Трактор МТЗ-82: общие сведения и история создания

В последнее время значимость сельского хозяйства для экономики многих стран всё выше, поэтому и технический прогресс не стоит на месте.

В данной статье обсудим трактор МТЗ-82, рассмотрим его характеристики и назначение, углубимся в историю создания и рассмотрим основные модификации.

История создания

Разработка тракторов модификации 80/82 началась ещё в далёком 1970 году. Постановление Совета Министров СССР номер 606 было направлено на создание пропашного универсального колёсного трактора с мощностью двигателя 75-80 л. с. и тяговым классом 1.4.

Чтобы ускорить процесс воссоздания модели и сократить затраты на производство, было принято решение о модернизации более старой выпускаемой модели трактора МТЗ 50/52.

Кабина трактора МТЗ 50/52 была существенно изменена, также был заменён старый двигатель на новый, более мощный.

Трактор МТЗ-82 прошёл первые испытания в 1972 году, которые завершились успехом. Большим плюсом новой модели являлась максимальная скорость, которая равнялась 33,2 км/ч, что способствовало облегчению транспортных работ. Количество рабочих агрегатов, с которыми комбинировался трактор, также увеличилось до 230.

Серийно трактор "Беларусь" МТЗ-82 начали выпускать в 1974 году, а спустя год вышел гусеничный вариант с маркой Т-70.

Двигатель

Двигатели, используемые на новых тракторах, имели отличную мощность 75-80 л. с. и были недорогими в обслуживании, поэтому хорошо себя зарекомендовали. Объём составлял 4,75 литра.

Двигатель марки Д-240 - первая модель, которая устанавливалась на тракторы МТЗ-82. Четырёхтактный дизельный механизм, имеющий четыре цилиндра, производился на Минском моторном заводе. Двигатель марки Д-243 - второй вариант, который применялся реже.

Запуск мотора осуществляется при помощи электростартера марки Д240/243 либо при помощи пускового двигателя ПД-10, мощность которого составляет 10 л. с. Двигатель имеет переднее продольное расположение.

Трансмиссия

Трактор МТЗ-82 оснащён механической трансмиссией, муфта сцепления однодисковая, сухая, замкнута постоянно.

КПП (коробка передач) имеет 9 ступеней переключения и два диапазона - пониженный (рабочий) и повышенный (транспортный). Общее количество передач составляет: 18 передних и 4 задних. Также возможна установка ходозамедлителя.

На моделях, выпущенных после 1985 года, установлена гидроуправляемая КПП, что позволяет включать одну из четырёх передач в рамках включённого диапазона, без выключения муфты сцепления.

Задний мост оснащён дифференциалом с возможностью блокировки, которая осуществляется при нажатии на специальную педаль, расположенную в кабине машиниста. На более новых образцах установлен переключатель на панели управления.

Оборудование

Гидрооборудование МТЗ-82 представлено гидравлической раздельно-агрегатной системой, которая включает в себя следующие составляющие:

  • клапанно-золотниковый гидрораспределитель, состоящий из трёх секций;
  • насос шестерёнчатый марки НШ-32 (привод осуществляется от двигателя);
  • гидроцилиндр управления навеской;
  • позиционный и силовой регулятор;
  • задний гидравлический цилиндр.

Пневмооборудование состоит из компрессора и распределительного клапана, которые отвечают за работоспособность тормозов прицепа.

В некоторых случаях помимо стандартного электрооборудования трактор МТЗ-82 оборудован кондиционером и сигнализацией.

Дополнительные модификации на базе трактора МТЗ-82

Существует несколько видоизменённых машин, созданных по проекту МТЗ-82.

Трактор МТЗ-82.1 отличается от 82 наличием полного привода и более просторной кабины, а вот МТЗ-82.1 23/12 вдобавок к вышеуказанному имеет увеличенные передние колёса и передний балочный мост.

МТЗ-82Н предназначен для работы на малых склонах (до 16 градусов уклона). Сидение имеет регулировочное устройство для расположения тракториста в вертикальном положении.

МТЗ-82К позволяет работать на крутых склонах (до 20 градусов уклона).

МТЗ-82МК используется в ЖКХ, оснащён всем необходимым для уборки узких переулков и улиц.

Модификация Т-80Л используется в лесничестве и отличается от 82-го двигателем пониженной мощности и одинаковым размером передних и задних колёс. Скорость движения равна 36 км/ч.

Значение трактора МТЗ-82 в сельском хозяйстве и интересные факты

Сельское хозяйство сегодня быстро прогрессирует: на смену сегодняшним новым технологиям и методам приходят завтрашние, ещё более совершенные. Но МТЗ-82 остаётся на производстве уже множество лет, так как данная модель универсальна и способна выполнять множество различных видов работ.

По статистике, 60-70 % тракторного парка любого сельскохозяйственного предприятия состоит именно из МТЗ-82, и его нельзя чем-то заменить, а 82 заменит практически любой трактор в тяговом классе 1.4 и ниже.

Минский тракторный завод экспортирует данную модель тракторов в большинство стран СНГ. На МТЗ-82 можно работать почти в самых суровых климатических условиях, стоит только его немного приспособить и переоборудовать. Также он прост в обслуживании, а устранить неполадки не составляет особого труда.

Трактор МТЗ-82, фото которого можно увидеть в статье, имеет стандартный синий окрас, также изредка можно увидеть и красный цвет модели.

На момент 1998 года количество экземпляров 82-ых по всему миру составляло примерно 1 500 000 штук. На сегодняшний день их немного больше.

Завод "Моссар", который расположен в Саратове, в своё время выпускал мини-копию оригинальных тракторов, которые необходимо было собрать по деталькам. Модель была представлена в масштабе 1:43. Трактор МТЗ-82, фото которого прилагалось к инструкции по сборке, можно было собрать и поместить в свою миниколлекцию с/х техники.

Комментарии