Кадровый аутсорсинг: описание, особенности и преимущества

Работа с человеческими ресурсами предполагает наличие у кадрового работника высокой квалификации. Даже если на предприятии трудится специалист высокого класса, то все равно рутинная работа затягивает и, как правило, времени на управление персоналом и решение стратегических вопросов попросту не хватает. Чтобы решить эту проблему, многие бизнесмены обращаются к услугам аутсорсинговых компаний.

Процесс передачи неключевых функций управления предприятием уже давно передается на откуп аутсорсинговых компаний, включая и управление персоналом.

Возможные функции, которые можно передать на откуп сторонним специалистам

Для более лучшего восприятия все функции мы объединили в таблицу, которая представлена ниже:

Внутрикорпоративная культура

- разработка мотивационных программ для персонала;

- кадровое планирование и составление отчетности;

- разработка и внедрение общей стратегии развития персонала.

HR-консалтинг

- обучение сотрудников;

- оценивание персонала;

- подбор кадров, проведение собеседований;

- проведение семинаров и тренингов.

Кадровый документооборот

- размещение объявлений о наборе персонала;

- обработка, сбор и формирование первичной кадровой документации;

- формирование и ведение архива.

Управление выплатами

- начисление заработной платы;

- формирование премиального фонда и выплат из него.

Последний пункт, пожалуй, самый интересный. Тем более если на кадровый аутсорсинг переходит западная компания, работающая в нашей стране. Запутанность действующего законодательства, включая и начисление заработной платы, часто зарубежных предпринимателей и руководителей ставит в тупик, поэтому именно такие компании, чаще всего отдают на откуп эту функцию сторонним специалистам. Тем более что расчет оплаты труда не относится к стратегическому действию, но кадровики и бухгалтера тратят на это более 60% своего рабочего времени.

Основные причины обращения к сторонним специалистам

Последнее время аутсорсинг кадрового делопроизводства все больше становится популярным, и на это есть несколько причин:

  • на наш рынок «заходит» много зарубежных компаний, которые не в состоянии моментально вникнуть в особенности нашего законодательства;
  • учредители компании не желают нанимать много персонала, заботиться о покупке и обновлении специального программного обеспечения, проще говоря, желают сэкономить;
  • желание собственников фирмы сосредоточится на стратегических и приоритетных задачах, не отвлекаясь на подбор и контроль за персоналом;
  • быстро увеличение обслуживающих подразделений, в сравнении с малыми темпами роста основного бизнеса, то есть фактически сокращение расходов за счет снижения затрат на оплату труда персонала;
  • может быть и обратная ситуация, когда темпы основного производства намного быстрее, а обслуживающий персонал не успевает все обработать и упорядочить.
  • на предприятии множество филиалов, которые имеют разное месторасположение, разбросаны по стране, но все данные стекаются в основной (головной) офис;
  • необходимость срочного поиска квалифицированного персонала, к примеру, для запуска нового проекта;
  • отсутствие специалистов в сфере подбора персонала, начисления заработной платы.

Плюсы кадрового аутсорсинга

Прежде всего, если на предприятии все же остается отдел управления персоналом, то его сотрудники могут сосредоточиться на решении важных вопросов, то есть разрабатывать стратегические планы, касающиеся поиска персонала, его развития, оценивания и поощрения.

Второе преимущество: если даже в отделе персонала заболеет или уволится сотрудник, то не нужно сразу искать замену, отсутствующего сотрудника всегда может заменить сотрудник сторонней организации.

Большую часть ответственности за кадровый аутсорсинг несет привлеченная компания.

И основное преимущество – экономия средств.

Полный и комбинированный аутсорсинг

Кадровый аутсорсинг персонала обычно на первых этапах бывает только на комбинированной основе, то есть функции отдела персонала передаются только частично. Со временем, когда между предприятием и аутсорсинговой компанией устанавливаются доверительные отношения, стороны довольны отношениями, тогда все функции отдаются на откуп сторонней организации.

Как выбрать внешнего исполнителя функций отдела кадров

Перед тем как решиться на кадровый аутсорсинг, собственник предприятия должен для себя понять, что он хочет получить в итоге. Именно ответ на этот вопрос дает полное понимание, того, какие функции необходимо возложить на внешнюю компанию.

