости на колёсах. Сопровождение почтового вагона осуществлялось вооружённым персоналом. Корпус был бронированным, по периметру располагались амбразуры для стрельбы, на открытой местности магниевые факелы освещали территорию на несколько километров.

Современный почтовый вагон – сложный комплекс, в котором обрабатывают отправления любых типов. Он позволяет осуществлять приём, хранение, сортировку и транспортировку по железной дороге контейнеров и мешков с бандеролями, письмами, посылками, телеграммами и прочими типами сообщений.

Типы вагонов

За полуторавековую историю были разработаны различные конструкции почтовых вагонов:

  • курьерские;
  • почтово-складские;
  • почтово-сортировочные;
  • передвижные вагоны управления;
  • общего пользования;
  • тормозные.

Перспективы

В развитых странах почтовый оборот с помощью ж/д транспорта снижается. По скорости он уступает авиации, а по мобильности – автотранспорту. Однако благодаря высокой грузоподъёмности и возможности обрабатывать отправления на ходу, данный тип доставки сохраняет свою актуальность.

Одной из первых стран, где почтовые вагоны перестали использоваться, стали США. До 40-х годов железнодорожный транспорт перевозил порядка 300 тонн посылок, писем, бандеролей. Существовало свыше 9000 маршрутов. Раньше именно транспортировка корреспонденции приносила ж/д компаниям основной доход и покрывала убытки от перевозки людей. К 1950 году в результате изменения политики Почтовой службы США количество линий сократилось до 794-х. А в 1962 сохранялось только 262 маршрута между крупными городами.

В 1967 г. Почтовая служба отменила перевозку отправлений по железной дороге. Аннулирование выгодных контрактов привело к финансовым проблемам ж/д компаний, были закрыты многие пассажирские маршруты. Последний раз почтовый вагон в США проехал по маршруту Нью-Йорк – Вашингтон 30.06.1977 года.

В Великобритании подавляющее большинство почтовых отправлений осуществлялось железнодорожным транспортом. В 90-х годах произошла приватизация государственной компании Royal Mail, структура перевозок изменилась. В 2003 г. предприятие решило приостановить доставку почты поездами, однако позже часть маршрутов была восстановлена. Также в стране действуют частные компании, контролирующие часть рынка.

На обширном азиатском пространстве почтовые поезда остаются популярным способом доставки корреспонденции. Например, в 2016 году по маршруту Пекин – Москва в дополнение к багажным вагонам международных скорых пассажирских маршрутов пущен регулярный поезд, состоящий исключительно из почтовых вагонов. Китай намерен наращивать транспортировку писем и посылок по маршруту «Новый шёлковый путь» с продлением маршрутов до крупнейших городов Европы.

Комментарии