Если, нет желания отдавать на аутсорсинг решение стратегических вопросов, связанных с персоналом, то имеет смысл начать сотрудничество с партнером на условиях аутсорсинга кадрового делопроизводства, а в дальнейшем передать функцию начисления оплаты труда. В этом случае специалисты компании освобождаются от рутины и могут заняться более важными вопросами, к примеру, разработкой мотивационной программы, заняться оцениваем персонала.

Если основная цель – разработка и внедрение мотивации, обучение и повышение лояльности к компании, то лучше обратиться в консалтинговую фирму. Для начала компания проведет оценку состояния дел с персоналом, а затем предложит семинары или тренинги, мероприятия по командообразованию и обучению.

Примеры из жизни

Яркий пример – необходимость разработать систему компенсаций и льгот. Такая программа не требует постоянной корректировки, ее всего лишь один раз разрабатывают и в зависимости от надобности, вносят поправки. По сути, это проектная работа, поэтому имеет смысл привлечь стороннюю организацию, специалисты которой имеют опыт в данной сфере. В данном случае, всего лишь найти подходящую компанию, определиться с бюджетом и определить сроки исполнения. В итоге, предприятие экономит финансовые средства и время.

Часто встречаются случаи, когда кадровый аутсорсинг на предприятии предполагает только подбор персонала. Данный вариант предполагает два вида:

  1. Рекрутмент, осуществляется на постоянной основе;
  2. Проектный подбор, то есть поиск или переманивание специалистов высокого класса либо топ-менеджеров.

Оба варианта достаточно затратные как по времени, так и по вложению денежных средств. В первом случае все будет зависеть от регулярности услуги кадровый аутсорсинг. Стоимость во втором случае – это прямая зависимость профессионализма и уникальности профессии, отсюда и немалая цена решения вопроса.

Опасности аутсорсинга

В некоторых случаях стоимость превышает допустимые мерки, причем безосновательно. А иногда предложения сторонних организаций удивляют своей дешевизной. Связано это может быть с множеством факторов. К примеру, у компании нет специалистов, предприниматель только начинают свой бизнес, поэтому и демпингует. Другие компании, наоборот, решив, что у них нет конкурентов, не интересуются тем, что происходит вокруг. Поэтому предпринимателю очень важно очень осторожно подходить к выбору партнера, ведь на откуп отдаются хоть и не самые стратегические, но все же бизнес-процессы.

Отсюда вытекает и другая проблема: передав все функции управления персоналом, собственник бизнеса утрачивает контроль, а если аутсорсинговая компания выполняла недобросовестно свои функции, то восстановить порядок будет достаточно сложно. Как только проблема станет ясна, то придется искать очень быстро новую компанию, предоставляющую такого рода услуги, либо набирать новый персонал к себе в компанию.

Поэтому очень важно осторожно и внимательного подходить к выбору провайдера для ведения кадрового делопроизводства и управления персоналом.

Обязательно обращайте внимание на наличие страховки профессиональной ответственности. Правда, ее наличие не является панацеей, а потому дополнительно обязательно изучите страховые обязательства аутсорсинговой компании, уточните размер страховой суммы.

Как формируется цена на услуги

В зависимости от выбранной формы взаимоотношений формируется и цена. Она будет зависеть от набора услуг, которые могут включать в себя:

  • кадровый учет;
  • аутсорсинг начисления и выплаты заработной платы;
  • подбор кадрового состава;
  • адаптацию;
  • психологическое тестирование как при приеме на работу, так и через определенный промежуток работы на предприятии.

Что касается конкретных сумм, то стоимость услуг, как правило, заметно варьируется и определяется на договорной основе. Конкретные цифры назвать достаточно трудно, так как все зависит от ценовой политики компании, специализации и квалификации нужных вам сотрудников, а также от срока временного найма. Поэтому можно привести только усредненные данные: если численность штатных и внештатных сотрудников в организации составляет от 16 до 50 сотрудников, то месячеая соимость услуг составит 100 USD + 25 USD за каждые 5 человек сверх пятнадцати. Но, повторимся, сумма достаточно условная. Все цифры оговариваются непосредственно с представителем аутсоринговой компании.

Комментарии